Коллегия Министерства образования и науки РФ подвела итоги исполнения федерального бюджета в 2007 году и поставила бюджетные задачи на 2008-й.
Минобрнауки России в этом году будет участвовать в проекте, реализуемом Минфином РФ и Международным банком реконструкции и развития. Основной целью проекта в Минобрнауке считают разработку и внедрение инструментов эффективного управления общественными финансами, а также организацию в федеральных органах исполнительной власти системы внутреннего аудита бюджетных расходов. В частности, видимо, будут более подробно рассматриваться вопросы государственной поддержки инноваций и управления расходами на финансирование научных исследований.
Хоть и говорят знающие люди, что система образования постоянно испытывает дефицит средств, в 2007 году, как ни странно, все деньги, выделенные государством образовательной сфере, истратить не удалось. И все потому, что несвоевременно проводились конкурсы и заключались контракты на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, потому что поставщики и исполнители работ нарушали условия договоров, а кроме того, федеральные органы исполнительной власти не соблюдали сроки подготовки проектов нормативно-правовых актов, регулирующих расходы федерального бюджета.
Самую значительную сумму – свыше 2 миллиардов – не освоило Рособразование. Очень интересно, на что же не были потрачены деньги. По информации директора Департамента прогнозирования и организации бюджетного процесса Минобрнауки РФ, 1322,6 миллиона рублей оказались не нужны родителям, хотя были предназначены на выплаты компенсации платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных учреждениях дошкольного образования. Чтобы люди отказывались от денег, которые готово платить государство, должно было произойти что-то из ряда вон выходящее… Оно и произошло: чиновники выставили столько условий для оформления этих компенсаций, требуют представления стольких бумаг, что родители, реально оценивая стоимость того времени, которое должно быть на все это потрачено, резонно полагают, что овчинка выделки не стоит. Вот так в очередной раз благое пожелание президента выливается в фактическое неисполнение важных решений, а сама идея оказания помощи семьям чиновниками в очередной же раз дискредитирована.
Непонятно, почему возникли остатки и в части выплаты ежемесячного вознаграждения за классное руководство. Это ни много ни мало, а целых 650,4 миллиона рублей. Судя по всему, на учителях в очередной раз сэкономили, ведь нельзя считать серьезным такое объяснение: у регионов нет потребности в таких средствах. Педагоги работают, свои функции классных руководителей выполняют… «Лишние деньги», видимо, и тут образовались потому, что кто-то чересчур ретиво занялся выстраиванием различных условий и барьеров. Например, очень долго шла дискуссия о том, может ли учитель получать доплату за классное руководство в двух классах. В Москве эта проблема решена в пользу педагога, но говорят, что не все регионы пошли по тому же пути.
Несмотря на то что наличие остатков на счетах, несоответствие учредительных документов законодательству РФ, неисполнение судебных исков к числу положительных результатов работы главных распорядителей средств не отнесешь, Министерство образования и науки РФ, участвовавшее в эксперименте по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированных на результат, признано одним из лучших федеральных органов исполнительной власти по качеству финансового менеджмента и ведению реестра расходных обязательств. Чиновники получили дополнительное финансирование в объеме, превышающем 12 миллионов рублей.
Конечно, наибольший интерес у педагогов вызывает бюджет на 2008 год. Напомню, что в прошлом году он формировался сразу на три года. Прежде всего нужно сказать о доходной части бюджета, поскольку министерство теперь не только получает бюджетные средства, но и само зарабатывает: в Роспатент поступают доходы от уплаты патентных пошлин, а также государственных пошлин за регистрацию программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем и государственных пошлин за совершение действий, связанных с проведением аттестации патентных поверенных. Доходы по этим статьям в новом бюджете составят в 2008 году 1515,3 миллиона рублей, в 2009-м – 1540,8 миллиона, в 2010-м 1569,9 миллиона рублей.
Что касается расходов, то перед министерством поставлена задача по достижению пяти стратегических целей и решению 24 тактических задач. Военная терминология (тактика, стратегия…), видимо, должна обеспечить ударное продвижение отрасли в направлении освоения бюджетных средств. Всего Минобрнауки получит в 2008 году 322,4 миллиарда рублей, или на 14 с небольшим процентов больше, чем в 2007-м. Из этих средств персонально образованию достанется 3907,2 миллиарда рублей (4,7 процента от расходной части федерального бюджета, или 0,88 процента от ВВП). Причем половина средств предназначена на финансирование профессионального образования.
Федеральный бюджет на три года предусматривает увеличение средств на федеральные целевые программы – от 38,6 в 2008 году до почти 44 миллиардов в 2010-м. Значительные средства запланированы и на 15 аналитических ведомственных программ – доля их финансирования составит более 50 процентов от общего объема финансирования министерства как субъекта бюджетного планирования.
Интересно, что министерство добилось выделения дополнительного финансирования сверх предельных объемов, доведенных Минфином РФ. Плюс к запланированным средствам Минобрнауки получит в 2008 году более 37 миллиардов, в 2009-м – 55,8 миллиарда, в 2010-м – 94,7 миллиарда рублей. Из этих средств по годам соответственно 1,7, 1,5 и 1,2 миллиарда потратят на проведение капитального ремонта студенческих общежитий и зданий, находящихся в аварийном состоянии. 952,4, 1182,5 и 1488,5 миллиона рублей предусмотрено по годам на материальное обеспечение детей-сирот в образовательных учреждениях (предметы вещевого довольствия, пособия на приобретение учебной литературы и так далее).
309,7 и 325,2 миллиона рублей будут выделены Рособрнадзору на проведение ЕГЭ в 2009-2010 годах.
Отдельный раздел бюджета – финансирование приоритетного национального проекта «Образование»: в 2008 году на эти цели выделят 42810 миллионов рублей, а в 2009-м – 21030 миллионов. Таким образом, в 2009 году финансирование нацпроекта сократится вдвое, что предполагает при сохранении приоритетов и тематики проекта перенесение тяжести финансирования на плечи регионов. На 2010 год предусмотрено 1 миллиард рублей – на премии лучшим учителям, 200 миллионов – на поддержку талантливой молодежи, 11679994 рублей – на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство. Кроме того, в 2008 году будут выделены 2 миллиарда, в 2009-м – 3, а в 2010-м – 2,5 миллиарда рублей на реконструкцию комплекса дворцово-паркового ансамбля «Михайловская дача» и строительство объектов для размещения бизнес-школы «Высшая школа менеджмента», расположенных в Санкт-Петербурге и Петродворце.
Существенные средства будут израсходованы на финансирование мероприятий по демографической политике. 6174,4 миллиона рублей запланированы на содержание детей в семье опекуна и приемной семье, а также на оплату труда приемных родителей. 1063,4 миллиона рублей в 2008 году, 1124,1 в 2009-м и 1164,8 миллиона рублей в 2010 году будут потрачены на выплату единовременного пособия при всех формах устройства в семью детей, лишенных родительского попечения. На компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных учреждениях дошкольного образования предусмотрено выделять по 8 миллиардов рублей ежегодно. Но если четвертая часть этих средств по-прежнему будет не востребована родителями, то деньги будут бесполезно гоняться туда-сюда или лежать мертвым грузом на счетах. В связи с этим особое внимание на коллегии было уделено повышению результативности бюджетных расходов.
До сих пор результативность определялась в форме доклада о результатах и основных направлениях деятельности, в котором внимание акцентировалось на качественных характеристиках. Сегодня же поставлена задача от качественных оценок перейти к количественным показателям экономической эффективности. Для этого необходима регулярная работа по анализу и оценке результативности бюджетных расходов в сфере образования и науки. Что сие означает? Прежде всего всеобщее «одокладывание». Во-первых, Министерство образования и науки РФ примет участие в опытной эксплуатации информационной системы составления и мониторинга реализации докладов субъектов бюджетного планирования. В рамках этого проекта, предложенного Министерством экономического развития и торговли РФ, в Минобрнауки РФ установят программный модуль, при помощи которого будут формировать основные приложения доклада, обеспечивать их передачу в МЭРТ, а также поддерживать тематические разделы сводного доклада Правительства РФ в части образования, науки и инноваций. Во-вторых, в 2008 году доклады будут готовить федеральные службы и агентства, а с 2009-го – все главные распорядители бюджета в рамках Минобрнауки РФ. Доклады будут создавать, одновременно проводя мероприятия по совершенствованию финансового менеджмента в министерстве и подведомственных ему федеральных органах исполнительной власти. Таков приказ Минфина. Это ведомство, видимо, решило всех поставить в позу отчета. Сегодня исполнительные органы системы образования на всех уровнях только тем и заняты, что отчитываются и докладывают. Остается надеяться, что чиновникам хватит времени не только на составление докладов, но и на выполнение своих основных обязанностей.
Комментарии