В прежние времена все люди постоянно занимались ручным трудом. Скажем, в старину женщины всех сословий вязали, вышивали. Кстати, вязание крючком считалось делом аристократическим. Им увлекались дворянки, в том числе и дочери царей.
Сегодня, в обществе потребления, когда технологии вытеснили ручной труд не только на производстве, но и в быту, нет необходимости нужные вещи изготавливать самим, вручную. Все самое необходимое (вплоть до мелочей) можно купить в магазине или заказать с доставкой. Рукоделие все меньше становится привычным увлечением, а у многих людей руки оказались не у дел. Тех, кто не умеет работать руками, становится все больше.
Но ведь рукоделие – это не только ручное производство одежды, посуды и прочих нужных в быту вещей. Оно, как и в любые времена, оказывает значительное влияние на физическое и психическое здоровье человека. Поэтому ценность ручного труда в эпоху всеохватывающей автоматизации возрастает, он жизненно необходим.
Особо важно ручное творчество для развития ребенка. И привлекать его к нему необходимо с раннего возраста. Доказано, что рукоделие ускоряет умственное и физическое развитие детей. С помощью ручного труда укрепляется мускулатура руки, идет ее подготовка к письму. Известный педагог Василий Сухомлинский подчеркивал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают творческие мысли».
Немецкий философ Иммануил Кант подчеркивал: «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Получается, что кончики пальцев – это продолжение мозга.
Сегодня значение рукоделия осознано, оно вновь становится востребованным. Можно даже сказать модным. В школах, центрах дополнительного образования расширяется количество кружков, связанных с ручным трудом. В городах открываются дома ремесел. Так, в Белгородском Доме ремесел более двенадцати кружков. В них занимаются дети начиная с пяти лет. Они лепят из глины и пластилина, постигают искусство бисероплетения, лозоплетения, резьбы и росписи по дереву, вязания, вышивки. Руководитель кружка «Майолика» Анна Смородина отмечает, что ее воспитанники, даже самые непоседливые, шаловливые, постепенно становятся усидчивыми, спокойными, лучше учатся. Это же отмечают родители и учителя. У них развивается эстетический и художественный вкус. Дети с помощью рук с удовольствием создают красивые вещи, которые нередко берут магазины для продажи.
Поговорим об отношении к рукоделию детей в семье, школе, дополнительном образовании.
Маргарита КУРГАНОВА
Как «сорока-белобока» пальчики учит
Михаил ЯСНОВ, кандидат психологических наук, Тула:
– Сегодня нередко бывает так: ребенку вот-вот исполнится три года, а он совсем не говорит. Конечно, в такой ситуации родители встревожены и спешат за помощью к специалисту. Что делать, как малыша разговорить? А вы сами с ним разговариваете? С ребенком нужно разговаривать с самого его рождения, а лучше и до рождения. «Ну о чем говорить с таким маленьким, ведь он ничего не понимает!» – следует обычный ответ. Мне не редко, но и не часто приходится наблюдать, когда мама везет коляску с младенцем и разговаривает с ним: «Сейчас мы с тобой поедем в парк и послушаем, как поют птички». Если посмотреть на личико малыша, то можно увидеть, что он живо реагирует на мамины слова, внимательно слушает.
Ребенок постепенно начинает понимать, развивает речевой аппарат, подражая взрослому. Говорю это к тому, что точно так же, сызмальства, надо помогать ребенку развивать руки. Они должны овладеть так называемой мелкой моторикой. Если ребенок не овладеет ею, он не скоро заговорит. Как помочь ребенку развить моторику пальцев? Скажем, ребенку полтора-два года. Поиграйте с ним, перекладывая бусинки, пуговицы или, скажем, фасоль. Доверьтесь его ручонкам, они научатся. С маленькими необходимо делать упражнения на кистях рук, использовать старинные пальчиковые игры с малышами, такие как «сорока-белобока», есть игры разные, для каждого возраста свои. Они развивают моторику пальцев, подвижность и реакцию, важно научить малыша сгибать и разгибать не всю ладонь сразу, а каждый пальчик в отдельности.
Ребенок подрастает, и ему можно дать иголку и научить продевать нитку, чтобы нанизывать на нее бусины. А еще лепить из пластилина или теста фигурки.
После четырех лет детям можно дать в руки ножницы и одновременно помочь научиться пользоваться ими безопасно. Конечно, нужно развивать обе руки. К сожалению, все наше образование построено так, что развивается только левое полушарие мозга. Владение простейшими инструментами (ножницами, иглой, вязальным крючком, молотком) помогает развивать мелкую моторику. Научиться работать руками – непременное условие развития ребенка. Заниматься рукоделием – это лучшая тренировка мозга как для детей, так и для взрослых.
Тишина для ума и музыка для глаз
Галина СМИРНОВА, учитель русского языка и литературы, Тверь:
– Как-то я спросила ребят: «Кому из вас дома приходилось брать молоток, чтобы вбить гвоздь, повесить на стену полку или картину?» Надеялась, что все мальчики взметнут вверх руки, но этого не произошло. Тогда я обратилась к Васе, самому сильному, спортивному в моем классе (ему уже шел пятнадцатый год), с тем же вопросом. Он покачал головой.
Тогда я взяла молоток и прибила к доске гвоздь, чтобы повесить картинку. Ребята даже зааплодировали мне.
В наших школах запрещается привлекать детей к труду по обслуживанию, уборке, мелкому ремонту класса, школы. Не буду говорить, правильно это или нет. Здесь есть что-то от старого представления о «недопустимости эксплуатации детского труда». А разве допустимо, когда дети, не трудясь ни дома, ни на уроках, вырастают бездельниками?
По договоренности с родителями мои ученики вместе со мной, а иногда и с родителями, в нашем кабинете литературы проводят уборку, мелкий ремонт. Протираем полки в шкафах, портреты, а нередко и прибиваем их, если они ненадежно висят.
По нашей вине растут мальчики, которые никогда не держали в руках ни молотка, ни рубанка, ни тем более топора или пилы. А девочки не умеют шить, вязать и особенно плести кружева, как это умели делать наши прабабушки независимо от сословной принадлежности.
Девочкам моего класса повезло. Мама одной из них оказалась искусной вязальщицей. Ее дочь Алина часто демонстрировала перед подругами вещи, которые связала сама. Естественно, им тоже захотелось научиться владеть крючком и иметь оригинальную шапочку или шарфик. И тогда мама Алины, Софья Николаевна, сама предложила вести у нас кружок вязания, причем совершенно бесплатно. И девочки почти все записались в него. Через год-полтора они научились вязать, некоторые очень даже неплохо. Дарили вещи друг другу, учителям.
Мне запомнился такой эпизод: Софья Николаевна предложила своим ученицам что-нибудь связать мамам к 8 Марта. Помню, она, проходя по рядам, явно любуясь их работами, сказала: «Вещи, связанные с любовью, будут хранить доброту вашей души и тепло ваших рук, а еще оберегать от неприятностей ваших мам».
Удивленная их мастерством, я предложила провести выставку-ярмарку. Она прошла с большим успехом, причем вырученные деньги ребята передали нуждающейся старой учительнице.
Общее увлечение сдружило ребят, на глазах дети становились другими, начали лучше учиться, стали добрее и внимательнее к окружающим. Их руки творили добро и воспитывали душу.
Софья Николаевна часто повторяла восточную мудрость: «Рукоделие, так же как и рисование, – это тишина для ума и музыка для глаз». А я говорила всем родителям о том, насколько это важно – заниматься рукоделием – для их детей: оно развивает воображение и фантазию. А коллеги, воспитанницы которых тоже стали посещать наш кружок, с радостью сообщали, что у этих девочек повысилась успеваемость, они стали более внимательными и усидчивыми, научились любое дело доводить до конца.
А еще раньше, лет пять-шесть назад, мои мальчики вдруг увлеклись гончарным делом. К моему ученику Илюше переехал из деревни дед, которого там называли глиняных дел мастером, он и Илюшу тоже приобщил к этому занятию.
Друг Илюши, Костя, тоже заинтересовался гончарным делом. Потом к ним присоединились еще четверо моих мальчиков и две девочки. Дед Илюши, Иван Иванович, не стал вести такой кружок в школе, но продолжал учить всех желающих своему мастерству у себя дома. Наблюдая за этими ребятами, я заметила благотворное влияние этого увлечения рукоделием на моих питомцев. И учатся охотнее, и меньше, по словам их родителей, засиживаются за компьютером.
Лекарство от скуки, драки и болезней
Яков ВЛАДИМИРОВ, детский психотерапевт, Санкт-Петербург:
– Когда ко мне на прием приходят родители с просьбой помочь их ребенку избавиться от агрессивного поведения, я обычно советую: «Научите его вязать на спицах или крючком». Они чаще всего воспринимают это как шутку, бывает, и возмущаются.
Реакция одной матери мне особенно запомнилась. Она рассказала, что ее сын любое замечание или даже совет воспринимает в штыки. Кричит, дерется, совершенно неуправляем. Бунтует и в школе, и дома. И попросила посоветовать, чем и как лечить. Я расспросил ее более подробно и задал вопрос, неожиданный для нее: «А вы умеете вязать?» Она сказала, да, умеет. И удивленно спросила: «А при чем это мое умение?»
Вот я и посоветовал: «Научите и своего сына вязать». Как моя посетительница возмущалась! «Я к вам пришла как к опытному доктору, хорошему специалисту, а вы все обратили в шутку». Тогда я рассказал, как это рукоделие успокаивает любого человека, кто им занимается. Привел такой убедительный пример. Доктора нередко рекомендуют летчикам незадолго перед полетом, чтобы снять напряжение, тревожность, заняться вязанием. И вот они сами, испробовав его, отзываются: «Это очень действенное средство».
И добавил еще одно наблюдение специалистов: люди, которые занимаются вязанием многие годы, и в старости сохраняют хорошую память. И тут моя посетительница согласилась, сказав, что ее мать, которая всю жизнь занималась вязанием, сохранила память, а ее руки по-прежнему проворно работают. Дети, которые занимаются вязанием, плетением из лозы корзин, ваз, абажуров, вообще всякой кропотливой ручной работой, становятся более уравновешенными, спокойными. Такое занятие помогает ребенку, да и взрослому тоже, справляться с депрессиями и вспышками гнева.
Прошло какое-то время, и эта мама пришла меня благодарить за то, что и мои разговоры с самим ее сыном, и вязание, которым он неожиданно для нее увлекся, помогли: «Мой сын с удовольствием теперь занимается этим женским делом, он стал спокойнее. Учителя его не узнают».
Рукоделие действительно лечит, оно оказывает положительное воздействие на физическое и психическое здоровье, активизирует нервные окончания на пальцах, а это связано с деятельностью многих внутренних органов ребенка, при этом начинает работать правое полушарие мозга.
К рукоделию можно отнести и резьбу или выжигание по дереву, плетение из лозы, изготовление посуды из глины. Это способствует лечению нервной системы болезней желудочно-кишечного тракта, гастрита, заболеваний печени.
Работая руками, мы даем мозгу возможность отдохнуть от напряженной умственной работы. Если вообще что-то часто делаешь своими руками, повышается устойчивость к стрессам.
С малых лет надо приучать ребенка самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы, учить его рисовать, вырезать картинки, лепить фигурки из пластилина, глины, строить башни из песка. Мелкая моторика способствует развитию мышления, улучшает речь, внимание, координацию.
Привычка к труду, особенно к ручному, воспитывает у детей терпение, усидчивость, желание доводить начатое до конца, а также, что особенно важно, трудолюбие. Совершенствуя свое умение, ребенок формируется как личность, он сможет ощутить себя и художником, и скульптором, творцом, мастером своего дела, которым он может гордиться. В конечном итоге это все влияет на развитие центральной нервной системы.
Сегодня, в век автоматизации, роботизации и цифровизации, наши руки становятся менее востребованными. Остается только несколько «инструментов», которыми мы пользуемся постоянно: ложка, вилка, столовый нож. Да еще компьютерная мышка и клавиатура. К рукоделию это отношения не имеет.
Поэтому в наши дни нас охватывают болезни, которые раньше лечили рукоделием. Дейл Карнеги утверждал, что рукоделие – это самое дешевое лекарство, причем одно из самых эффективных. Итак, рукоделие делает нашу жизнь богаче эмоциями, разнообразнее, а еще лечит.
Комментарии