Мы предполагаем, что все детские дома и школы-интернаты останутся государственными учреждениями. Но бизнес-структуры, фонды или отдельные состоятельные граждане могут взять на себя заботы о детском доме или школе-интернате на правах соучредительства. Если, допустим, Потанин захочет взять на себя шефство и стать соучредителем детского дома или школы-интерната, то это учреждение нужно будет преобразовывать в автономную некоммерческую организацию.
При этом у школы-интерната все равно останется государственное финансирование. Но у таких заинтересованных людей появится возможность только финансово поддерживать это учебно-воспитательное учреждение, а не распоряжаться его собственностью. Если их такой вариант не устраивает, школе-интернату лучше оставаться государственным учреждением.
Понятно, что в наши рыночные времена директорам хочется реализовывать какие-то коммерческие проекты. Никто им не запрещает это делать, если только они не станут для этого брать кредит в банке в 100 миллионов долларов. Вряд ли на это дадут разрешение учредители и государство, потому что, если директор «пролетит» с этим коммерческим проектом, возвращать кредит придется государству.
Как быть, если директор школы-интерната все же хочет затеять коммерческий проект? Если это негосударственная организация, то директор может самостоятельно решать вопрос о том, какими видами коммерческой деятельности заняться. Если это государственная организация, то всякий раз директор должен будет согласовывать свои намерения и решения с учредителем.
Может ли директор школы-интерната – государственного учреждения – создать при нем некое предприятие? Решение о создании госпредприятия принимает Правительство России. Что же касается некоммерческого предприятия, то директор должен обратиться с таким предложением к учредителям, и дальше все будет зависеть от того, хотят ли они пойти на такой в определенной мере риск или посчитают это ненужным. Вообще в принципе я не понимаю, почему может возникнуть такая ситуация, ибо в уставах и в положениях о детских домах и школах-интернатах этим учреждениям дана определенная свобода в привлечении спонсорских и внебюджетных средств. Было бы желание найти такие возможности.
Вообще мы больше уповаем на то, что и при новых рыночных отношениях будут развиваться семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расти число патронатных семей, поощряться и крепнуть система социального патроната. В принципе это позволит 35% средств, выделяемых на содержание детских интернатных учреждений, сэкономить, а также сократить число таких учреждений.
Меня часто спрашивают, а в чем, собственно, будет экономия и за счет чего? Дело в том, что расходы на содержание ребенка в семье существенно меньше расходов на содержание ребенка в детском доме или в школе-интернате. Содержание ребенка в детском доме требует расходов на питание, проживание, приобретение одежды и обуви, зарплату воспитателям и педагогам, оплату коммунальных услуг и так далее. Если мы отдаем ребенка в семью, мы также платим за питание, за мягкий инвентарь, зарплату или пособие приемным или патронатным родителям, но мы не оплачиваем при этом содержание огромного учреждения. На ребенке никто не будет экономить, его содержание ничуть не уменьшится, но при этом экономия за счет содержания инфраструктуры достигается весьма солидная. Поэтому государству экономически выгодно передавать детей на воспитание в семьи. Хотя главная выгода в том, что дети быстрее социализируются в семейных условиях, поскольку семья может уделять персональное внимание каждому ребенку в гораздо большей степени, чем педагоги и воспитатели, даже если на одного ребенка в детском доме или интернате приходится по двое взрослых.
Комментарии