Художественная культура школьника формируется в ходе художественного образования как процесса, детерминирующего развитие способности чувствовать, понимать, любить и оценивать явления искусства, наслаждаться ими, эмоционально положительно воспринимать образцы высокого художественного творчества, испытывая потребность в систематическом общении с ними. Образовательная технология в этом пропедевтическом процессе, безусловно, играет ведущую роль, которая представляется особо значимой на этапе первоначального накопления художественного материала и освоения базовых художественных знаний.
Дидактические основания создания перспективных образовательных технологий в сфере школьного художественного образованияПроцесс создания перспективных образовательных технологий в сфере школьного художественного образования напрямую связан с анализом возможностей той или иной обучающей технологии улучшить или кардинально преобразовать сам процесс развития художественной культуры обучающихся. Теоретический анализ показывает, что подобными возможностями обладают уже упоминавшиеся образовательные технологии, основывающиеся на:- личностной ориентации педагогического процесса;- игре;- дифференцированном обучении по интересам обучающихся;- технологии индивидуализированного обучения Е.Ильина;- технологии «неуроков литературы» Л.Макмак.В центре внимания личностно ориентированных технологий – уникальная целостная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих художественных возможностей, она открыта для восприятия нового художественного опыта, способна на осознанный и ответственный выбор образцов художественного творчества. А достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью художественного развития в отличие от формализованной передачи воспитаннику общеизвестных художественных норм и знаний в традиционной педагогической технологии.Своеобразие парадигмы дидактических задач личностно ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, художественное развитие не по чьему-то пожеланию, а в соответствии с природными способностями.В наше время меняется сам смысл школы, в ней рождается новая дидактическая установка, происходит сдвиг «от человека образованного» к «человеку культуры», сопрягающему в своем мышлении и деятельности ценностные, смысловые спектры. И потому дидактические основания создания перспективных образовательных технологий в сфере школьного художественного образования базируются на педагогическом анализе возможностей той или иной обучающей технологии улучшить или кардинально преобразовать сам процесс становления и развития художественной культуры обучающихся.Дидактические основания использования перспективных образовательных технологий в сфере школьных занятий по искусствуОбразовательные технологии невозможно рассматривать вне контекста конкретной дидактической системы. К сожалению, и до сей поры понятием «образовательная технология» обозначают и достаточно известные дидактические средства, и даже отдельно взятые методические приемы. Подавляющее большинство образовательных технологий имеют одного или нескольких авторов, и потому не совсем корректно выглядят утверждения, что тот или иной учитель работает по своей собственной технологии. В этих случаях речь скорее идет об авторских приемах или методических находках.Переходя непосредственно к проблеме возможности использования перспективных образовательных технологий в процессе приобщения школьников к искусству, отметим полезное замечание И.Осмоловской, касающееся вопроса оснащения активной деятельностью в информационно-образовательной среде. «В соответствии с преобладанием в процессе обучения в условиях информационно-образовательной среды субъект-субъектных отношений специфику приобретают методы и технологии обучения (подчеркнуто нами. – Ю.А.), характерной особенностью которых в информационно-образовательной среде становится возможность обеспечения учащихся активной деятельностью».Представляется необходимым продемонстрировать специфику обучающей технологии, используемой в приложении к дидактике художественного образования школьников. Школьный опыт показывает, что в данном случае перспективная образовательная технология – это прикладная педагогическая дисциплина, обеспечивающая на базе приобщения к искусству реальное взаимодействие педагога-художника с детьми, посредством тонкого психологически оправданного «прикосновения к личности» учащегося средствами искусства.Заметим, что современная перспективная образовательная технология открывает новые возможности для совершенствования художественно-развивающего процесса. Она позволяет с большей определенностью предсказывать результаты обучения и управлять этим процессом; обеспечивать благоприятные условия для эстетического развития личности, оптимально использовать имеющиеся художественные ресурсы; выбирать и разрабатывать наиболее эффективные новые технологии приобщения школьников к искусству.Вместе с тем технологический подход к художественному образованию невозможно считать универсальным. Его задача – оптимально дополнять плодотворные педагогические подходы к становлению художественной культуры ученика. И сегодня успешно продолжает использоваться понятие «методика художественного образования». Ее мы представляем как частный элемент дидактики, нацеленной на приобретение актуальной совокупности знаний и умений о принципах, содержании, методах, средствах, формах учебного процесса, характерных для дисциплин художественного цикла и обеспечивающих решение поставленных задач.Демонстрируя сегодняшнюю панораму художественного образования школьников-подростков, считаем необходимым еще раз отметить, что далеко не все ученые-педагоги, разрабатывающие систему художественного образования школьников, положительно отнеслись к введению в этот процесс нового понятия – «технология», считая, что по отношению к эстетическому становлению личности, чем собственно и занимаются учителя-художники, его применить невозможно. Однако через некоторое время термин «технология», несмотря на некоторое сопротивление, стал использоваться очень широко. В практике школьного художественного образования стали, подчас неправомерно, называть технологией все, что делает педагог на уроке искусства. Слово «технология» во многом вытеснило привычные понятия, такие как «дидактика», «методика», «метод», «прием». Рассматриваемое новое понятие сегодня используется в самых различных сочетаниях. Да и сам технологический подход в приложении к дидактике школьного художественного образования прошел три стадии развития:1) эмпирическую - обобщение опыта успешных учителей-художников;2) алгоритмическую – проектирование алгоритмов художественной деятельности учителя и учеников;3) стохастическую – проектирование вероятностных алгоритмов управления художественной деятельностью учеников.Знания в сфере образовательной технологии сегодня являются по существу показателем профессиональной компетентности педагога, ведущего курсы по искусству. Они опираются на педагогическое сознание и педагогическую технику, на осознание собственного личностного феномена – «какой я педагог?». И это правильно. Вот почему, прежде чем использовать тот или иной технологический прием, учитель-художник призван соотносить его со своей педагогической типологией, индивидуальной профессиональной «Я-концепцией», окрашивать своей индивидуальностью, продумывая, для чего он предполагает использовать тот или иной технологический прием, что дает это использование.В частно-дидактической системе школьного художественного образования применение перспективной образовательной технологии обеспечивает школьнику освоение базовых знаний по искусству:- понимание опорных терминов и понятий искусствоведения, равно приложимых ко всем видам и жанрам художественного творчества;- представление о явлениях повседневной «художественной действительности», позволяющих предметно реализовать взаимосвязь искусства и жизни индивида, представлять формы, виды и значение этой взаимосвязи;- знание стержневых закономерностей искусства, раскрывающих взаимосвязи между художественным творчеством и жизнью, между отдельными видами и жанрами искусства, между художественным и эстетическим сознанием, между видами художественной деятельности;- понимание основ искусствознания как теории художественного творчества, раскрывающей систему представлений об искусстве, его особенностях и сфере использования в жизни современного человека;- представление способов художественной деятельности, ведущих к художественному и эстетическому развитию личности обучающегося (восприятие, анализ, создание (копирование) и воссоздание (исполнение), творчество);- выделение художественно-ориентационных знаний, развивающих вкус, потребностную и идеальную сферы.Сказанное выше представляет дидактические основания для использования образовательной технологии в сфере приобщения школьников к искусству.Результативное управление художественным образованием школьников с позиции дидактического знания и на основе образовательной технологии предполагает:- целенаправленное руководство деятельностью учителей, ведущих школьные курсы художественного цикла, осуществляющих этот процесс и использующих определенные виды обучающей технологии и формы художественного образования;- координацию деятельности школьных учреждений и учреждений дополнительного образования, организаций различной ведомственной принадлежности (детские дома творчества, летние оздоровительные центры, клубы и объединения).В свою очередь художественно развитая с помощью перспективной образовательной технологии личность подростка, как показывает наше исследование в московской школе-интернате №16, проявляет в ходе восприятия и исполнения образцов искусства качества и личностные черты, гармонизирующие в целом его отношение к миру, товарищам-одноклассникам, родителям:- творческое владение историей искусства, объективность и компетентность суждений;- развитое чувство формы в единстве с содержанием произведения, оценка взаимосвязей содержания и формы;- активное ассоциирование художественного «события» с собственным жизненным, эмоциональным опытом;- индивидуальное, самостоятельное и отстраненное (объективное) восприятие авторской позиции.В дополнение к перечисленным выше качествам художественно-развитой личности следует, по мнению И.Я.Лернера, высказанному в личной беседе с автором статьи, прибавить следующее качество – проявление дифференцированного подхода в использовании искусства учащимися, вооруженными соответствующими умениями на непосредственно сенсорно-эмоциональном уровне, что находит выражение в «насмотренности» в изобразительном искусстве, «наслышанности» в музыке, «начитанности» в литературе.Формирование художественных качеств личности школьников на основе использования перспективных образовательных технологий в сфере школьного художественного образования происходит целенаправленно и результативно. В данном обстоятельстве видится практическая реализация задач, стоящих перед школьным художественным образованием.ЗаключениеЗаканчивая анализ перспективных образовательных технологий приобщения к искусству современных школьников и положительно ответив на вопрос, возможна ли образовательная технология художественного образования школьников, хочется особо подчеркнуть то обстоятельство, что все компоненты педагогического мастерства учителя-художника, органически связанные с системой педагогических функций, объективно необходимы и образуют целостность, представляющую технологическое единство. Ибо отсутствие лишь одного компонента в этой целостности нарушает всю цепь технологий, педагогических умений, способностей и искусности учителя-художника. Лишь единая технологическая система педагогического мастерства может ответить на вопрос, каким должен быть образцовый учитель-художник. И в этой системе все одинаково значимо, все неотъемлемо. Мастерство педагога-художника неотделимо от объективной структуры его деятельности, то есть от функций «проводника в мир искусства», взятых в системе, и от технологии решения учебно-художественных задач. И в данном случае «конь» и «трепетная лань» не такие уж и антиподы.Высказанные выше соображения о перспективной образовательной технологии школьного художественного образования рассчитаны не на тех, кто ждет рецептов, а на творцов педагогики искусства, которые всегда чувствительны ко всему новому.Юлий АЛИЕВ, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования
Комментарии