Ребенок с пирожком в руке в школьном буфете – какого родителя не умилит подобная картинка! Однако у врачей иной взгляд на ситуацию: гастриты, ожирение или дистрофия – вот список побочных эффектов неправильно организованного, нерационального и нездорового питания в школах. По мнению специалистов, с каждым годом в школах идет постоянная замена здоровых продуктов – мяса, овощей, фруктов, рыбы и круп – опасным фастфудом, сладкими газированными напитками и чипсами. И это действительно становится серьезной проблемой.
Показатели детской заболеваемости с каждым годом становятся все более устрашающими. Так, у большинства петербургских детей отмечаются различные проблемы с состоянием желудочно-кишечного тракта. Из каждых десяти детей различные заболевания ЖКТ наблюдаются у 8-9. Основные из них – это гастриты и язвы. Кроме того, обеспеченность петербургских детей витаминами намного ниже, чем в среднем по России. Половина петербургских малышей не получают полноценного горячего обеда, а 10% вообще не получают горячего питания. Санкт-Петербург также находится на последнем месте в России по потреблению рыбы, которая, как известно, является источником огромного количества полезных веществ.По статистике, Северная столица является лидером по количеству заболеваний опорно-двигательного аппарата. Происходит это из-за особенностей климата и недостатка кальция. Ребенок в возрасте от восьми месяцев до семи лет должен получать ежедневно не менее 600-800 граммов молочных продуктов, а школьник – не менее 200-250 граммов. Однако на практике этого, к сожалению, не происходит. Отсюда рост количества заболеваний, связанных с недостатком кальция, плохие зубы, рахит, заболевания опорно-двигательного аппарата. Несколько лет назад в городе пытались внедрить программу «Стакан молока». Эксперимент прошел в нескольких школах Приморского района и был очень популярен у школьников. Однако затраты оказались чересчур большими, и проект приказал долго жить.Проблема школьного питания по большому счету следствие одной, но масштабной общероссийской проблемы. По словам доцента кафедры сестринского дела и социальной работы Санкт-Петербургской медицинской академии повышения квалификации Ларисы Лавут, в нашей стране не развита культура питания вообще. Например, за последнее время в России в три раза выросло количество ожирений, в то время как в Японии самый невысокий рост.Почему? Потому что у нас нарушено традиционное питание. Очень часто традиционные продукты, которые использовались всегда, превращаются в ненужные, и взамен появляются продукты быстрого питания. В нашей стране нет пропаганды здорового питания, нет понятия о пирамиде питания, которая основана на принципах рационального питания. Пирамида включает в себя три положения: соответствие энергоценности и энергопотребности, определенное соотношение между основными пищевыми веществами – белками, жирами и углеводами, а также соответствие пищеферментным системам организма.У нас ни родители, ни учителя не придерживаются принципов рационального питания и не имеют никакого понятия о том, что такое пирамида питания. Если в Европе пирамиду питания изучают в школе, то у нас о ней не знают даже выпускники вуза. Что лежит в основании нормальной пирамиды? Сложные углеводы, то есть растительные, зерновые продукты и картофель, второй ряд в ней занимают овощи и фрукты, а далее уже идут мясо, рыба, молочные продукты. Наверху находятся продукты, которые лучше не употреблять, это сладости и жиры. Данные продукты – носители пустых калорий. Российскую же пирамиду питания можно считать перевернутой. Ее основание легко обнаружить в магазине, в отделе, где продаются сосиски и сардельки, и в мясном отделе, где самая большая очередь.Кроме того, в составе продуктов мы получаем кокосовые, пальмовые масла, для усвоения которых у нас нет ферментных систем. Почти во всех продуктах, начиная с мороженого и кончая творожными изделиями, молочный белок заменяется соевыми продуктами. Увы, все это не способствует оздоровлению детей. В России на душу населения приходится 90 килограммов овощей и фруктов в год, тогда как в соседней Финляндии более 300 килограммов.У нас школьные завтраки до сих пор составляются из расчета калорийности, и совершенно не обращается внимание на структуру питания, на необходимость потребления не только белков, жиров, углеводов, но витаминов и минеральных веществ. Как правило, дефицит витаминов группы С у детей достигает 50%, что приводит в дальнейшем к различным заболеваниям. А ведь детство – это возраст, который формирует здоровье на всю оставшуюся жизнь. У детей повышенная потребность в витаминах, это связано с интенсивностью роста и с тем, что они испытывают большие физические нагрузки. Кстати сказать, белки, жиры и углеводы можно сбалансировать на основании использования мяса, макарон и круп, которые имеют место во всех школьных завтраках. Школьный завтрак не может представлять собой булочку и чай или булочку и кофейный напиток. Он обязательно должен включать в себя что-то горячее, а в качестве горячего зачастую используются котлеты, в которых 50% булки, или сосиски, которые для детей совершенно неприемлемы, потому что содержат соевый белок (растительный). Растительные белки не обеспечивают полноту белкового обмена, так как не содержат всех незаменимых аминокислот, которые являются источником строительства собственного белка.По мнению эксперта, решить вопрос правильного питания не так уж трудно. Нужно изучать пирамиду питания в школе, причем в качестве учеников сначала должны побывать учителя, например, биологии. Затем просветительская работа должна вестись с родителями и, конечно, со школьниками.К сведениюЗаконодательство относит предпринимателей, оказывающих услуги по социальному питанию детей в детсадах и школах, к представителям частного бизнеса. Роспотребнадзор вправе проверять пищеблоки в лагерях, школах и садиках раз в несколько лет только с санкции прокурора и после уведомления хозяев. А в США, например, данные заведения проверяются дважды в год.Если детское учреждение, будь то школа, детский сад или загородный лагерь, обслуживает сторонняя организация, то она сама закупает продукты у поставщиков, то есть на базах. Часто получается, что этим делом занимаются непрофессионалы, понятия не имеющие ни о нормах, ни о правилах, ни о питании вообще. В итоге они могут купить протухшее мясо или гнилые овощи. Кроме того, сейчас отменено такое понятие, как «квалификация», поэтому кормить детей может кто угодно. Условия тендеров просты – кто предложит дешевле, тот и выиграет.Тревожные цифрыКаждый россиянин потребляет 45 литров кока-колы в год. В то время как молока – 220 литров, хотя по рекомендации РАМН человеку необходимо выпивать 380 литров молока в год. В Европе этот показатель – 370 литров молока в год.Идеальный завтрак школьникаОбязательное включение зернового продукта, например каши, обязательное включение молочного продукта и обязательное включение овощей и фруктов. Дети лучше усваивают любую пищу, если она цветная, поэтому однотонная манная каша вообще не усвоится. Ее давать не нужно. Завтрак должен быть представлен темной крупой – геркулесом, гречкой, ячневой, перловой. Можно гречку сочетать с рисом. На завтраке обязательно должно присутствовать яблоко, потому что яблочная кислота необходима человеку, для того чтобы варился «пищевой котел». В сутки в организм должно поступать 2 грамма яблочной кислоты.МнениеМихаил БОГДАНОВ, председатель Санкт-Петербургского городского родительского комитета:- На Западе распространены так называемые индустриальные обеды, то есть еду школьникам поставляет комбинат питания. В СССР тоже существовала такая система. Но раньше мера ответственности чиновника была другой, нежели у сегодняшнего бизнеса. Кто может гарантировать, что сегодняшние бизнес-заводы будут поставлять в школы качественную продукцию? Кто там будет работать, насколько автоматизированным будет производство? Мы упираемся в закрытость системы.С точки зрения технологии и экономии средств создание таких заводов – это правильный путь, но необходима полная прозрачность, чтобы на эти заводы можно было прийти и увидеть, как там работает система проверки качества. Мне кажется, целесообразнее заводы сделать государственными. Цель любого бизнеса, и это прописано в уставе, прибыль. Когда работают на прибыль, то редко следят за качеством.Комментарий специалистаТатьяна ЭММАНУЭЛЬ, методист по здоровьесбережению информационно-методического центра Выборгского района:- Особая проблема – это питание пятиклассников. Когда дети учились в начальной школе, они были организованы и накормлены. Как только ребенок переходит в пятый класс, он из взрослого снова превращается в маленького: в столовую ему не попасть, там либо обедают малыши, либо обедают старшеклассники, которые не пускают к буфету. Поэтому важно, чтобы школа организовывала питание всех классов, а не только начальной школы. Если пятиклашек потерять на этом этапе, если они привыкнут, что в столовую не попасть и, следовательно, можно не кушать, то к старшим классам это перерастет в убеждение.Еще одна проблема – это культура питания. Вернее, ее отсутствие. Часто школьники не едят горячее не потому, что не хотят, а потому, что не знают, для чего это нужно. Как-то мы проводили опрос: для чего организму нужна рыба? Ни один ребенок не ответил на этот вопрос.Санкт-Петербург
Комментарии