Технология обучения в сотрудничестве не только помогает освоить навыки коммуникативного общения и учесть индивидуальные и возрастные особенности учеников, но и позволяет учителю выстроить дружелюбную атмосферу в классе.
При применении образовательных технологий и методов нужно учитывать особенности класса, в котором та или иная технология применяется, возраст и уровень предметной подготовки. Например, сложный 5‑й класс, когда дети уже не находятся в привычной для них атмосфере, а сложившийся коллектив перемешивают, учитывая склонности и желания, распределяя по образовательным направлениям. Это вызывает у пятиклассников дискомфорт и некое напряжение. Смена видов деятельности на уроках и снижение нагрузки позволят менее травматично пережить данный период. Я применяю технологию обучения в сотрудничестве (Cooperative learning).
Сама технология представляет собой обучение и взаимообучение в малых смешанных группах от 4 до 6 человек. Работа по методике сотрудничества отличается от других форм совместной групповой работы взаимозависимостью членов группы, личной ответственностью каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей, совместной учебно-познавательной и творческой деятельностью в группе.
Технология сотрудничества нацелена на выстраивание доверительных отношений в классе и общения среди детей. Ребята учатся ответственности не только за свои достижения, но и за достижения своих одноклассников, учатся работать в команде и уважать друг друга. Технология не только направлена на командную работу, но и учитывает разноуровневость класса, так как каждая группа должна состоять из учеников разного пола и уровня знаний по предмету, что облегчает задачу учителя при решении вопроса индивидуального подхода.
На своих уроках я применяю метод ажурной пилы, или Jigsaw. Эта техника подразумевает решение общей задачи в команде через выполнение каждым своего индивидуального задания. Достигается это за счет гибкого распределения ролей в команде, когда в течение выполнения одного задания у участников есть возможность проявить себя и в качестве обучающего, и в качестве обучаемого.
Учитель раздает каждому члену группы учебный материал, который разбит на фрагменты. При этом в каждой группе одинаковые задания, а состав группы учитель определяет заранее. Задание должно соответствовать уровню каждого из учеников, что решает проблему индивидуального подхода, в свою очередь каждый ученик ищет информацию по своей части.
Благодаря этой методики ученики решают поставленную перед ними задачу в команде при помощи побуждения их к действию через выполнение заданий и путем обмена информацией между членами групп в устной форме, а также у обучающихся не только нарабатываются коммуникативные навыки, но и формируется индивидуальная ответственность за работу всей группы и решается проблема социализации.
Карина ЛАЧИНА, учитель иностранного языка школы №17
Комментарии