search
main
0

Коллегия Минобрнауки РФ подвела итоги работы за прошлый год и обсудила задачи на 2016-й

В столице проходит расширенное заседание Коллегии Министерства образования и науки РФ. В повестке дня – два основных вопроса: подведение итогов деятельности министерства за 2015 год и обсуждение задач на 2016 год. Одним из ключевых стал доклад министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова.

Дошкольное образование

По данным Минобрнауки РФ, на 1 февраля 2016 года показатель доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в среднем по стране составил 99,23%. Таким образом, почти 6 миллионов детей 3-7 лет охвачены дошкольным образованием. В очереди – 46,4 тысячи детей.

Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет около 100% обеспечили 66 субъектов РФ, в 12 субъектах – доступность от 99% до 99,90%, в 3 субъектах – от 95%. Сложная ситуация остается в четырех регионах: Тыве, Дагестане, Ингушетии и Забайкальском крае. В них доступность дошкольного образования составляет менее 95%.

Всего же с 2013 года из федерального бюджета на модернизацию региональных систем дошкольного образования было выделено 130 миллиардов рублей. Регионы выделили более 80 миллиардов рублей. За три года было создано 4 634 новых объекта для реализации программ дошкольного образования.

В этом году планируется продолжить работу по обеспечению доступности дошкольного образования, уделить особое внимание обеспечению местами детей до 3-х лет, в том числе на базе консультационных служб (центров), обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение семей с  детьми раннего возраста, а также контролировать уровень родительской платы и не допускать ее необоснованный роста, опережающий инфляцию.

Общее образование

Дмитрий Ливанов напомнил, что с 2011 года школы переходят на работу по новым стандартам: \”И уже сейчас не только начальная школа, но и все пятые классы учатся по ним. В стандартах большое внимание уделено личностным результатам – вопросам воспитания, формирования гражданской идентичности\”.

Министр рассказал, что во ФГОС будут внесены уточнения, связанные с конкретизацией требований к результатам для обеспечения единства подходов.

Также Дмитрий Ливанов сообщил, что предстоит модернизация содержания всех предметных областей: в частности, уже приняты концептуальные документы, определяющие общие рамки предметного содержания курсов по математике и отечественной истории, разработан проект концепции филологического образования.

В минувшем году был изменен порядок формирования федеральных перечней учебников. Современный учебник теперь должен включать специальную книгу для учителя, иметь электронную версию. С учетом этого планируется запустить совместно с лучшими российскими учителями проект \”Электронная школа\”, который позволит создать открытый ресурс с полным школьным курсом в помощь всем учащимся.

Значимой проблемой общего образования министр назвал дефицит школьных мест и износ школьных зданий, многие из которых были построены 40-50 и более лет назад. Решить эту задачу планируется в рамках реализации программы \”Содействие созданию в субъектах новых мест в общеобразовательных организациях\”: за 10 лет предстоит ликвидировать в школах вторую и третью смену, из зданий с высокой степенью износа перевести детей в новые, современные. До 2025 года число детей школьного возраста увеличится почти на 3,5 миллиона. Общая прогнозная потребность по вводу новых мест с учетом демографических тенденций – более 7 миллионов.

Программа стартует в 2016 году – первоначально каждый участник получит субсидию на выкуп одного здания наполняемостью не менее 900 человек. К 2021 году предполагается перевести в односменный режим обучения начальную и старшую школу. На втором этапе, до 2025 года, – обеспечить обучение в одну смену учеников основной школы и перевести всех детей из зданий с износом более 50 процентов в новые школы.

Таким образом, в числе задач в сфере общего образования на этот год:

– определение базового содержания школьного образования по большинству предметных областей образовательных программ;

–  запуск программы строительства новых школ;

– обеспечение объективного проведения ЕГЭ, включая меры по обучению руководителей пунктов проведения экзамена, а также пунктов приема экзамена обеспечение системами видеонаблюдения;

– проведение и анализ результатов всероссийских проверочных работ для определения \”болевых точек\” в подготовке школьников и последующей программе действий по повышению качества освоения учебных предметов.

Дополнительное образование

Говоря о дополнительном образовании, министр отметил, что за последние 5 лет количество охваченных допобразованием детей увеличилось с 59 до 67 процентов. В первую очередь это произошло за счет детей, участвующих в дополнительном образовании в форме кружковой работы в общеобразовательных школах. Сегодня показатель доступности внутришкольного дополнительного образования – около 60% – такой уровень был в советское время.

Минобрнауки называет приоритетным развитие дополнительных общеобразовательных программ технической и естественнонаучной направленностей. Кроме того, в ведомстве подчеркивают, что сегодня надо активно использовать ресурс дополнительного образования в профориентационной работе.

В этом году планируется обеспечить меры поддержки допобразования в целях расширения спектра образовательных услуг, повышения качества их предоставления, обеспечить переход к нормативно-подушевому финансированию в дополнительном образовании уже в 2016 году, а также запустить единую федеральную систему учета контингента.

Забота о детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Первая задача в этой области на 2016 год – внедрение ФГОС для детей с ОВЗ.

В прошлом году были утверждены ФГОСы начального общего образования для детей с ОВЗ, для детей с интеллектуальными нарушениями, с 1 сентября 2016 года они вступят в силу. Потребности таких детей учтены в стандарте дошкольного образования. Утверждены специальные требования для реализации ФГОС основного и среднего общего образования для детей с ОВЗ.

По информации Минобрнауки РФ, в пятой части всех российских школ уже созданы все условия для инклюзивного обучения.

В планах министерства – оценка соответствия действующих детских домов современным требованиям на основе специально разработанных критериев. Эту работу планируется провести во всех регионах с привлечением региональных общественных палат, уполномоченных по правам ребенка и представителей некоммерческих организаций.

Профессиональное образование и наука

В сфере профобразования Минобрнауки РФ намерено развивать поддержку отечественных конкурсов профессионального мастерства, чемпионатов WorldSkills. Также в числе планов – создание особых условий для подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям: предусмотрены меры на поддержку развития материальной базы техникумов и колледжей, внедрение программ предпринимательского образования.

Что касается высшего образования, Дмитрий Ливанов напомнил о программе по созданию опорных университетов, призванной повысить роль вузов в региональном развитии. В рамках программы в 2016 планируется создать 20 опорных университетов, в 2017 году – около 30. К 2020 году они будут созданы в большинстве регионов.

Кроме того, до 1 июля 2017 года будут внесены изменения во все федеральные государственные образовательные стандарты – их приведут в соответствие с профессиональными стандартами.

В научной сфере планируется разработка Стратегии научно-технологического развития России на долгосрочный период, реализация национальной технологической инициативы и развитие \”цифровой\” инфраструктуры исследований и разработок – обеспечение национальной подписки на информационные ресурсы.

Молодежная политика

В части молодежной политики Дмитрий Ливанов выделили три основных направления: гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание, профориентация и формирование культуры здорового образа жизни.

Так, завершена программа \”Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы\”, и Правительством РФ утверждена аналогичная программа на 2016-2020 годы. Она призвана \”повысить готовность и способность российского общества к противодействию внутренним и внешним угрозам развитию страны и ее безопасности, преодолению социально-экономических проблем и выходу на траекторию устойчивого развития\”.

В рамках профориентационной работы будет уделено внимание повышению статуса молодежных форумов, которые реализуются совместно с молодежными профессиональными сообществами и крупнейшими работодателями России: \”Территория смыслов на Клязьме\”, \”Таврида\”, \”Итуруп\”, \”Балтийский Артек\”, \”Форум Арктика\”.

Министр также напомнил о разработанном комплексе мер по развитию инфраструктуры для занятий физкультурой и спортом во всех российских школах. В 12 регионах проведена апробация комплекса ГТО.

– Целевые значения показателей, заявленные на 2015 год, достигнуты, – заявил Дмитрий Ливанов. – Из значимых для общества проектов Министерства 2016 года, заявленных в публичной декларации, стоит отдельно отметить: организационное формирование российского движения школьников, развитие сети школьных музеев, Российский родительский университет, поддержку развития школьных библиотек. Наша декларация размещена на официальном сайте, по всем направлениям деятельности министерство постоянно взаимодействует с общественными институтами.

Фото источника

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте