Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Компьютер за решеткой. Нет лучшего учителя, чем несчастье

УГ - Москва, №45 от 9 ноября 2010. Читать номер
Автор:

Они обычные дети. Подростки, переступившие черту. За свои ошибки они расплачиваются лишением свободы, но это не означает для них, что на их жизни поставлен жирный крест. Они хотят быть такими же, как все, и видят такую возможность только в учебе в отличие от многих, тех, кто живет дома и может позволить себе роскошь гораздо дольше оставаться в безоблачном детстве…

Крепкие узы связали московский колледж автоматизации и информационных технологий №20 и екатеринбургскую исправительную колонию №2 – они вместе стали искать спасительное противоядие от всех бедствий человечества. И вслед за Карамзиным нашли его в просвещении. Притом мультимедийном. Ведь без освоения новых технологий сегодня никуда, и от этого факта не укрыться уже ни за какими высокими заборами.Первая проблема возникла при сборе документов, ведь для того, чтобы стать полноценным учеником учреждения среднего профессионального образования, нужны были аттестаты, оставленные, конечно же, дома. Ребят в Екатеринбург привозят из разных уголков нашей страны, поэтому и ответы от родителей на просьбу прислать удостоверение об окончании школы пришлось ждать.Следующей точкой преткновения стали компьютеры – техника в учреждении уголовно-исполнительной системы для отбывания осужденными наказания оказалась старенькой, негодной для того уровня обучения, которого привыкли держаться педагоги КАИТ. И этот вопрос решили: умные быстрые машины, приспособленные к выходу в Интернет, для школы при исправительной колонии приобрели.В 2008 году КАИТ признали победителем всероссийского конкурса государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. За успехи, достигнутые в отечественном образовании, колледж награжден грантом Российского союза промышленников и предпринимателей. На эти средства в рамках национального проекта «Образование и программы. Рабочие кадры» в колледже создали лаборатории, оснащенные современной техникой: лабораторию подготовки и изготовления печатной рекламной продукции (студенческое рекламное агентство), фото- и видеолаборатории, слесарную мастерскую, радиомонтажную мастерскую, кабинеты общеобразовательных дисциплин (физики, химии, биологии). В 2010 году КАИТ стал победителем Всероссийского конкурса «100 лучших образовательных учреждений России».В колледже учат грамоте рекламного дизайна, азам автоматизированных систем обработки информации и управления, тонкостям прикладной информатики.Взаимоотношения между колледжем и колонией нельзя назвать дистанционными, так многое и не усвоишь. Ведь оператору ЭВМ необходимо выполнять и практические задания, а это возможно только тогда, когда педагог находится рядом. Появились тьюторы, педагоги школы учреждения, которые смогли ухватить суть нового курса и разъяснять цели урока на месте. Так сложилась особая очно-заочная форма обучения.Непосредственно производственным обучением занимается Елена Ахлестина. У нее и опыт работы есть, и необходимое образование, она отвечает всем чаяниям своих московских партнеров, к тому же обладает качествами, которые оказались необходимыми на этой работе – она исполнительна и чутка. Специалисты КАИТ находятся с ней в постоянной переписке, пытаясь совместными усилиями разрешить те трудности, с которыми сталкиваются ребята, реально желая помочь их преодолеть.В школе этой колонии крепкие традиции. Там работает команда профессионалов, и им важна динамика развития в той системе, которую они выстраивают.В этом году проект дистанционного обучения колледжа стартовал. Хотя уже год ребята постигали азы программирования таким образом, но пробовали это нововведение как экзотический эксперимент. И все остались довольны: опыт взаимоотношений показал, что идея хороша. Настолько, что и новой группе стало возможным с гордостью вручить студенческие билеты и приступить к обучению.Для заместителей директора КАИТ Елены Пашохоновой и Ольги Серегиной «ходки» в екатеринбургскую колонию становятся привычным делом. Они везут сюда методический материал, разработанный преподавателями колледжа, формируют и комплектуют библиотеку для новых студентов. Библиотека состоит из книг, рекомендованных Министерством образования и науки России, и тех уникальных авторских элементов электронных учебников и методических рекомендаций по их изучению, которые родились внутри самого колледжа.Желание освоить неизведанное сильно у осужденных. Двое парней прошли мастер-класс Сергея Андрияки благодаря онлайн-пространству, новые формы дарят ребятам новый мир, полный открытий и возможностей.Среди этих оступившихся, но еще очень молодых людей, много тех, кто мечтает о будущем, и они выстраивают свою образовательную траекторию на потом, после того как они освободятся…На открытии учебного года прозвучала шутка: «В дореволюционной России все заключенные революционеры изучали языки». Вот и в декабре 1889 года в вилюйскую тюрьму перевели 20 участников вооруженного протеста ссыльных в Якутске, известного в истории под названием «монастыревская трагедия». Среди них были впоследствии ставшие видными деятелями партии эсеров Михаил Гоц и Осип Минор. Это потребовало увеличения штата охраны – кроме 3 надзирателей, караул посменно несли 20 казаков. «Монастыревцы» жили одной семьей, поддерживая друг друга. Все работы по хозяйству делали сами: готовили по очереди еду, кололи дрова, топили печи. Летом сажали огород. Долгой северной зимой занимались самообразованием и действительно изучали иностранные языки. Много читали, выписывали газеты и журналы. Выпускали рукописный журнал «Вилюйский сборник». Иногда устраивали диспуты, отмечали праздники. Да, как говорил Иосиф Бродский, тюрьма – недостаток пространства, возмещаемый избытком времени. И грех его не использовать себе во благо. А то, что образование благо, здесь начинают понимать весьма ясно.Директор колледжа автоматизации и информационных технологий №20 Виктор Поляков признается, что проект закрутился после задушевного разговора с начальником ФСИН по Свердловской области Виталием Родькиным. Для системы службы исполнения наказаний подобные контакты с учреждениями профессионального образования не новы, по всей России учат специальностям путем наставничества. Но такие профессии, как «слесарь», «столяр», «рабочий», выбраны для обучения осужденных впервые.Пионерами быть трудно. Есть кое-какие образовательные акты о возможностях дистанционного обучения. Сегодня сотрудники колледжа и методического центра колонии срочно разрабатывают нормативную базу. Потому что в любой момент это дело можно пресечь как нарушение. Прецедент возник, к колледжу обращаются уже и из других колоний, но… Закон есть закон, а следом вырисовывается со знаком вопроса и проблема финансирования проекта. Пока все держится на голом энтузиазме.Идет огромная поддержка от губернатора Свердловской области, в регионе проект поддержали и светская, и православная власти, сойдясь во мнении, что дело это богоугодное.Для того чтобы эти 17 парней стали студентами КАИТ, была проделана огромная работа. И она только знаменует начало пути, по которому собираются идти те, кто ратует за получение знаний, и те, кто понял, как важно их получить. Даже если тебе выпал жребий «век воли не видать»…


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту