Незабвенный Мишка Квакин, неформальный лидер дачно-поселковых несовершеннолетних хулиганов из повести Аркадия Гайдара, все-таки втайне завидовал Тимуру и его команде, организованным в пионерский отряд. Что и обнаружилось в конце повествования, когда Мишка в открытую примкнул к стройным пионерским рядам. И это символично, потому что этот Мишкин поступок был самой большой победой его злейшего врага – Тимура. Что касается автора повести, то нужно сказать, что он, как великий знаток детских душ, подметил и обобщил в поступке Квакина одну очень важную черту детской психологии – неодолимую тягу к организации.
Эта черта лежит в основе любого детского коллектива – школьного или уличного. Взрослые собираются в коллектив для совместной работы или по другой важной причине. Дети иногда сбиваются в стаи без всякой цели, лишь бы быть вместе.
Эту тягу Макаренко положил в основу своей педагогики. Туземные полинезийские племена отделяют детей разных возрастных групп от взрослого общества и не допускают их к делам племени до совершеннолетия. И сами в детские дела не вникают, стаи малолетних туземцев решают свои проблемы сами.
Цивилизованные страны этого допустить не могли и лет этак сто назад стали создавать детские организации.
Дети цивилизованных стран, не имевшие самостоятельности юных туземцев, этого только и ждали. Заманить взрослого в какую-нибудь партию не так-то просто. Заманивать детей не нужно – они идут с удовольствием в любую кучу-малу.
Так появились организации скаутов, разведчиков и следопытов. Бой-скаутов (мальчишек) и герл-скаутов (девчонок). Поскольку те и другие были неплохо одеты и в основном из средних школ (гимназий), мало доступных бедноте, у нас после революции скаутское движение было объявлено буржуазным, а вместо него появились пионеры.
Вот это была массовость! Пионеры в нашей стране стали, можно сказать, как у туземцев, отдельным классом общества, и что скрывать, они имели почти все, что нужно детям (не считая мелочей), включая летние лагеря, зимние дворцы пионеров, станции юных техников, даже газеты и стадионы. И немало добрых дел удавалось сделать пионерам сообща.
И если бы не взрослые, несшие в пионерскую организацию мертвецкую идеологическую скуку и без конца лупившие детей по рукам, чтобы отбить охоту к любой самостоятельной деятельности, может быть, пионерская организация не умерла бы так быстро и так невзначай.
Но пустота требует заполнения. Дети, подростки нуждаются в общении, в организации. Пионерская организация умерла, отравленная идеологией и формализмом взрослых. Скаутское движение живет более ста лет в более чем ста странах мира. Пора и России возрождать массовую детскую организацию. На V Всероссийской акции «Я – гражданин России» прозвучало предложение: создать движение детей, участвующих в социальном проектировании. И это вполне реально, потому что неформально оно уже существует, где ребята сами придумывают, что им делать.
Комментарии