Если вы провели в школе достаточно много времени, то для вас не в новинку жалобы, сетования на тему «в наше время дети относятся к учебе совершенно безразлично», «дети невнимательны, равнодушны к учебе, у них нет мотивации»… Среди причин, влияющих на низкую мотивацию и результативность обучения, немалую роль, на мой взгляд, играют отсутствие условий для практического применения полученных на уроках знаний, обособленность предметных курсов и слабые межпредметные связи. Действительно, отсутствие стимула к творчеству и желания учиться – основная причина учебной неуспешности. Но как повысить мотивацию ребят, как увлечь их познанием нового?
При подготовке к уроку, в работе над учебным планом я постоянно спрашиваю себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как наилучшим способом спланировать виды деятельности на уроке?
В современном образовательном процессе на первый план выходит не столько стремление обучить учеников предметным знаниям, умениям и навыкам, сколько желание развить личность обучающегося как активного деятеля. При этом вовлеченность в деятельность, активность, удовлетворенность собой и своим результатом обеспечивают переживание осмысленности, значимости происходящего, становятся основой для дальнейшего самосовершенствования и самореализации человека.
Важное направление работы учителя – формирование и развитие информационной культуры у своих учеников, умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи средства и методы ИКТ. Идя на урок, я задумываюсь: «А зачем детям нужно то, чему я собираюсь их сегодня учить?» Поэтому стремлюсь к тому, чтобы ученик понял актуальность изучаемой темы и, примеряя материал на себя, увидел возможность реального применения знаний и умений, получаемых на уроке, в своей собственной жизни.
Для этого я стараюсь подбирать задания и организовать работу своих учеников так, чтобы дети проживали определенную ситуацию на моем уроке, как в жизни. Работая за компьютером, они считают свою зарплату и прибыль, полученную их предприятием, сумму их вклада, положенного в банк под проценты, определяют стоимость джинсов, купленных со скидкой на новогодней распродаже. Ребята помогают библиотекарю в составлении отчетов, создают на основе своих фотографий коллажи, брошюры, презентации, учатся представлять себя, свою семью, увлечение, профессию, которую они выбрали, и многое другое.
Дети настолько привыкли на уроке проживать и проигрывать жизненные ситуации, что, как только начинается урок, спрашивают: «Чем мы сегодня будем заниматься? Погружаться? Устраиваться на работу? Ловить рыбу? Будем в роли учителя?»
При подготовке к занятию важно стремиться к тому, чтобы ученики уходили с ощущением, что они научились чему-то новому. Это может быть новый способ решения задачи, новая освоенная функция программы или возможность попробовать себя на уроке в качестве руководителя группы, учителя, оператора, экономиста, завхоза, рекламодателя, дизайнера и так далее.
Основная задача школы на современном этапе – воспитание в детях личной заинтересованности в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но традиционная методика не справляется с этим. Как быть? На помощь приходят новые технологии и новые методы, один из которых – метод проектов. Он нашел широкое распространение в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.
В методе проектов очень важно показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут пригодиться им в жизни. Чтобы реализовать этот принцип, необходимо рассматривать не абстрактную, а вполне конкретную проблему, взятую из реальной жизни, знакомую и значимую для ученика, словом, ту, для решения которой ему и требуется приобрести новые знания. А я, как учитель, подсказываю источники информации или просто направляю мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания, как правило, из разных областей, и получить реальный практический или теоретический результат.
Чаще всего темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается естественная интеграция знаний.
Реализация метода проектов как исследовательского метода на практике ведет к изменению роли и функции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Основные цели метода проектного обучения:
научить ребят самостоятельно достигать намеченные цели;
научить их предвидеть риски, которые могут возникнуть на пути достижения цели;
сформировать у детей умение работать с информацией (поиск источников, технология работы с информацией);
сформировать у них навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта.
Для более успешной реализации проекта, перед тем как приступить к работе, я, как руководитель проекта:
продумываю учебные цели, которые будет преследовать проект, и возможности его методического и дидактического обеспечения;
определяю число участников проекта (один ученик, группа, класс);
определяю, будет ли данный проект осуществляться в рамках одного предмета или потребует интеграции нескольких предметных областей;
определяю сроки работы над проектом;
продумываю все возможные источники информации (библиотека, консультации, лекции, анкеты, опросы, наблюдения, телевидение, Интернет, специальная литература, образовательные и другие учреждения и так далее).
Этапы проведения учебно-исследовательского проекта
Подготовительный этап
Учитель формулирует тему исследования, которая в идеале имеет проблемный характер. Кроме того, в теме содержится способ решения проблемы, сформулированный в краткой форме, ясно, недвусмысленно, точно, рекламно. Например: «Использование средств защиты информации от несанкционированного доступа и случайных воздействий», «Моделирование магистрально-модульного принципа построения компьютера», «Использование табличного процессора для решения задач из различных предметных областей».
В ходе коллективного или индивидуального обсуждения ученики формулируют гипотезы, которые возникают как возможные варианты решения проблем и в ходе исследований подвергаются проверке.
Например, если выбрана проблема исследования «Как влияет развитие информационных технологий на интеллект человека?», гипотезой могут служить следующие размышления:
чтобы владеть последними достижениями прогресса, IQ человека должен постоянно увеличиваться;
использование «умных» машин, наоборот, приводит к тому, что человеческий мозг перестает работать и «усыхает».
Для наиболее успешной организации обсуждения учитель продумывает:
ситуацию, которая могла бы дать толчок дискуссии, определяющей направление исследований;
возможные способы мотивирования учеников к исследовательской деятельности;
средства наглядности во время дискуссии (школьная доска, проектор и так далее);
вопросы, стимулирующие детей к выдвижению интересных, но реально осуществимых и связанных с учебной деятельностью проектов.
Когда высказано значительное число предложений, учитель предлагает ребятам перейти к их обобщению, помогает сформулировать и классифицировать основные направления выдвинутых идей исходя из замысла проекта.
Далее вместе с учениками он формулирует цели и задачи исследования.
Цель необходимо сформулировать кратко и предельно точно, выражая то основное, что намереваемся исследовать. Например, определить: компьютер двигатель прогресса или регресса?
Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.
Задачи исследования:
проанализировать принципы и содержание…, позитивные и негативные факторы…, источники…;
выявить причины…;
разработать анкету для…;
раскрыть сущность…;
доказать необходимость создания…;
структурировать… и так далее.
Аналитический этап
Здесь осуществляются самостоятельное проведение исследования, получение и анализ информации, во время которых выполняются:
обсуждение и выбор методов исследования и поиска информации;
самостоятельная работа учеников над задачами;
промежуточные обсуждения достигнутых результатов;
анализ и интерпретация полученных данных.
При этом желательно придерживаться следующего алгоритма:
1) Поиск и сбор информации
Ученики с помощью педагога выбирают способ сбора информации: наблюдение, анкетирование, социологический опрос, интервьюирование, проведение экспериментов, работа со СМИ и литературой. Задача руководителя проекта – обеспечить по мере возможности и необходимости консультации по методике проведения такого вида работы. На данном этапе ученики получают навыки поиска информации, ее сравнения, классификации, установления связей и проведения аналогий, анализа и синтеза, работы в группе.
Это осуществляется посредством:
личных наблюдений и экспериментирования;
общения с другими людьми (встречи, интервьюирование, опросы);
работы с литературой и СМИ (в том числе через Интернет).
На этом этапе учитель выполняет роль активного наблюдателя, следя за ходом исследования, его соответствием цели и задачам проекта. Он оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников, корректирует деятельность групп и отдельных участников, а также помогает обобщить промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе.
2) Обработка полученных данных
Необходимое условие успешной работы с информацией – ясное понимание каждым учеником цели работы и критериев ее отбора. Поэтому задача педагога – помочь группе определить эти критерии.
Обработка информации сводится прежде всего к ее пониманию, сравнению и отбору наиболее значимой. Ребятам потребуются умения интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения.
Именно этот этап наиболее труден для детей, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы учителя.
Для наиболее успешной организации аналитического этапа важно:
составить перечень возможных способов сбора и обработки информации в соответствии с темой и особенностями проекта;
дать ученикам алгоритмы способов работы с информацией (например, алгоритм поиска литературы в библиотеке, новостей в сети «Интернет» и так далее);
составить список возможных источников информации, учитывая предоставленное ученикам время, материальные возможности и особенности проекта;
предложить им план работы с информацией;
добиться того, чтобы каждая группа пришла к полному согласию относительно формулировки стоящей перед ней задачи и распределения работы между членами группы;
акцентировать внимание школьников на задачах каждой группы, с тем чтобы они могли осознанно обмениваться полученной информацией (если проект групповой);
помочь им оценить достоверность и необходимость найденной информации;
постоянно напоминать детям о целях сбора и необходимости анализа информации;
проводить по мере необходимости общее обсуждение полученных результатов;
проводить подведение итогов аналитического этапа в присутствии всех участников проекта.
Этап обобщения информации
Здесь происходит структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний, умений, навыков. Ученики систематизируют полученные данные, объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию, а также выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. Это могут быть доклады, выпуск стенгазеты, создание презентации, буклета, брошюры и так далее.
Процесс обобщения информации важен и потому, что каждый из участников проекта как бы пропускает через себя полученные всей группой знания, умения, навыки. Ведь он в любом случае должен будет участвовать в презентации результатов проекта.
Для наиболее успешной организации этапа необходимо:
продумать возможные формы обобщения для совместного их обсуждения с учениками;
обратить внимание участников проекта на те или иные способности каждого ребенка, чтобы все осознали необходимость своего участия в работе;
помочь группам обобщить полученные результаты, а также поделиться с товарищами знаниями и умениями, приобретенными в процессе работы;
составить совместно с детьми план презентации, согласовать форму, определить участников, сроки, назначить ответственных.
Этап представления результатов
Для наиболее успешной организации презентации готового проекта требуется:
заранее продумать, как лучше применить индивидуальные (интеллектуальные, коммуникативные и прочие) способности каждого участника проекта;
определить, сколько времени потребуется на проведение мероприятия в зависимости от объема информации и количества участников;
подготовить сценарий представления презентации;
оказать детям помощь в выборе формы презентации проекта;
помочь им определить собственные достижения и выявить нерешенные проблемы;
обсудить с ребятами перспективы продолжения работы над данным проектом.
Варианты вопросов для обсуждения эффективности работы над проектом и проведенных исследований:
– Каким образом вы получили результаты? Пришли к таким выводам?
– Кому и для какой цели могут быть интересны полученные вами результаты (выводы)?
– Если продолжить работу над этой темой, что еще вам было бы интересно узнать, какие исследования провести?
– Что, по-вашему, особенно удалось? Что не совсем получилось? Почему?
– Как вы считаете, что в проведенной работе можно было бы улучшить, усовершенствовать? Каким образом?
– Что из проделанной работы принесло вам наибольший успех и наибольшее удовлетворение? Почему?
Анализируя опыт работы на уроках информатики и информационных технологий, можно сделать вывод о том, что хорошие результаты (устойчивые знания по предмету, практические умения и сформированные навыки при работе с компьютером) оправдывают применение проектного метода. Ведь в процессе проектирования изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности как ученика, так и учителя, происходит интеграция образования и воспитания.
Проектная деятельность сама по себе характерна для сферы использования ИКТ. Поэтому данный метод внесет немалый вклад в профессиональное самоопределение школьника. Кроме того, такого рода деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию умения взаимодействовать с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнеров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятым.
Итак, на основе всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность школьников – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.
В основе метода лежит развитие познавательных навыков учеников, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми» (если это теоретическая проблема – то ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению).
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей и заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
Метод используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
Для метода проектов очень важен вопрос теоретической, практической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад на конференции, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и тому подобное).
Дина ШАГАЛЕЕВА, методист Центра развития образования, Нижневартовск
Комментарии