Переход к e-Learning привел к резкому увеличению количества всевозможных электронных курсов, программ, учебников, пособий и прочих материалов, разрабатываемых специалистами самого разного уровня. Поэтому настала пора обобщить отечественный и международный опыт, чтобы дать дельные рекомендации по составлению учебно-методических комплексов тем, кто собирается делать это, как говорится, «по науке».
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Всякий мало-мальски научный подход начинается с понятийно-терминологического аппарата. Изучение многочисленных работ отечественных авторов по исследуемой проблеме показал, что набор терминов, касающихся содержательной части термина УМК с «электронным акцентом», включает в себя достаточно большой перечень:
электронные учебники (ЭУ);
электронный учебный курс (ЭУК);
электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК);
программные средства учебного назначения (ПСУН);
электронные обучающие средства;
электронная обучающая программа;
электронный репетитор;
автоматизированная обучающая система (АОС);
виртуальная лаборатория;
электронный тренажер;
сетевой учебно-методический и информационный комплекс (СУМИК).
Как можно убедиться, в этот перечень не входит электронная копия традиционного бумажного учебника, хотя при отсутствии бумажного варианта и наличии читающих устройств это тоже может быть хорошим подспорьем в учебе.
Поскольку все перечисленные элементы в своей основе располагаются на электронных носителях, то их можно отнести к электронным образовательным ресурсам (ЭОР). Этот термин объединяет электронные издания на отчуждаемых носителях и информационные ресурсы в компьютерных сетях. В свою очередь электронное издание – это электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения, согласно «ГОСТ 7.83-2001, Электронные издания. Основные виды и выходные сведения».
Что же такое электронный УМК? Можно предложить следующий вариант определения: это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения. Она включает в себя теоретический материал, контроль уровня знаний и умений, информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи.
По сравнению с привычным бумажным учебником такой УМК включает в себя следующие возможности:
адаптация и оптимизация пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого;
построение простого и удобного механизма навигации;
развитый поисковый механизм;
встроенный автоматизированный контроль усвоения знаний;
адаптация изучаемого материала к уровню знаний студента;
интерактивное взаимодействие между студентами и элементами комплекса;
включение специальных фрагментов, моделирующих течение изучаемых процессов;
включения аудиофайлов и видеофрагментов;
полномасштабное мультимедийное оформление.
При разработке УМК принцип приоритетности является главенствующим и непререкаемым принципом электронной педагогики, которая научно и методически «обслуживает» процессы e-Learning. Помимо этого, конечно же, не стоит забывать и про другие канонические базовые педагогические принципы – научности, доступности, сознательности, активности, наглядности и так далее.
Исходя из собственного педагогического опыта и обобщения отечественных наработок, могу предложить свой перечень принципов и рекомендаций, которые преподаватель должен учитывать при конструировании УМК:
деятельностный подход («прочел» – «сделал»);
интерактивность в процессе учебы;
психофизические особенности обучаемых;
эргономика интерфейса при представлении студентам содержательной части всех элементов УМК;
возможность вносить изменения в структуру и содержательную часть УМК, то есть обеспечивать открытость и гибкость;
мотивационная и активностная составляющие;
ориентация на возможность применения как обучающимся, так и преподавателям;
модульность построения (каждый фрагмент содержит целеполагающую, учебно-информационную и контрольную части);
индивидуализация (адаптивность) в зависимости от стартового уровня знаний обучающегося;
идентификация личности и регламентация допуска к УМК;
стартовые знания обучающихся, которые можно выявлять, например, предварительным анкетированием;
соблюдение авторских прав.
Границы перечня размыты и коррелированы по смысловому содержанию. К тому же список может дополняться и корректироваться с течением времени при появлении новых идей и возможностей техники.
Теперь, вооружившись списком «наставлений», можно приступать собственно к конструированию комплекса. Исследования отечественных и зарубежных разработок позволили сформировать список базовых и дополнительных элементов, входящих в состав УМК.
Базовый состав:
Введение к курсу (автор, аннотация).
Программа учебной дисциплины.
Учебная информация.
Руководство по изучению комплекса.
Хрестоматия (электронная библиотека курса).
Академический календарь (расписание).
Контрольный блок (тесты, темы, семинары, практические задания, проекты, кейсы, экзаменационные вопросы).
Глоссарий и список сокращений и аббревиатур.
Заключение.
Дополнительный состав (своеобразные дидактические аксессуары, улучшающие качество и презентабельность УМК):
Коллекция работ студентов (проекты, рефераты, курсовые, дипломные и так далее).
Часто задаваемые вопросы с ответами.
Пакет анкет (для знакомства с потенциальными учащимися и определения начального уровня знаний по предмету/теме, итоговая анкета для оценки курса и преподавателя).
Эпиграфы к модулям учебного материала.
Тексты психологического настроя для эффективной учебы.
Практикум с примерами решений (решебник).
Трудоемкость изучения (разделов, тем).
Для подтверждения разумности такой структуры имеет смысл привести зарубежные требования к структуре УМК, приведенные на сайте www.mesi.ru:
Описание дисциплины (общие сведения по дисциплине).
Метаданные (набор ключевых слов и информации о дисциплине и авторе).
Календарный план (последовательность изучения дисциплины).
Хрестоматия (текст обязательных и дополнительных материалов для чтения по каждой теме дисциплины).
Дополнительные источники (список обязательных и дополнительных материалов для чтения и ссылок на источники материалов для чтения по каждой теме дисциплины).
Презентации (обзорная по дисциплине, подробная по каждой теме).
Тесты (экзаменационные и итоговые для самопроверки по каждой теме).
Вопросы для дискуссий (список вопросов для обсуждения в форумах и чатах по каждой теме дисциплины).
Задания (лабораторные, контрольные или курсовые работы, практикумы, доклады, рефераты, эссе, отчеты, расчеты, задачи и так далее).
Итоговый контроль (описание итогового контрольного мероприятия и требований к слушателю).
Словарь (глоссарий).
Список программного обеспечения (описание программ, используемых в учебных целях по дисциплине).
Клипарт (набор иллюстраций, графиков, схем, фотографий или список требований к ним).
Мультимедиа (набор видео- и аудиоматериалов, анимированных электронных тренажеров и симуляций или список требований к ним).
Внимательное изучение описанных выше двух подходов показывает, что предлагаемый в работе список по смысловой насыщенности гораздо шире.
Команда и этапы разработки
Модели (подходы) к организации коллектива разработчиков УМК сводятся к двум направлениям:
1) Один автор (редактор).
2) Группа разработчиков.
В российской вузовской практике чаще присутствует весьма неэффективный, но вынужденный первый вариант, при котором преподаватель-многостаночник самостоятельно создает практически весь УМК.
Что же касается второго варианта, то в идеале коллектив разработчиков должен включать весьма внушительный контингент узкопрофильных профессионалов:
специалисты предметной области (преподаватели, методисты);
специалисты по разработке мультимедиакомпонентов (компьютерные художники, фотомастера, аниматоры, аудиоинженеры, видеоинженеры);
программисты (web-программисты, монтажеры);
постановщики (продюсер, креативный директор, менеджер).
Понятно, что содержать такой коллектив не под силу даже крупному университету. Поэтому реальные УМК российских вузов в мультимедийном отношении весьма скромны.
Подготовка УМК
На предварительном этапе делается выбор учебного курса для представления в среде мультимедиа. Должны быть выявлены уже существующие курсы по данной дисциплине, определены предполагаемые затраты и время, необходимые для создания курса, а также его возможный тираж и аудитория, которой он адресован. Тип аудитории позволяет определить общие требования к мультимедиакурсу. Общеобразовательные курсы должны учитывать особенности обучения, связанные с различным уровнем общей подготовки обучаемых и уровнем их компьютерных знаний, что может потребовать введения предварительного тестирования для оценки имеющихся знаний и подстройки системы для оптимизации плана изложения учебного материала.
На подготовительном этапе предполагается написание текста курса, подбор иллюстративного и справочного материала, создание эскизов интерфейса и сценария обучающей программы, а также сценариев отдельных блоков (анимационных фрагментов, видеофрагментов, программ, реализующих компьютерное моделирование, блоков проверки знаний и тому подобное). Также при желании (или необходимости) разрабатываются различные варианты представления учебного материала (как по форме, так и по содержанию) в зависимости от психологического типа. В этом случае может оказаться необходимым проведение также и входного психологического тестирования.
При работе с текстом учебного курса его необходимо структурировать с определением точного перечня всех необходимых тем, которые должны быть изложены в данном курсе, делением на главы, параграфы и так далее. Каждый раздел и весь учебный курс в целом достигнут цели, если изначально определено, какие знания и навыки студент должен приобрести. Исходя из этого целесообразно использовать разные мнемонические приемы, включая шрифтовые выделения, графики, рисунки и мультипликацию. Для этой цели имеет смысл усилить обобщение выводов: включить сводку основных формул, сформулировать основные положения, составить таблицы. Текст желательно тщательно отредактировать, чтобы не вносить в него в дальнейшем больших изменений. Окончательно отредактированный вариант текста преобразуют в гипертекст.
В процессе подготовки учебного текста можно выделить несколько этапов:
1) определение цели и выбор источников;
2) разработка структуры учебного курса;
3) декомпозиция (сбор материалов и фрагментов из разных источников);
4) композиция (составление синтезированного нового текста на основе фрагментов исходных источников);
5) структурно-стилистическое редактирование;
6) контроль полноты и связности;
7) экспертиза (и, если необходимо, улучшение) текста.
Унификация и стандартизация
Большое количество электронных УМК, разрабатываемых практически в каждом образовательном учреждении и специализированными фирмами, привело к необходимости разработки и внедрения технологических стандартов. К лидерам, определяющим политику в этой области, по праву относятся следующие организации:
1. Инициативная группа прогрессивного распространения обучения (Advanced Distributed Learning – ADL).
2. Комитет по стандартизации образовательных технологий (Learning Technology Standards Committie – LTSC) при Институте инженеров по электротехнике и электронике (Institute of Electrical and Electronics Engineers-IEEE);
3. Глобальный Образовательный Консорциум IMS (IMS Global Learning Consortium);
4. ARIADNA – проект Европейского союза (Alliance of Remoute Instructional Authoring and Distribution Networks for Europe)
Разрабатываемые этими организациями документы не являются стандартами в полном смысле, а находятся на уровне спецификаций и пока еще не затрагивают напрямую педагогическую деятельность преподавателя, использующего программные среды для интернет-обучения типа LMS (Learning Management System) или LCMS (Learning Сontent Management System).
Например, SCORM (Shareable Courseware Object Refrence Model), один из лучших примеров применения и сочетания стандартов в электронном образовательном контенте, имеет весьма амбициозные цели: приспособиться к уникальным потребностям, способностям, базовой подготовке, интересам и когнитивному стилю каждого обучаемого. По мнению ADL, это будет влиять на темп, детализацию и уровень трудности в представлении материала согласно индивидуальным потребностям в определенное время. Однако пока все сводится к возможности реализации повторного использования контента.
Как же выглядят для преподавателя «нагромождения» спецификаций и скупых описаний?
Учебная информация о курсе разбивается на модули (разделы), которые включают цель, содержательную часть и контроль. Разделы могут разбиваться на подразделы, по возможности имея ту же структуру. Эти модули, или теперь совместно используемые объекты контента – SCO (Shareable Content Objects), могут характеризоваться, например, следующими параметрами:
требуют для усвоения содержания 10-20 минут учебы (в письменной, аудио, видео или иной форме представления учебной информации);
содержат 5-15 учебных взаимодействий (интерактивных действий при изучении);
преследуют небольшое число учебных целей;
имеют внешний соединитель, делающий SCO доступным для других.
Имея такую структуру, каждый из этих модулей или подразделов может использоваться и в других курсах. Поэтому, создавая новый курс, преподаватель вместо разработки, переписывания, придумывания заново будет комбинировать готовые объекты, которые будут доступны в любое время.
Модули, построенные таким образом, могут использоваться в разных курсах. Чтобы помочь преподавателю или студенту найти и выяснить пригодность многократно используемых данных, созданы метасведения (сведения о сведениях). С их помощью можно узнать, кому будет интересен данный подраздел, что нужно изучить предварительно, чтобы понять содержание данного подраздела, в курсах какого типа может быть использован этот подраздел и так далее.
Для формирования метаданных используется язык XML, который облегчает обозначение сведений в различных форматах и системах передачи.
Таким образом, по замыслу ADL деятельность преподавателя при создании нового курса сводится к поиску по метаданным доступных учебных объектов и их выстраиванию в соответствии с целями и логикой разрабатываемого нового курса. С другой стороны, преподаватель может выступать как автор новых учебных объектов, разрабатывать и регистрировать собственные SCO, которые будут использовать его коллеги.
Конечно, в современных условиях реализовать описанную процедуру весьма сложно, как минимум, с точки зрения авторских прав, поскольку она делает акцент на возможность многократного использования, а не на образовательную эффективность. Педагогическая же практика в большей степени нуждается в дидактических стандартах.
Оценка качества
Поскольку УМК в электронном исполнении представляет собой сложный продукт, необходимо подвергнуть его комплексной экспертизе, включающей техническую, содержательную, дизайн-эргономическую и прочие.
Процедура формализованной оценки качества УМК (в части дидактической эффективности) имеет цель установить фактический уровень освоения требований учебной программы. Обучение при этом рассматривается как дидактически управляемый процесс формирования эффективного целенаправленного поведения учащегося в определенных образовательной программой ситуациях. При этом выделяются следующие основные характеристики:
цели курса (перечень формируемых знаний и умений; направленность мотивации);
методы обучения (набор используемых методов обучения; соответствие методов целям курса);
учебный материал (информация описательного, операционного, инструктирующего плана, соответствующая целям обучения по объему и содержанию);
способы управления действиями (набор правил выполнения действий с указанием операционного состава; соответствие действий целям курса; способы выбора и задания целей действий; способы организации выполнения действий; способы контроля и диагностики; способы коррекции);
структуру курса (набор используемых учебных модулей; способы связей модулей; возможность модификации и расширения курса);
условия применения (уровень начальной подготовки; разнообразие режимов применения; перечень регистрируемых данных; перечень программ статистической обработки; сохранность данных; защищенность от непредвиденных запросов, сообщений; комфортность работы);
эффективность (степень достижимости объявленных целей курса).
Процедура оценки дидактических показателей сводится к следующему. Поскольку эффективность какой-либо целенаправленной деятельности оценивается степенью достижения цели, то обобщенным показателем эффекта деятельности может служить степень близости достигаемого результата к максимально возможному:
E= 1 – Rg/Rmax,
где Rmax – максимально возможная величина вектора результатов, а Rg – расстояние от точки, соответствующей текущим результатам, до желаемой цели в многомерном пространстве критериев.
Различную важность частных критериев можно учесть с помощью соответствующих коэффициентов.
Курс характеризуется множеством показателей качества:
К ={К1,К2,…,Кn}.
Критерии качества курса задаются множеством желаемых значений показателей качества:
G = {G1,G2,…,Gn},
где Gi – желаемое значение показателя i в шкале.
Интегральным показателем дидактической эффективности курса служит индекс качества – степень достижимости целей курса.
Оценка качества курса производится в следующем порядке:
уточняются цели курса;
выбирается набор частных и интегральных показателей;
уточняется важность частных показателей, используемых при расчете интегрального показателя качества (индекса качества);
определяются значения частных показателей;
вычисляется значение индекса качества оцениваемого курса.
Индекс качества E – обобщенный показатель качества УМК, рассчитывается как степень достижимости целей обучения, измеряемой в N-мерном пространстве показателей качества Ki:
, (1)
где Wi – коэффициенты важности выбранных интегральных показателей качества основных составляющих электронного курса, Ki – значения выбранных интегральных показателей качества. Геометрически – это относительное расстояние до идеальной цели.
Если важность всех показателей равна 1, то выражение (1) принимает более простой вид:
, (2)
где N – размерность пространства показателей, общее число учитываемых показателей качества.
Александр АНДРЕЕВ, заведующий кафедрой педагогики Московской финансово-промышленной академии, Москва
курса производится в следующем порядке:
Комментарии