Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Колонка редактора. Дети талантливы от Бога

Учительская газета, №19 от 10 мая 2005. Читать номер
Автор:

Человек не рождается зверем. Может быть, Дарвин что-то напутал о нашем происхождении? Рискну высказать свое личное предположение, свою гипотезу (слово-то какое нерусское, но зато старинное, а потому всем понятное). Так вот моя гипотеза: человеки, человечицы и все человечество ведет свое происхождение от… детей. Утверждаю, что это так оно и есть, и это воистину божественное происхождение. Среди детей нет Скотининых, Наполеонов, Сталиных, Гитлеров, отцов мафий и воров в законе. Им противны ложь, политика, богатство и идолопоклонство. Их мысли светлы, помыслы чисты, они понимают и принимают любовь. Они хотят, чтобы их любили, и в ответ готовы любить весь мир. И если мы это в них не поддержим, божественное начало может в них загибнуть.

Дети от Бога талантливы. Это потом, по мере взросления (но не по этой причине, а потому, что они входят в мир заскорузлых взрослых) куда что девается. И откуда что берется… А пока божественные наши ангелы практически поголовно талантливы, и прежде всего это выражается в страсти к рисованию.

Рисовать и ходить дети начинают почти одновременно. Значит, любовь к прекрасному дана ребенку изначально. Подрастая, они готовы рисовать часами, рисовать на бумаге, на книгах, на асфальте, на стенах. Среди нас, взрослых, художников и просто рисовальщиков – единицы, будто всем медведь на руку наступил, поэтому нам трудно бывает понять эту неуемную детскую страсть.

Помню, как не раз ругала свою дочь: ты почему рисуешь на обоях? Ведь тебе же запрещали, ты же знаешь, что этого делать нельзя?

– Знаю, – отвечает, – но у меня нервы слабые, удержаться не могу…

Может быть, ее не устраивал узор на обоях, может быть, с нею нужно было позаниматься индивидуально рисованием – этим не доступным для меня предметом.

Не одергивайте детей, когда они рисуют. Чаще просите их проиллюстрировать новый материал из учебника. Это можно делать по большинству предметов в начальной школе. Казалось бы, на наш взгляд, самые абстрактные вещи они представляют в конкретных образах. Дети живут в мире образов. А как богато их воображение! Маленький принц очень любил нарисованного ему барашка, а я смотрю и вижу на картинке только коробочку с дырочками (чтобы барашек не задохнулся). Многие взрослые не могут увидеть здесь и представить себе барашка. Но Маленький принц – ребенок, и для него реальность и искусство неразделимы.

Но мало не мешать детям, им нужно помочь. Детскому творчеству стали больше уделять внимания, оживилось преподавание изобразительного искусства в школе, в изостудиях. Чаще стали проводить выставки изобразительного искусства, конкурсы, олимпиады, когда нужно выполнить работу сразу по двум предметам. Например, конкурс «Имею право!», когда требовалось образно, иллюстративно изобразить различные права человека.

Это прекрасно, когда острое детское зрение, нежный и ранимый мир ребенка, облик прекрасных реальных и фантастических образов находит выход в обилии выставок. Теперь и альбомы детских рисунков появляются.

Только этого недостаточно. С талантами, самородками и раньше занимались. Важно не забывать об этой детской тяге и помочь ей развиваться. Художественное воспитание, встреча с искусством необходимы уже малышам детского сада. И какой бы ни стала их профессия в будущем, тяга к прекрасному, понимание искусства позволит им постичь гуманистические основы жизни, стать духовно богатыми людьми, способными на добро, на служение другим людям.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту