1 сентября в силу вступает новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», так что очередной учебный год предъявит к школьникам и педагогам уже иные требования. Как известно, обсуждение проекта нового закона вызвало целый шквал критики. И даже сейчас, когда документ принят, он заставляет руководителей школ и педагогов искать ответы на вопросы, с которыми они сталкиваются в ходе изучения закона, ведь от этого во многом зависит их профессиональное будущее. Впрочем, на это и был рассчитан семинар-совещание по вопросам реализации нового федерального закона, который прошел в Московской областной Думе.
Несмотря на каникулярный период, у многих управленцев в образовании сейчас самая горячая пора. Все активно работают над разработкой новых региональных законов об образовании. «Необходимый проект закона в Московской области уже разработан. Группа разработчиков проверяет сейчас соответствие этого документа требованиям федерального закона. Думаю, к 1 сентября мы его примем», – отметил заместитель Председателя Московской областной Думы Валентин Куликов. Тем не менее на сегодняшний день далеко не во всех регионах новая нормативно-правовая база в сфере образования находится в такой стадии готовности, да и не все обладают такой мощной ресурсной базой, которая, например, уже позволила перевести на обучение в соответствии с федеральными государственными стандартами 24% школьников Московской области. Так, лишь в минувшем году на модернизацию школ было выделено 2 млрд рублей из областного бюджета. Естественно, что такие темпы совершенствования этой непростой системы не могут не радовать область, поэтому, как отметил Валентин Куликов, хочется верить, что новый закон не ухудшит эти показатели. Тем не менее, вопросы и опасения, связанные с введением ряда положений Федерального закона «Об образовании в РФ», еще есть. Однако эти опасения, по словам участников семинара-совещания, нередко необоснованны, ведь новый закон во многом направлен на то, чтобы привести нормы, регулирующие сферу образования, в соответствие со сложившейся практикой, и потому не предполагает революционных изменений.
«В старом законе система образования не делилась на те виды, которые существовали на практике. В новом законе это отражено. Изменен и понятийный аппарат документа: даны определения видов образования, по-другому выстроены его уровни. В общем и целом закон коррелируется с Конституцией РФ», – подчеркнула директор Департамента правового обеспечения деятельности Министерства образования и науки РФ Марина Лукашевич. Кроме того, Марина Лукашевич постаралась развеять мифы, которыми уже успел обрасти новый закон и которые так сильно будоражат педагогическое сообщество. Например, то, что начальное профессиональное образование, которое в законе включено как уровень в среднее профессиональное образование, вовсе не свидетельствует о грядущей реструктуризации. По крайней мере это прерогатива регулирования уже других нормативных документов и глубокой оценки эффективности работы образовательных организаций. Одна из целей нового закона – привести понятийный аппарат образовательной сферы к стройной логичной системе, что никоим образом не отразится на образовательных учреждениях негативно.
Кстати, в том, что касается привычного слуху слова «учреждение», которое часто употребляется в образовательной среде, в законе оно заменено на понятие «организация». Опять же из соображений удобства и для того, чтобы привести документ в соответствие с Гражданским кодексом, а также чтобы снять остроту проблемы правоприменения закона в отношении некоммерческих организаций. В новом Законе «Об образовании в РФ» закреплены только типы образовательных организаций. В связи с этим до 2016 года наименования всех образовательных организаций должны быть приведены в соответствие с требованиями закона. Тем не менее, для дошкольных организаций и школ почти ничего не изменится, а учреждения начального и среднего профобразования и высшие учебные заведения должны будут переименоваться. Так, в новом наименовании должна использоваться следующая структура: указание на организационно-правовую форму и тип образовательной организации согласно 23 ст. Закона «Об образовании в РФ». Все остальные составляющие, в том числе и вид организации, теперь будут относиться к «специальным наименованиям», и они могут быть сохранены, но проверяться правомочность их использования не будет. В частности, речь идет о таких наименованиях, как «лицей», «специальное», «коррекционное» и т.д.
Одним из новшеств закона является упоминание о конфликтной комиссии в образовательной организации. Теперь ее создание обязательно, и законодатели надеются, что такая структура поможет урегулировать достаточно частые в последнее время конфликтные ситуации в образовательных коллективах. По словам Марины Лукашевич, новый закон по отдельным направлениям более детально регламентирован, и потому регионам будет легче создавать свои документы, ведь то, что уже прописано на федеральном уровне, дублировать на региональном не требуется.
Тем не менее при всех заверениях разработчиков закона многое еще остается неясным, и регионы боятся, что не смогут взять ту планку, которую задает закон. «Основные опасения регионов связаны с тем, что у них не хватит средств для реализации этой высокой планки. Например, одно из требований – обучение в одну смену. Это может создать проблемы в целом ряде регионов, особенно принимая во внимание то, что количество детей, которые пойдут в этом году в первый класс, больше, чем в предыдущем. И эта тенденция будет сохраняться на протяжении нескольких лет», – подчеркнул председатель Комитета Государственной Думы по образованию Вячеслав Никонов. Впрочем, строго критиковать новый закон, по мнению Вячеслава Никонова, не стоит: серьезных мин, которые могли бы подорвать российское образование, здесь точно нет. Была проведена большая экспертная работа, принято более 40 тысяч предложений от профессионального сообщества, поэтому говорить о том, что работа над документом велась без участия настоящих практиков образования, нельзя.
Наоборот, как отметили присутствовавшие, большого интереса задавать вопросы у части образовательного сообщества сейчас нет. Это понятно, они массово возникнут 1 сентября, когда придется применять положения закона. Хотя уже сейчас на сайте Минобрнауки России можно обменяться мнениями о законе, оставить свои замечания. Именно поэтому Марина Лукашевич призвала всех, кого касается этот закон, помочь сделать его таким документом, который бы не только не мешал образовательной сфере, но и дал ей новый импульс развития.
Фото автора
Комментарии