search
main
0

Конь и трепетная лань. Художественная дидактика как наука и искусство

Ху­до­же­ствен­ная ку­ль­ту­ра шко­ль­ни­ка фор­ми­ру­ет­ся в хо­де ху­до­же­ствен­но­го образования как про­цес­са, де­тер­ми­ни­ру­юще­го раз­ви­тие спо­соб­но­сти чувс­тво­вать, по­ни­мать, лю­бить и оце­ни­вать яв­ле­ния ис­кус­ст­ва, на­слаж­да­ть­ся ими, эмо­ци­она­ль­но по­ло­жи­те­ль­но вос­при­ни­мать об­раз­цы вы­со­ко­го ху­до­же­ствен­но­го твор­че­ства, ис­пы­ты­вая по­треб­ность в сис­те­ма­ти­че­ском об­ще­нии с ними. Образовательная технология в этом пропедевтическом процессе, безусловно, играет ведущую роль, которая представляется особо значимой на этапе первоначального накопления художественного материала и освоения базовых художественных знаний.

Дидактические основания создания перспективных образовательных технологий в сфере школьного художественного образованияПроцесс создания перспективных образовательных технологий в сфере школьного художественного образования напрямую связан с анализом возможностей той или иной обучающей технологии улучшить или кардинально преобразовать сам процесс развития художественной культуры обучающихся. Теоретический анализ показывает, что подобными возможностями обладают уже упоминавшиеся образовательные технологии, основывающиеся на:- личностной ориентации педагогического процесса;- игре;- дифференцированном обучении по интересам обучающихся;- технологии индивидуализированного обучения Е.Ильина;- технологии «неуроков литературы» Л.Макмак.В центре внимания личностно ориентированных технологий – уникальная целостная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих художественных возможностей, она открыта для восприятия нового художественного опыта, способна на осознанный и ответственный выбор образцов художественного творчества. А достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью художественного развития в отличие от формализованной передачи воспитаннику общеизвестных художественных норм и знаний в традиционной педагогической технологии.Своеобразие парадигмы дидактических задач личностно ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, художественное развитие не по чьему-то пожеланию, а в соответствии с природными способностями.В наше время меняется сам смысл школы, в ней рождается новая дидактическая установка, происходит сдвиг «от человека образованного» к «человеку культуры», сопрягающему в своем мышлении и деятельности ценностные, смысловые спектры. И потому дидактические основания создания перспективных образовательных технологий в сфере школьного художественного образования базируются на педагогическом анализе возможностей той или иной обучающей технологии улучшить или кардинально преобразовать сам процесс становления и развития художественной культуры обучающихся.Дидактические основания использования перспективных образовательных технологий в сфере школьных занятий по искусствуОбразовательные технологии невозможно рассматривать вне контекста конкретной дидактической системы. К сожалению, и до сей поры понятием «образовательная технология» обозначают и достаточно известные дидактические средства, и даже отдельно взятые методические приемы. Подавляющее большинство образовательных технологий имеют одного или нескольких авторов, и потому не совсем корректно выглядят утверждения, что тот или иной учитель работает по своей собственной технологии. В этих случаях речь скорее идет об авторских приемах или методических находках.Переходя непосредственно к проблеме возможности использования перспективных образовательных технологий в процессе приобщения школьников к искусству, отметим полезное замечание И.Осмоловской, касающееся вопроса оснащения активной деятельностью в информационно-образовательной среде. «В соответствии с преобладанием в процессе обучения в условиях информационно-образовательной среды субъект-субъектных отношений специфику приобретают методы и технологии обучения (подчеркнуто нами. – Ю.А.), характерной особенностью которых в информационно-образовательной среде становится возможность обеспечения учащихся активной деятельностью».Представляется необходимым продемонстрировать специфику обучающей технологии, используемой в приложении к дидактике художественного образования школьников. Школьный опыт показывает, что в данном случае перспективная образовательная технология – это прикладная педагогическая дисциплина, обеспечивающая на базе приобщения к искусству реальное взаимодействие педагога-художника с детьми, посредством тонкого психологически оправданного «прикосновения к личности» учащегося средствами искусства.Заметим, что современная перспективная образовательная технология открывает новые возможности для совершенствования художественно-развивающего процесса. Она позволяет с большей определенностью предсказывать результаты обучения и управлять этим процессом; обеспечивать благоприятные условия для эстетического развития личности, оптимально использовать имеющиеся художественные ресурсы; выбирать и разрабатывать наиболее эффективные новые технологии приобщения школьников к искусству.Вместе с тем технологический подход к художественному образованию невозможно считать универсальным. Его задача – оптимально дополнять плодотворные педагогические подходы к становлению художественной культуры ученика. И сегодня успешно продолжает использоваться понятие «методика художественного образования». Ее мы представляем как частный элемент дидактики, нацеленной на приобретение актуальной совокупности знаний и умений о принципах, содержании, методах, средствах, формах учебного процесса, характерных для дисциплин художественного цикла и обеспечивающих решение поставленных задач.Демонстрируя сегодняшнюю панораму художественного образования школьников-подростков, считаем необходимым еще раз отметить, что далеко не все ученые-педагоги, разрабатывающие систему художественного образования школьников, положительно отнеслись к введению в этот процесс нового понятия – «технология», считая, что по отношению к эстетическому становлению личности, чем собственно и занимаются учителя-художники, его применить невозможно. Однако через некоторое время термин «технология», несмотря на некоторое сопротивление, стал использоваться очень широко. В практике школьного художественного образования стали, подчас неправомерно, называть технологией все, что делает педагог на уроке искусства. Слово «технология» во многом вытеснило привычные понятия, такие как «дидактика», «методика», «метод», «прием». Рассматриваемое новое понятие сегодня используется в самых различных сочетаниях. Да и сам технологический подход в приложении к дидактике школьного художественного образования прошел три стадии развития:1) эмпирическую ­- обобщение опыта успешных учителей-художников;2) алгоритмическую – проектирование алгоритмов художественной деятельности учителя и учеников;3) стохастическую – проектирование вероятностных алгоритмов управления художественной деятельностью учеников.Знания в сфере образовательной технологии сегодня являются по существу показателем профессиональной компетентности педагога, ведущего курсы по искусству. Они опираются на педагогическое сознание и педагогическую технику, на осознание собственного личностного феномена – «какой я педагог?». И это правильно. Вот почему, прежде чем использовать тот или иной технологический прием, учитель-художник призван соотносить его со своей педагогической типологией, индивидуальной профессиональной «Я-концепцией», окрашивать своей индивидуальностью, продумывая, для чего он предполагает использовать тот или иной технологический прием, что дает это использование.В част­но-ди­дак­ти­че­ской сис­те­ме шко­ль­но­го ху­до­же­ствен­но­го об­ра­зо­ва­ния применение перспективной образовательной технологии обеспечивает школьнику освоение базовых зна­ний по ис­кус­ству:- понимание опор­ных тер­ми­нов и по­ня­тий ис­кус­ст­во­ве­де­ния, рав­но при­ло­жи­мых ко всем ви­дам и жан­рам художественного творчества;- представление о яв­ле­ни­ях по­всед­не­вной «ху­до­же­ствен­ной дейс­тви­те­ль­но­сти», по­зво­ля­ющих пред­мет­но реализовать вза­имос­вя­зь ис­кус­ст­ва и жиз­ни ин­ди­ви­да, представлять фор­мы, ви­ды и зна­че­ние этой вза­имос­вя­зи;- знание стер­жне­вых за­ко­но­мер­но­стей ис­кус­ст­ва, рас­кры­ва­ющих вза­имос­вя­зи меж­ду ху­до­же­ствен­ным твор­че­ством и жиз­нью, меж­ду от­де­ль­ны­ми ви­да­ми и жан­ра­ми ис­кус­ст­ва, меж­ду ху­до­же­ствен­ным и эс­те­ти­че­ским со­зна­ни­ем, меж­ду ви­да­ми ху­до­же­ствен­ной де­яте­ль­ности;- понимание осно­в ис­кус­ст­во­зна­ния как тео­рии ху­до­же­ствен­но­го твор­че­ства, рас­кры­ва­ющей сис­те­му представлений об ис­кус­ст­ве, его осо­бен­но­стях и сфе­ре ис­по­ль­зо­ва­ния в жиз­ни со­вре­мен­но­го че­ло­века;- представление спо­со­бов ху­до­же­ствен­ной де­яте­ль­но­сти, ве­ду­щих к ху­до­же­ствен­но­му и эс­те­ти­че­ско­му раз­ви­тию лич­но­сти обу­ча­юще­го­ся (вос­при­ятие, ана­лиз, со­зда­ние (ко­пи­ро­ва­ние) и вос­со­зда­ние (ис­пол­не­ние), твор­че­ство);- выделение ху­до­же­ствен­но-ори­ен­та­ци­он­ных зна­ний, раз­ви­ва­ющих вкус, по­требно­ст­ную и иде­аль­ную сферы.Сказанное выше представляет дидактические основания для использования образовательной технологии в сфере приобщения школьников к искусству.Результативное управ­ле­ние ху­до­же­ствен­ным об­ра­зо­ва­ни­ем шко­ль­ни­ков с по­зи­ции ди­дак­ти­че­ско­го зна­ния и на основе образовательной технологии пред­по­ла­гает:- целенаправленное ру­ко­водс­тво де­яте­ль­но­стью учи­те­лей, ве­ду­щих шко­ль­ные кур­сы ху­до­же­ствен­но­го цик­ла, осу­ще­ствля­ющих этот про­цесс и ис­по­ль­зу­ющих определенные виды обучающей технологии и фор­мы ху­до­же­ствен­но­го об­ра­зо­вания;- ко­ор­ди­на­цию де­яте­ль­но­сти шко­ль­ных учреж­де­ний и учреж­де­ний до­пол­ни­те­ль­но­го об­ра­зо­ва­ния, ор­га­ни­за­ций раз­лич­ной ве­домс­твен­ной при­над­леж­но­сти (детс­кие до­ма твор­че­ства, лет­ние оздо­ро­ви­те­ль­ные цен­тры, клу­бы и объ­еди­не­ния).В свою очередь ху­до­же­ствен­но раз­ви­тая с помощью перспективной образовательной технологии лич­ность подростка, как показывает наше исследование в московской школе-интернате №16, про­яв­ля­ет в хо­де вос­при­ятия и исполнения образцов ис­кус­ст­ва ка­че­ства и личностные черты, гармонизирующие в це­лом его от­но­ше­ние к ми­ру, то­ва­ри­щам-одноклассникам, ро­ди­те­лям:- твор­че­ское вла­де­ние ис­то­ри­ей ис­кус­ст­ва, объ­ек­ти­вность и ком­пе­тент­ность суж­дений;- раз­ви­тое чувс­тво фор­мы в единс­тве с со­де­ржа­ни­ем про­из­ве­де­ния, оцен­ка вза­имос­вя­зей со­де­ржа­ния и формы;- ак­ти­вное ас­со­ци­иро­ва­ние ху­до­же­ствен­но­го «со­бы­тия» с собс­твен­ным жиз­нен­ным, эмо­ци­она­ль­ным опытом;- ин­ди­ви­ду­аль­ное, са­мо­сто­яте­ль­ное и отс­тра­нен­ное (объ­ек­ти­вное) вос­при­ятие ав­торс­кой по­зиции.В до­пол­не­ние к перечисленным выше качествам художественно-развитой личности сле­дует, по мнению И.Я.Лернера, высказанному в личной беседе с автором статьи, при­ба­вить сле­ду­ющее качество – про­яв­ление диф­фе­рен­ци­ро­ван­ного под­хода в ис­по­ль­зо­ва­нии ис­кус­ст­ва уча­щи­ми­ся, во­ору­жен­ны­ми со­от­ветс­тву­ющи­ми уме­ни­ями на не­по­средс­твен­но сен­сор­но-эмо­ци­она­ль­ном уров­не, что находит вы­ра­жение в «на­смот­рен­но­сти» в изоб­ра­зи­те­ль­ном ис­кус­ст­ве, «на­слы­шан­но­сти» в му­зы­ке, «на­чи­тан­но­сти» в ли­те­ра­туре.Формирование художественных качеств личности школьников на основе использования перспективных образовательных технологий в сфере школьного художественного образования происходит целенаправленно и результативно. В данном обстоятельстве видится практическая реализация задач, стоящих перед школьным художественным образованием.ЗаключениеЗаканчивая анализ перспективных образовательных технологий приобщения к искусству современных школьников и положительно ответив на вопрос, возможна ли образовательная технология художественного образования школьников, хочется особо подчеркнуть то обстоятельство, что все ком­по­нен­ты пе­да­го­ги­че­ско­го мас­терс­тва учи­те­ля-ху­дож­ни­ка, ор­га­ни­че­ски свя­зан­ные с сис­те­мой пе­да­го­ги­че­ских функ­ций, объ­ек­ти­вно не­об­хо­ди­мы и об­ра­зу­ют це­ло­ст­ность, представляющую тех­но­ло­ги­че­ское единс­тво. Ибо от­сутс­твие лишь од­но­го ком­по­нен­та в этой це­ло­ст­но­сти на­ру­ша­ет всю цепь технологий, педагогических умений, спо­соб­но­стей и искусности учителя-художника. Лишь еди­ная тех­но­ло­ги­че­ская сис­те­ма пе­да­го­ги­че­ско­го мас­терс­тва мо­жет от­ве­тить на во­прос, ка­ким дол­жен быть образцовый учи­тель-ху­дож­ник. И в этой сис­те­ме все оди­на­ко­во зна­чи­мо, все не­отъ­ем­ле­мо. Мас­терс­тво пе­да­го­га-ху­дож­ни­ка не­от­де­ли­мо от объ­ек­ти­вной струк­ту­ры его де­яте­ль­но­сти, то есть от функ­ций «про­вод­ни­ка в мир ис­кус­ст­ва», взя­тых в сис­те­ме, и от тех­но­ло­гии ре­ше­ния учеб­но-художественных задач. И в данном случае «конь» и «трепетная лань» не такие уж и антиподы.Вы­ска­зан­ные выше соображения о перспективной образовательной технологии школьного художественного образования рас­счи­та­ны не на тех, кто ждет ре­цеп­тов, а на твор­цов пе­да­го­ги­ки искусства, ко­то­рые всег­да чувс­тви­те­ль­ны ко все­му но­вому.Юлий АЛИЕВ, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте