search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Гурманы отметят необычный праздник – Международный день эскимо, которому исполняется 100 лет

Константин МЕЖОНОВ: Если Россия не хочет потерять Дальний Восток, надо воспитывать патриотов

Когда два с лишним года назад Константин Межонов стал начальником Управления народного образования администрации Приморского края, его сотрудники ждали кадровой перетряски. Дело известное: новая метла по-новому и метет. Но опасения не оправдались. Революций Межонов делать не стал. Просто собрал коллег, рассказал о том, как видит работу управления, выслушал каждого, определил задачи. Смутные времена в краевом управлении так и не наступили.
У Межонова слаженная профессиональная команда. Три заместителя. Лидия Ивановна Михайлова, заслуженный учитель России, в управлении 17 лет. Научно-педагогические конференции, ежегодные Декады образования, в рамках которых обязательно проходят дальневосточные педагогические выставки-ярмарки, проведение аттестаций и краевого конкурса “Учитель года”, – все это в ее руках. Зама по учебно-воспитательной работе -Виктора Владимировича Станкевича, кандидата педнаук – легче застать в какой-нибудь школе, чем в собственном кабинете. То он на “северах”, то в центральных территориях края. Поэтому о местных проблемах и радостях узнает, что называется, из первых уст. Вопросы социальной защиты детства в компетенции еще одного заместителя – Евгения Юрьевича Доманова. Он тоже частенько “на объектах”. Один из них достраивается сейчас под Владивостоком, в поселке Тавричанка. Если б я заранее не знала, что здание красного кирпича с замысловатой архитектурой будущий оздоровительный центр для детей-сирот, точно бы решила: очередной “новый русский” строит замок. Место ведь красивейшее: сосновый бор, берег Амурского залива. Но факт есть факт. К тому же почти свершившийся. К новому году, по словам прораба Владимира Исаченко, центр краевого подчинения будет уже под кровлей, и дети смогут отдыхать там круглогодично…

Стройка в Тавричанке не единственная. Как ни осложняют жизнь Приморского края экономические трудности, здесь действительно много строят для образования. Очевидно, что без поддержки администрации края такие финансовые затраты местное образовательное ведомство просто бы не потянуло. За последние шесть лет в Приморье открылись 28 новых школ. А в первой половине этого учебного года начнут работу еще пять сельских “одиннадцатилеток”.
– Возьмите любой другой субъект Федерации: где еще строится столько школ?
Увы, такие темпы в России сегодня действительно редкость. Хотя, конечно, очень хотелось бы на вопрос Константина Межонова ответить длинным списком адресов подобных новостроек. Ведь именно с них начинают возрождение опустевшие “неперспективные” села.
…Мы сидим с Константином Анатольевичем в его кабинете. Как и договаривались, наша беседа в недельной приморской командировке – итоговая. В конце концов за все, что происходит в образовании края, ответственен начальник. С него и спрос.
– Константин Анатольевич, телесюжеты с Дальнего Востока в основном связаны с отключением тепла и света. И вдруг на всю страну прогремели забастовки учителей города Уссурийска. Почему сложилась такая ситуация?
– Анализ публикаций центральной прессы и телесюжетов по Центральному телевидению позволяет сделать вывод учительству России, что во всем виновата краевая власть. В действительности социальный взрыв закладывался задолго до начала текущего учебного года, и связано это прежде всего с взаимоотношениями края и федерального центра. Общий долг федеральных структур краю достиг 4 миллиардов рублей. Только за 1998 год краю должны вернуть 592 миллиона рублей. Сформировался огромный долг центра оборонным предприятиям края (а это налоги в краевой и местный бюджеты), значительные средства бюджета идут на поддержку военных, сконцентрированных в крае. Это выводы счетной палаты. Вернув эти средства, можно решить все проблемы. Кроме того, в ходе тщательной двухдневной проверки, проведенной командой полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном округе К.Б.Пуликовского, выяснилось, что краевой бюджет сполна расплатился с Уссурийском. Более того, неумолимые цифры доказывают, что эта территория получила в текущем году из краевого бюджета средств на 10 процентов больше, чем в среднем другие города и районы края.
Чтобы снять социальную напряженность, в течение 2000 года губернатор Приморского края Е.И.Наздратенко трижды направлял целевым образом средства на выплату зарплаты и отпускных работникам образования г.Уссурийска. В настоящее время край в очередной раз погасил долги уссурийских властей учителям. При этом главой администрации г.Уссурийска нарушено межбюджетное соглашение, предписывающее собранные в городе средства направлять на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы в объеме не менее 40 процентов. Фактически за 9 месяцев 2000 года администрацией г.Уссурийска направлено на выплату зарплаты работникам бюджетной сферы собственных доходов 23 процента от общей суммы поступивших доходов.
Российское законодательство, к сожалению, устроено так, что за школы отвечает муниципальная власть. Подобные ситуации уже не раз возникали в разных регионах страны. Полагаю, что с изменением законодательства в области образования (необходимо пересмотреть компетенцию органов власти в отношении школ) случаев, подобных уссурийскому, было бы значительно меньше.
– Даже с вашими темпами строительства школ, наверное, невозможно спасти все деревни и села от вымирания. Многие колхозы почти распались, работы нет, зарплата – мизер. Люди уезжают?
– В этом смысле в России мало исключений. И все-таки у нас количество населения снижается значительно меньшими темпами, чем в других субъектах Федерации Дальнего Востока. Возьмите Магаданскую область, население там сократилось почти в 2 раза. У нас отмечается активная миграция внутри края по вполне определенной причине. Наш киловатт-час очень дорогой. Он значительно выше, например, иркутского. Себестоимость продукции из-за этого повышается, она становится неконкурентоспособной. Предприятиям трудно. Люди начинают уезжать. Так случилось в поселке Восток Красноармейского района, где основа – горно-рудная промышленность. Там прекрасный Дворец культуры, бассейн, и …300 пустых квартир. Люди уехали и не могут их даже продать. Количество детей сокращается, хотя в Востоке две хорошие школы.
Мало детей и в “умирающих” деревнях. Но учатся все. В ближайшую школу ребят доставляют автобусы. На подвозе работает порядка 100 машин, а нужно бы вдвое больше. Парк стареет, новые автобусы дорожают. Администрация края закупает автобусы и передает в сельские школы. В прошлом году получили 10 автобусов, в позапрошлом – 20. В этом планируем приобрести порядка 20. В крае для этого есть специальная программа. Но в идеале она должна быть федеральной. Сельских школ в России больше, чем городских. Федеральные программы развития образования и компьютеризации школ – это прекрасно, но ребенка туда еще надо доставить.
– Образование консервативно, но всегда находятся педагоги, склонные к инновациям. В крае ведется экспериментальная работа?
– У нас 5 федеральных экспериментальных площадок. Это средние школы NN 7 и 19 города Находки, управление народного образования города Арсеньева, НОУ “Азиатско-Тихоокеанская школа”, а также УНО администрации Приморского края.
– Расскажите, пожалуйста, о региональном компоненте.
– Приморье расположено на стыке границ и культур. Основное население – потомки переселенцев. Это были решительные люди. Не каждый готов сняться с якоря, отправиться в далекие земли и закрепиться там. К тому же переселенцам пришлось столкнуться с тяжелейшими природными условиями. Все это наложило отпечаток на менталитет, сформировало дальневосточный характер. Географическое положение отразилось и не менталитете наших соседей. То китайцы считают, что мы прихватили их исконную территорию, то японцы заявляют права на Курилы… Учитывая все это, нашим ребятам просто необходимо знать историю, географию, биологические особенности Дальнего Востока и Приморья. Но главное – мы никогда не отказывались от военно-патриотического воспитания. Здесь оно просто необходимо.
Недавно я ездил с группой заведующих отделами народного образования в Китай, в провинцию Хейлуцзян. Там военную подготовку и патриотическое воспитание никогда не отменяли, потому что это физическая выносливость, закалка, формирование тактического мышления на поле боя, умение сориентироваться в экстремальных ситуациях. И кроме того, любовь к Родине. Назову цифры, которые не требуют комментариев. В Приморье живет два с небольшим миллиона человек. А в одной только провинции Хейлуцзян – 113 миллионов. В другой соседней провинции – больше 80 миллионов. Я не призываю военизировать нашу школу и повсеместно вводить начальную военную подготовку. Однако совершенно необходимо уделять серьезное внимание патриотической работе. Если российский народ не хочет остаться без Дальнего Востока, надо заниматься не только поддержкой армии, но и сознанием людей.

Ольга МАКСИМОВИЧ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте