search
main
0

Компьютер… в подвале. или О том, как три победы на престижном конкурсе обернулись для учителя разочарованием

«Мой стаж работы – 30 лет. Отличник народного образования. В трудовой книжке только одна запись: школа № 27 с углубленным изучением английского языка, которую я в свое время и закончила. Мое участие в Российско-американском конкурсе преподавателей английского языка и страноведения США, который проводит Бюро образовательных и культурных программ Госдепартамента США при участии Минобразования РФ и «Учительской газеты», кроме положительных эмоций и профессионального удовлетворения, выявило ряд проблем, в решении которых я надеюсь на ваше содействие.

В корпункт «Учительской газеты»

Три года подряд я являлась полуфиналистом данного конкурса. Согласно условиям конкурса, я как полуфиналист имела право заказать для школы компьютерную, копировально-множительную и другую технику с тем, чтобы использовать ее в своей работе вместе со своими коллегами – учителями английского языка. Но первая партия компьютерной техники общей стоимостью 2000 долларов США распоряжением директора школы Татьяны Заброгиной была установлена в кабинете завхоза.

Соответственно ею могли пользоваться только администрация школы и работники бухгалтерии.

Получив статус полуфиналиста во второй раз, я заказала для школьной библиотеки справочную и учебную литературу также на сумму 2000 долларов США, проигнорировав недовольство директора. Зато учителя английского языка получили возможность пользоваться современными аудиокурсами, словарями, атласами, Мировой энциклопедией в 22 томах.

В третий же раз, я рискнула снова заказать компьютерную технику, надеясь, что теперь-то она попадет к ученикам и учителям. К этому времени в школе сменился директор. Им стала Нина Вункортова, работавшая в этой же школе учителем русского языка и литературы. Очевидно, статус школы углубленного изучения английского языка, его роль и место в современном мире Нину Ивановну не очень волнуют, потому что, как и предыдущий директор, она планирует установить компьютерное оборудование в бухгалтерии, о чем я и была официально уведомлена. Доводы приводятся следующие: школа перегружена, нет возможности обеспечить сохранность кабинета. Мои аргументы по установке оборудования проигнорированы.

В школе работают 25 учителей английского языка, а оборудование в настоящий момент находится в подвале. Поэтому активно участвовать в инновациях, приобретать компьютерную грамотность ни мне, ни моим коллегам не представляется возможным».

Антонина ЛЕСНЯК

Не всякая победа способна принести радость. Иной раз она оборачивается душевными переживаниями и даже разочарованием. К такому на первый взгляд парадоксальному выводу я пришла после недавней командировки в город Ангарск, где живет и работает учитель английского языка Антонина Лесняк. Прочитав это имя, многие ее коллеги по всей России вспомнят увлеченную, талантливую, влюбленную в свой предмет учительницу, которой рукоплескали на трех российско-американских конкурсах.

…Учительница встретила меня в своем классе.

– Я очень надеюсь на газету, – вздохнула она. – Думаю, что и в Министерстве образования должны знать о тех проблемах, с которыми сталкиваются учителя, участвовавшие в конкурсе.

Во время небольшой экскурсии по школьным коридорам Антонина Ивановна рассказала, что директор не соглашается ни на какие варианты, по которым выигранный компьютер предлагается поставить в какой-либо из кабинетов, где ведут занятия «англичане». Даже на третьем этаже! Справедливости ради, следует сказать, что в 27-й уже были раньше инциденты с похищением техники. А потому компьютерный класс, полученный по федеральной программе, укреплен сейчас так, что один лишь взгляд на двери навевает мысль о бронированном бункере самого президента… Что ж, безопасность – это очень хорошо, никто с этим не спорит. Однако сегодня многие уверены, что при всех принимаемых защитных мерах пора смотреть на компьютер как на повседневный рабочий инструмент.

Мы заглянули в кабинет завхоза: на столе возвышался тот, еще первый заработанный Антониной Ивановной компьютер. В соседнем кабинете секретаря тихо урчал еще один компьютер, — приз другого учителя (а все вместе победы педагогов этой школы в упомянутом конкурсе принесли пять машин. Удивительные люди!)… Затем отправились в библиотеку, где в одном из шкафов полки были сплошь уставлены словарями, энциклопедиями и другой литературой. Чтобы осталась память, Антонина Лесняк заказала специальную именную печать и проштамповала все книги. Беру в руки тяжеленный, роскошно иллюстрированный мировой атлас «География», на одной из первых страниц – чернильный круглый оттиск: «В подарок школе № 27 города Ангарска от Лесняк Антонины Ивановны». Как говорит дарительница, она последовала тогда доброму совету представителя американской стороны: мол, если вы видите, что техника от вас уходит, берите лучше литературу…

– Да это еще не все! – радостно сказала библиотекарь. – Многие книги сейчас на руках. Для наших учителей это очень большое подспорье: ведь такую бесценную литературу не купишь за наши деньги…

Второй компьютер, которым организаторы конкурса отметили интеллектуальный труд Антонины Лесняк, мне увидеть так и не удалось. Привезли его еще в октябре 2001-го и, даже не распаковывая, поместили на хранение… в подвал. Миновал 2002-й, стремительно полетели дни и месяцы 2003-го…

Признаться, мне даже не поверилось: уже второй учебный год компьютер «мертвым» грузом лежит в школьном подвале?! Техника стоимостью 2 тысячи долларов, которая пока еще не принесла пользы никому! А более всего Антонина Ивановна беспокоится из-за того, что подвальная сырость может безнадежно испортить дорогое и столь нужное оборудование…

Директор Нина Вункортова встретила нас с едва скрываемым раздражением (накануне Антонина Ивановна изумилась на прозвучавший упрек в том, что учительница обратилась в газету: «Это ведь мое право!»).

Я занимаю данный пост с 4 сентября 2002 года, заявила директор, и сразу после вступления в должность пришлось решать множество проблем, в первую очередь хозяйственных. В школе страшная теснота: в здании вместо 800 учатся 1050 детей. То и дело случаются аварии с трубами, требуется ремонт; постоянно приходится «выкручиваться», потому что не хватает средств. Осенью было совершенно не до Антонины Ивановны с ее просьбами… Сначала укрепляли «президентский» класс с 11 компьютерами. В январе обустроили бухгалтерию, в результате чего надежную защиту получила не только комната бухгалтерии, но еще и, как сказала директор, «отдельное небольшое помещение», в котором железные окна и двери, а кроме того, оно «находится на пульте».

Директор сказала еще об одной причине, по которой она не приемлет предложений настойчивой «англичанки». Школьный руководитель не хочет появления еще одного такого же кабинета, как у Тамары Гладыш – финалиста этого же конкурса. Тамара Ивановна в свое время проявила настойчивость, и – о, чудо! – выигранный ею компьютер оказался в ее кабинете. Этот класс оснащен лучше других, поскольку там есть еще и купленная на родительские деньги видеодвойка. По мнению директора, несправедливо, что другие учителя и дети других классов не имеют доступа в кабинет Гладыш и к находящемуся там школьному имуществу. Однако почти сразу же она привела в пример блестящие успехи Гладыш в подготовке и учителей, и детей, которые исправно приносят родной школе заслуженные лавры на всевозможных олимпиадах по иностранному языку…

– Когда устанавливали первый компьютер у завхоза, специалист-настройщик был поражен. Он сказал, что техника с такими возможностями не должна работать в роли печатной машинки.

Компромисс между директором и учительницей так и не был найден. История парадоксальная: под предлогом лучшей сохранности техника находится под замком, без всякой пользы для кого бы то ни было.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте