search
main
0

Конференция Чтобы сделать детей Конференция более счастливыми

Всероссийская научно-практическая конференция “Актуальные задачи гражданского образования России” в конце сентября состоялась в Учебном центре, расположенном в старинном здании – знаменитом Доме Кочубея (Царское Село). Ее провели Министерство образования РФ и Санкт-Петербургский институт права имени Принца П.Г. Ольденбургского при поддержке международного образовательного DEEP Project. Среди участников были учителя и директора школ, преподаватели вузов и институтов повышения квалификации работников образования, представители нашего министерства, авторы программ, профессора американских университетов.
Открыл конференцию ректор Института права Виктор Пронькин. Были зачитаны приветствия первого заместителя министра образования Виктора Болотова, председателя экспертного совета по гражданскому образованию Госдумы Александра Шишлова, консула по вопросам прессы и культуры Консульства США в Санкт-Петербурге Дэвида Сифкина.
В стенах этого здания, в великолепных его залах часто собираются люди, считающие себя ответственными за гражданско-правовое воспитание сегодняшних школьников. Они хорошо осознают, что от их усилий, их компетентности, их служения идее воспитания граждан зависит будущее страны. Именно такие люди собрались и на этот раз. Виктор Пронькин предложил собравшимся поразмышлять над тем, что сегодня является наиболее важным в гражданском образовании, высказать свою точку зрения о первостепенных задачах. И в самом деле, здесь в атмосфере доброго расположения друг к другу рождались интересные идеи, находились ответы на многие обсуждаемые вопросы. Дух творчества, дух сотрудничества объединял всех участников на протяжении всех дней и способствовал их плодотворной работе.
Перед собравшимися выступила Светлана Дубовик – координатор программ Российского национального тренингового фонда. Она рассказала о проектах, которыми занимается эта организация, о конкурсе учебников, об учебной литературе, размещенной на электронных носителях. Цель этого – поддержать учителей, которые используют компьютерные технологии.
Профессор Гарвардского университета, содиректор проекта DЕЕР Джанет Вайллант отметила, что сегодня в России существует большое количество проектов по гражданско-правовому образованию, чтобы согласовать их деятельность, необходимо создать общую платформу, которая может стать базовой.
Выступление Наталии Элиасберг, заведующей кафедрой теории и методики гуманитарного образования Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства, было выслушано с особым вниманием, ее методики, учебные книги известны многим педагогам страны. Она раскрыла суть своей модели этико-правового образования, созданной более десяти лет назад. Ядром этой системы, отличающейся практической направленностью, является гражданское воспитание. Главная цель ее – подготовить детей к современной жизни, а значит, сделать их более счастливыми. Наталия Ильинична подчеркнула, что не может быть и речи о гуманистических ценностях без воспитания чувства Родины, поэтому первый свой учебник она назвала “Гуманистические ценности европейской цивилизации”, а второй – “Права человека в свободной стране”. Почему так важно правильно выбрать название учебного пособия? А потому, чтобы воздействовать не только на разум, но и на чувства. Гражданская позиция, основанная на чувствах, глубже, нежели на одной логике, потому что логика, по мнению Элиасберг, подчас убивает чувства. Учитель должен прежде всего нести нравственные начала. Это было всегда традицией русской школы. И с этой точки зрения необходимо разнообразить методы.
Заместитель директора Британского совета Елена Ленская говорила о такой важной категории гражданского образования, как толерантность, а также о выращивании новых авторских коллективов, создающих учебники, о переподготовке учителей истории, занимающихся гражданско-правовым образованием.
Тамара Тюляева, главный специалист Министерства образования РФ, заострила внимание участников конференции на вопросах оценивания ответов учащихся. Эта проблема затем была более подробно обсуждена во время работы в малых группах.
Но, пожалуй, самую большую дискуссию вызвало выступление генерального директора НПО “Школа самоопределения”, президента Ассоциации демократических школ Александра Тубельского. Сначала его рассказ, а затем и видеофильм подробно познакомили всех с особенностями демократического уклада школьной жизни, когда весь учебный процесс строится с учетом всех демократических норм, когда ученики участвуют в формировании критериев оценки работ, когда они сами могут выбирать курсы или предметы и составляют свои индивидуальные образовательные планы.
Участников конференции прежде всего интересовал вопрос: почему в других школах, где тоже была попытка, используя опыт Тубельского, установить такой же уклад школьной жизни, ничего не получилось? Отвечая на него, Александр Наумович подчеркнул, что уклад начинается с демократически мыслящего директора, что в его школе с самого начала была предоставлена свобода выбора. Ограничивают эту свободу только школьные демократические законы.
В разработке их дети принимают непосредственное участие. А самым первым был принят закон о защите чести и достоинства.
Опыт правового поведения приобретают не только ребята, но и учителя. Это актуально для нашей страны, потому что у большинства педагогов, да и других взрослых раньше такого опыта не было. Учителя, привыкшие к авторитарному способу общения с учениками, не смогут соблюдать демократические процедуры, будут препятствовать созданию демократической атмосферы как на уроках, так во всей школьной жизни.
Собравшихся интересовали многие вопросы об укладе школы Тубельского: при свободе выбора учебных предметов не станет ли ученик демократическим деспотом, диктующим свою волю учителям и директору? Но главное, что волновало коллег: что ждет выпускника такой школы за ее порогом? Пригодится ли ему опыт правовых взаимоотношений, полученный в школе, во взрослой жизни?
Александр Наумович ответил так: выпускники его школы не позволяют манипулировать собой, ответственны за все свои действия, они в своих промахах и ошибках винят только себя, а не родителей, учителей, правительство страны. Они сами ищут выход из ситуаций, в которые попадают.
Все с удовольствием участвовали в ярмарке “Гражданское образование в регионах России”. Были подготовлены красочные плакаты, из которых хорошо было видно, что делается в этом отношении в каждой из представленных территорий.
Рассказы об опыте представителей Владимира, Волгограда, Кирова, Красноярска, Москвы, Орла, Рязани, Томска, Санкт-Петербурга, Сочи, Твери, Тулы были оригинальны и по содержанию, и по форме подачи с использованием юмора, неожиданных вопросов и интересных исторических параллелей.
На протяжении двух дней десять малых групп работали над меморандумом “Актуальные задачи гражданского образования России”. Были выделены четыре проблемы: “Интерактивные методы в гражданском образовании”, “Оценивание в гражданском образовании”, “Уклад учебного заведения”, “Социальное проектирование”.
Десять малых групп обсудили все разделы этого документа и внесли свои изменения. В последний день меморандум в его новой редакции был одобрен всеми участниками конференции.
Маргарита КУРГАНОВА

Меморандум
“Актуальные задачи гражданского образования России”
Итоговый документ Всероссийской научно-практической конференции “Актуальные задачи гражданского образования России”
Санкт-Петербург,
25-28 сентября 2002 года

Проблемы и задачи в области гражданского образования находятся в центре внимания многих специалистов, творческих групп, организаций, участников различных конференций, встреч, семинаров. Всероссийская научно-практическая конференция “Актуальные задачи в области гражданского образования России” (Санкт-Петербург, 25-28 сентября 2002 года), организованная Министерством образования России и Санкт-Петербургским институтом права имени Принца П.Г.Ольденбургского при поддержке DEEP Project, поставила перед собой задачу – объединить точки зрения разных сил, применив на практике “гражданские” идеи сотрудничества и толерантности.
Цель меморандума как итогового документа конференции – предложить общее видение задач в области гражданского образования и направления их решения, иными словами – выработать общую платформу, на основе которой могла бы продолжаться продуктивная работа всех участников гражданского образования.
Меморандум обращен к учащимся и педагогам всех учебных заведений, к работникам сферы управления образованием, сотрудникам государственных, общественных и коммерческих организаций, а также всем, кому небезразлична судьба гражданского образования и российского общества.
Меморандум подлежит широкому и свободному распространению и открыт для дальнейшего обсуждения, дополнения и изменения. Все особые мнения будут прилагаться к основному тексту меморандума и будут составлять его неотъемлемую часть. Все предложения собирают до 31 мая 2003 года оргкомитет конференции, а также ответственный редактор меморандума Вячеслав Державин. Почтовый адрес оргкомитета: 199178, Санкт-Петербург, В.О., Малый пр., 34, Санкт-Петербургский институт права им. Принца П.Г.Ольденбургского (оргкомитету конференции “Гражданское образование-2002”). Тел. (812) 327-73-14. Факс: (812) 324-88-27 или 328-71-44. Электронная почта: office@livinglaw.spb.ru; обязательная копия: Derjavine@mail.ru (в письме, пожалуйста, укажите тему: “Меморандум-2002”)

Структура меморандума
1. Что такое гражданское образование.
2. Компетентностный подход в гражданском образовании.
3. Учебные дисциплины: их роль в гражданском образовании.
4. Уклад учебного заведения: его роль в гражданском образовании.
5. Интерактивные и активные методы обучения: их роль в гражданском образовании.
6. Оценивание в гражданском образовании.
7. Подготовка педагогов к реализации идей гражданского образования в высших и средних профессионально-педагогических учреждениях.
8. Институты повышения квалификации: их роль в гражданском образовании.
9. Роль общественных объединений и организаций в продвижении идей гражданского образования.
Раздел 1.
Что такое гражданское образование
Гражданское образование – это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.
Гражданское образование невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.

Задачи работников сферы управления образованием:
Содействовать пониманию педагогами сущности гражданского образования.
Оказывать помощь педагогическим коллективам в реализации целей и задач гражданского образования.

Задачи каждого педагога:
Осознать себя участником гражданского образования.
Определиться относительно ценностей демократии и гражданственности для себя лично и найти свое место в системе гражданского образования.
Выработать адекватную программу своих действий.

Раздел 2.
Компетентностный подход в гражданском образовании
Компетентностный подход предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского образования (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий). Гражданская компетентность может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей, каждая из которых удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность:
Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации.
Компетентность социального выбора – способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами.
Компетентность социального действия – способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения.
Коммуникативная компетентность – способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем.
Учебная компетентность – способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.
Подчеркивая, что компетентностный подход в настоящее время является одним из основных для гражданского образования, мы считаем необходимым отметить два важных момента.
Во-первых, реализация компетентностного подхода не может осуществляться в отрыве от обретения гражданских ценностей, включающих в себя определенные идеалы, убеждения и соответствующую нравственную позицию, без которых невозможно становление действительной гражданской компетентности. Гражданская компетентность в отличие от ряда других компетентностей не может быть сформирована без опоры на гражданские ценности и не может реализовываться вне системы ценностных ориентиров.
Во-вторых, необходимо понимать, что процесс становления компетентности как “доказанной готовности к деятельности” может осуществляться только в совместной деятельности тех, кто учит и учится, и в деятельности же компетентность только и может реализовываться. Вот почему гражданская компетентность предполагает как наличие определенной жизненной позиции, так и внутренней готовности к ее реализации и может в полной мере проявиться только в реальной жизненной ситуации.
Поскольку гражданская компетентность выступает как своего рода синтезирующая компетентность, базирующаяся на целом ряде ключевых компетентностей, то задача создания условий для ее становления не может быть решена средствами только традиционного гражданского образования (дисциплины и курсы социально-политического цикла). Огромную роль в этом процессе играют другие образовательные компоненты. Именно поэтому стандарты в гражданском образовании должны строиться на принципиально иных основаниях, и прежде всего не как стандарты-минимумы, а как многоуровневые и многопозиционные стандарты-ориентиры. Пока создать такие стандарты, стандарты нового поколения, не удалось, и до тех пор, пока они не появятся, внедрение стандартов в учебный процесс недопустимо.

Задачи работников сферы управления образованием:
Содействовать разработке стандартов гражданского образования нового поколения, отвечающих идеям компетентностного подхода.
Оказывать поддержку исследовательским работам, ориентированным на внедрение в практику гражданского образования компетентностного подхода.

Задачи педагогов:
Овладение основными принципами компетентностного подхода.
Осознание единства становления гражданской компетентности, обретения гражданской позиции деятельностными подходами к процессам образования.

Раздел 3.
Учебные дисциплины: их роль в гражданском образовании
Цели и задачи гражданского образования реализуются в рамках всех предметов на интегративной основе (методологической, содержательной, технологической и других).
Предметы социально-гуманитарного цикла дают учащимся систематическое представление об обществе и непосредственно направлены на становление гражданских компетентностей. Независимо от того, избран ли сквозной вариант преподавания предметов этого цикла (один предмет, проходящий через весь период обучения) либо их рациональное сочетание по ступеням образования (последовательно сменяющие друг друга предметы), эти предметы должны являться основой системы гражданского образования, осуществляемого в рамках учебного процесса. Вместе с тем они должны быть тесно взаимосвязаны как с другими предметами, так и с внеучебной деятельностью учащихся, а также с деятельностью по развитию уклада жизни учебного заведения. В этом плане урок может и должен стать тем местом, на котором происходит либо запуск процессов демократизации в образовательном учреждении, либо анализ опыта гражданского действия и поведения.
В рамках других учебных дисциплин также происходит гражданское образование.
Во-первых, при обсуждении и решении общественно значимых проблем, связанных с той или иной дисциплиной, создаются условия для становления гражданских компетентностей и обретения соответствующих ценностей (например, проблемы экологии на уроках географии, биологии и зоологии, проблемы клонирования и генетических мутаций на уроках анатомии, зоологии, биологии; проблемы гонения на ученых – на уроках биологии, физики, астрономии; социальные проблемы на уроках истории и т.д.).
Во-вторых, гражданские компетентности тесно связаны с универсальными умениями и способностями, которые проявляются и в других сферах жизни (не только в социальной сфере). Освоение учащимися способов и приемов исследовательской деятельности, поиска и анализа информации, разрешения конфликтов, общения, принятия решений, овладение учебными навыками – все это служит развитию гражданских компетентностей. Понимание этого позволит педагогам наполнить новым смыслом привычные занятия, использовать в полной мере богатейшие возможности учительской кооперации и межпредметных связей.

Задачи работников сферы управления образованием, авторов стандартов и учебников:
Пройти соответствующую подготовку (курсы, тренинги, рабочие семинары, стажировки) и осуществить необходимые исследования для создания образовательных стандартов, учебников и учебных пособий по различным предметам, адекватных современному пониманию гражданского образования (в частности, требованиям компетентностного подхода).
Включить блок гражданско-правовых дисциплин в федеральный компонент Базисного учебного плана.

Задачи педагогов:
Пройти курсы повышения квалификации.
Переработать или внести изменения в учебные программы с целью эффективной реализации идей гражданского образования.

Раздел 4.
Уклад учебного заведения: его роль в гражданском образовании
Воспитать гражданина, члена демократического общества, возможно только в демократическом учебном заведении, поэтому одним из первых шагов к созданию адекватного образовательного пространства должно стать формирование демократического уклада жизни школы, колледжа, вуза. Уроки граждановедения или обществознания неспособны сами по себе сформировать гражданина, тем более если отношения в учебном заведении не являются демократическими. Гражданское образование – это своего рода социальный проект для всего учебного заведения. Демократический уклад как модель открытого гражданского общества в совокупности с разнообразной внеаудиторной деятельностью является условием, при котором только и возможно формирование гражданской компетентности, обретение учащимися и педагогами опыта демократического поведения, опыта активной гражданской позиции.

Основными компонентами демократического уклада жизни учебного заведения выступают:
Организация учебного процесса на демократических началах.
Организация учебного заведения как системы взаимопроникающих образовательных пространств.
Участие всех членов школьного сообщества в создании норм и правил общей жизни (локального законодательства).
Открытость принимаемых решений.
Наличие выборных органов управления с включением в них как педагогов, так и учащихся и их родителей.
Наличие социально-трудовой практики, в том числе направленной на решение проблем местного сообщества как обязательного элемента образовательного пространства.
Наличие разнообразных коллективных творческих дел и проектов, которые создают условия для самовыражения, самореализации, проявления индивидуальности ребенка и взрослого.
Значительно углубляет и расширяет демократический уклад жизни привнесение в него опыта участия ребенка в образовательных и социальных пространствах вне учебного заведения. Это требует тесной связи школ и вузов с учреждениями дополнительного образования, социальными и общественными организациями.

Задачи работников сферы управления образованием:
Создание благоприятных условий для формирования демократического уклада в учебных заведениях.
Включение в программы педагогических учебных заведений и институтов повышения квалификации специальных курсов, модулей по проблемам демократического уклада.

Задачи педагогов:
Пройти соответствующие программы повышения квалификации и обмена опытом.
Участвовать в формировании и совершенствовании демократического уклада учебного заведения.

Раздел 5.
Интерактивные и активные методы обучения: их роль в гражданском образовании
Очевидно, что простая трансляция знаний или отработка отдельных интеллектуальных умений не только не исчерпывают возможного спектра методов гражданского образования, но и не должны являться преобладающими. Наиболее адекватными с точки зрения становления гражданских компетентностей и гуманистических демократических ценностей являются интерактивные методы, которые предполагают взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса в процессе решения учебных и практических задач. К этим методам относятся, например, медиации в разрешении конфликтных ситуаций, дебаты и дискуссии, ролевые игры, социальные проекты, коллективные решения творческих задач и др.
Именно активные и интерактивные методы создают необходимые условия как для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности, так и для осознания и принятия ими гражданских ценностей, для накопления опыта гражданской деятельности.

Задачи работников сферы управления образованием, авторов стандартов и учебников:
Пройти соответствующую подготовку с целью разработки перспективных образовательных стандартов и УМК по различным предметам социогуманитарного цикла, ориентированных на широкое использование интерактивных методов обучения.

Задачи педагогов:
Пройти подготовку или переподготовку с целью повышения уровня компетентности при выборе учебных программ и УМК, разработки собственной образовательной практики, включая программы внеучебной деятельности, ориентируясь на максимально эффективное использование интерактивных методов обучения.
Раздел 6.
Оценивание в гражданском образовании
Под оцениванием в гражданском образовании следует понимать не “выставление отметок” ученику (учителем) и учителю (проверяющим), а процесс мониторинга, нацеленный на улучшение качества преподавания и качества проектов гражданского образования.
Основными компонентами гражданских компетентностей, подлежащими оцениванию, являются умения, навыки и знания. При этом знания не могут быть основой для оценивания. Главным объектом оценивания должна быть деятельность учащихся. Критерии такого оценивания нуждаются в серьезной разработке, осуществляемой в тесном взаимодействии образовательных учреждений со всеми заинтересованными государственными и общественными институтами.
Морально-ценностные ориентиры учащихся не подлежат оцениванию. Цель педагога – создавать условия, позволяющие учащимся осознавать и выражать свои пристрастия, чувства, стоящие за ними убеждения, верования, ценности, а также задумываться о них, развивать и укреплять.
Процесс оценивания успешности ученика в становлении его гражданской компетентности должен быть открытым, демократическим и складываться из оценки педагога и собственной оценки самого ученика. Поскольку способность к самооцениванию является важной характеристикой компетентной личности, критерии оценивания должны стать составной частью обучения – предъявляться ученику, обсуждаться и разрабатываться учеником и учителем совместно.
Это же относится и к оцениванию деятельности педагога и учебного заведения в целом по созданию условий для становления гражданской компетентности учащихся. При этом к такому оцениванию должны привлекаться широкая педагогическая общественность, общественно-профессиональные и общественные организации, заинтересованные в становлении и развитии гражданского общества в нашей стране. Одной из наиболее адекватных форм такого оценивания является общественно-педагогическая экспертиза учебного заведения.

Задачи работников сферы управления образованием:
Создавать условия, обеспечивающие разработку критериев и способов оценивания гражданских компетентностей (включая возможность взаимодействия с педагогами-разработчиками других стран), поддерживать соответствующие инициативы в этой области.
Обеспечить включение в программы подготовки и переподготовки работников образования курсы, связанные с методами оценивания гражданских компетентностей.
Обеспечить разработку и внедрение системы мониторинга условий образовательного учреждения, обеспечивающих становление гражданских компетентностей участников образовательного процесса, привлекать к оцениванию уклада школы общественно-профессиональные сообщества и заинтересованные общественные организации.
Задачи педагогов:
Осваивать разрабатываемые способы оценивания гражданских компетентностей.
Участвовать в разработке способов оценивания этих компетентностей.
Создавать совместно с учениками адекватные формы оценивания.
Интегрировать оценивание в учебный процесс.

Раздел 7.
Подготовка педагогов к реализации идей гражданского образования в высших и средних профессионально-педагогических учреждениях
От того, какой педагог придет в учебное заведение, зависит качество гражданского образования, характер уклада жизни этого заведения. Учитель не только сам должен быть гражданином и обладать гражданскими компетентностями, но и должен уметь создавать условия для становления гражданской компетентности и соответствующих ценностей у своих учеников.
Решить эту задачу можно только совместными усилиями всех педагогических образовательных учреждений. При этом педагогические университеты (институты, факультеты) должны выступать системообразующим фактором, объединяющим и координирующим деятельность педагогических классов средних школ, педагогических колледжей (училищ), системы последипломного образования учителей, а также общественных центров, исследующих проблемы гражданского образования. Условием эффективной реализации основных задач гражданского образования в вузах является создание системы адресной подготовки преподавателей высшей школы – координаторов гражданского образования.
Задачи работников сферы управления образованием:
Включение в ЕКС новой специальности “Преподаватель гражданско-правовых дисциплин”, выделение для нее бюджетных мест в вузах, внесение соответствующих дополнений в стандарт высшего образования.

Задачи педагогических учебных заведений:
Развитие у будущих учителей ключевых компетентностей, необходимых для успешной реализации идей гражданского образования.
Проектирование образовательной среды педагогического учебного заведения как пространства накопления, обогащения опыта гражданского самоопределения и становления гражданственности специалиста.
Разработка и обоснование модели гражданского образования в вузе (ценности, цели, содержание, технологии, условия и ресурсы) при непременном учете региональной специфики.
Разработка и внедрение в учебный процесс курсов и модулей, связанных с подготовкой будущих педагогов как активных участников процесса демократизации школы, в том числе формирования демократического уклада школьной жизни, осуществляя при этом тесное сотрудничество со школами и другими учебными заведениями, прежде всего с теми, где ведется активная работа в этом направлении.
Акцентирование и обогащение граждановедческой проблематики в содержании психолого-педагогических, общегуманитарных и специальных учебных дисциплин.
Создание информационного обеспечения гражданского образования: интегративных курсов, учебных модулей, различных программ практики, банка данных, ориентированных на становление педагога-гражданина.
Определение оптимального сочетания традиционных и инновационных технологий, направленных на создание условий для становления гражданских компетентностей и соответствующих нравственных ценностей.
Разработка критериев и показателей эффективности гражданского образования и диагностического инструментария для отслеживания динамики становления ключевых гражданских компетентностей будущего педагога.

Раздел 8.
Институты повышения квалификации
Институты повышения квалификации работников образования (ИПКРО) имеют дело с уже работающими учителями, которые (в отличие от студентов педвузов), как правило, связали свою судьбу со школой и которые могли прийти в школу не из педвуза. Роль ИПКРО нельзя переоценить, ибо любое внедрение новых идей требует систематического повышения квалификации учителей. Необходимо при этом обеспечить тесное сотрудничество институтов со специалистами в области гражданского образования, так как сегодня обнаруживается неподготовленность кадров для модернизации образования и решения названных ниже задач. Важным резервом является использование потенциала тех школ, которые занимают ведущие позиции в области гражданского образования и которые могут стать базовыми центрами подготовки и переподготовки учителей.

Задачами ИПКРО в сфере гражданского образования являются:
Прохождение всеми сотрудниками и преподавателями, имеющими дело с гражданским образованием, соответствующей подготовки и переподготовки, программ обмена опытом для всех преподавателей ИПКРО.
Создание специальных курсов, учебных модулей и программ практики (и соответствующих учебных пособий), позволяющих каждому учителю овладевать интерактивными методами преподавания, методами оценивания гражданских компетентностей, методами ведения внеучебной деятельности и формирования демократического школьного уклада и курсов для обучения административных и социальных работников, классных руководителей и психологов, учителей истории, граждановедения, обществознания, права и др.
Внедрение интерактивных и практико-ориентированных методов преподавания и оценивания в свой собственный учебный процесс, создание демократического уклада в самом ИПКРО.
Создание на базе ИПКРО научно-исследовательских лабораторий по проблемам гражданского образования, целью которых станет:
расширение информационно-ресурсной базы по гражданскому образованию, включающей нормативно-правовой аспект, информацию об альтернативных формах и возможностях повышения квалификации в области гражданского образования, банк данных отечественных и зарубежных авторов-исследователей в области гражданского образования и их публикаций (в том числе и в периодических изданиях), тематические каталоги по периодическим изданиям, современные средства информационного обеспечения, научно-консультационный блок;
обобщение и распространение опыта по интеграции идей в области гражданского образования в системе непрерывного педагогического образования;
формирование позитивного практического опыта в гражданском образовании через проведение педагогических мастерских на базе опорных школ, имеющих богатый опыт по реализации идей гражданского образования;
создание системы мониторинга состояния и эффективности подготовки в аспекте гражданского образования.

Раздел 9.
Роль общественных объединений и организаций в продвижении идей гражданского образования
В настоящий период, когда гражданское образование в России находится в стадии становления, роль общественных объединений и организаций в развитии этого процесса особенно велика. Педагоги могут и должны стать активными участниками этих организаций, помогая им сосредоточить свои усилия на тех направлениях, которые могли бы оказать российскому граждановедению существенную помощь и поддержку:
Стимулирование и поддержка интереса общественности к задачам гражданского образования, в том числе с помощью СМИ и электронных средств коммуникации.
Объединение всех тех, кто заинтересован в решении проблем гражданского образования, и поддержка их инициатив.
Лоббирование и распространение идей гражданского образования в государственных структурах.
Содействие организации и проведению независимых граждановедческих экспертиз.
Содействие в создании экспериментальных площадок для проявления гражданских инициатив.
Привлечение дополнительных финансовых средств к решению проблем гражданского образования, особенно на уровне школ.

Заключение
Как видно из перечня проблем, обозначенных выше, решение задач становления и развития в нашей стране системы гражданского образования, отвечающей требованиям времени, требует сотрудничества и взаимопонимания всех сторон, заинтересованных в этом процессе, органов власти и управления, педагогов, общественных организаций. Мы приглашаем всех к дискуссии, предлагая наше видение как целей и задач гражданского образования России, так и некоторых путей решения стоящих перед нами проблем.
Мы надеемся, что обсуждение данного меморандума будет способствовать и установлению так необходимого нам всем взаимопонимания, и обретению форм более тесного и плодотворного сотрудничества.
Только при этих условиях мы можем рассчитывать, что наша общая цель – построение гуманного демократического общества, общества, способного дать ответ на вызовы ХХI века, – будет достигнута.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте