Эффективность воспитательной деятельности зависит от многих факторов – продуманного законодательства, вовлечения в процесс всех заинтересованных участников, системного подхода, разнообразия форм и методов и т. п. В Пермском крае все эти моменты учтены, поэтому результаты впечатляют.
Гражданственность и патриотизм
Многие воспитательные инициативы здесь закреплены на законодательном уровне. Например, в 2018 году был принят региональный закон «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации, проживающих на территории Пермского края», реализуется региональный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», входящий в нацпроект «Образование».
Координационным и методическим центром патриотической работы в системе образования региона стал пермский краевой учебно-методический центр военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард». Для учеников 10-11‑х классов школ и студентов 1-2‑х курсов ссузов проводятся учебные сборы. Ребята посещают теоретические и практические занятия по огневой, строевой, физической, тактической, военно-медицинской, общественно-государственной подготовке, изучению уставов, радиационной, химической и биологической защите, основам безопасности военной службы. А по окончании сборов получают документ и общую оценку по результатам деятельности. Наиболее отличившиеся награждаются грамотами.
Количество проводимых «Авангардом» мероприятий весьма велико – это и краевой исторический конкурс «Дорогой чести и отваги Уральский танковый прошел», и День народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса, и агитационно-пропагандистская акция «Мы – армия страны! Мы – армия народа!», и молодежная патриотическая акция «Синий платочек», посвященная Победе в Великой Отечественной войне, и краевой конкурс начинающих авторов памяти пермского журналиста Валерия Дементьева, и множество других мероприятий.
Стоит отметить, что вся эта работа носит системный и комплексный характер. Министерство образования и науки края помогает организовать в школах просветительские мероприятия, единые уроки («Разговоры о важном»), поощряет детей участвовать в приоритетных федеральных и региональных конкурсах и мероприятиях. Поощряются инициативы по созданию и развитию детских и молодежных общественных движений и объединений, театров, спортивных клубов, музеев, волонтерских объединений различной направленности, популяризации детского туризма.
Что характерно, воспитательная деятельность ориентирована как на детей (программа социальной активности учащихся начальной школы «Орлята России»), так и на взрослых (занятия по организации деятельности для советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими и молодежными объединениями).
Во всех образовательных организациях проводятся месячники оборонно-массовой работы, вахты памяти и торжественные мероприятия в дни воинской славы России, спортивные праздники, посвященные знаменательным датам в истории Отечества.
Кадет – будущий защитник Родины. Памятуя об этом, в Центре кадетского воспитания успешно реализуются программы дополнительного образования по военно-патриотическому направлению. В учебную программу кадетских классов входят занятия по строевой, огневой, стрелковой подготовке, кадеты ежедневно занимаются физической подготовкой, овладевают навыками в спортивных секциях.
Год назад в 274 общеобразовательных организациях начали свою работу 297 советников по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Они помогают реализовать программы активной социализации для обучающихся 5‑х классов «Я, ты, он, она – вместе целая страна», программы по развитию советов обучающихся общеобразовательных организаций «Ученическое самоуправление». Советники координируют деятельность РДДМ, проводят мероприятия примерного календарного плана воспитательной работы, утвержденного Министерством просвещения РФ. Благодаря им организована работа школьных театров, спортивных, экологических и туристических клубов, музеев, медиацентров. На новый уровень вышла проектная и волонтерская деятельность, успешно развиваются РДДМ и научное общество учащихся.
Работа с семьями и родительское просвещение
В Пермском крае создана централизованная трехуровневая модель оказания психологической помощи ученикам образовательных организаций.
На первом уровне – педагоги-психологи детсадов, школ, ссузов, которые помогают детям преодолевать трудности в обучении и развитии, социальной адаптации, в отношениях с родителями и сверстниками. Основной акцент в их деятельности делается на профилактике и первичном выявлении детей с проблемами развития и социализации, с рисками возникновения сложностей в эмоциональном состоянии и поведении.
Второй уровень представляют специалисты пяти муниципальных и семи межмуниципальных центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Они проводят углубленную диагностику, ведут индивидуальную коррекционную работу с детьми, а также оказывают консультативную и методическую поддержку специалистам образовательных организаций.
Третий уровень – сотрудники Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Эти специалисты работают с особо сложными случаями, координируют деятельность межмуниципальных служб, проводят обучение психологов и супервизию.
Хочется особо отметить роль созданного на базе ПермГГПУ Родительского университета, который выполняет очень важную миссию – занимается просвещением родительской общественности через организацию тренингов, мастерских, выездных сессий, а также проводит индивидуальные консультации для родителей (законных представителей). Только за 2021-2022 годы в образовательных и консультативных мероприятиях Родительского университета приняли участие более 142 тысяч человек.
Также при Министерстве образования и науки Пермского края создан Родительский совет – постоянно действующий совещательный коллегиальный орган. Он помогает формировать единое воспитательное пространство, консолидировать усилия родительской общественности, системы образования и общественных институтов по вопросам воспитания и образования подрастающего поколения. Помимо этого совет рассматривает вопросы развития деятельности родительских сообществ, в том числе их взаимодействия, и подготовки предложений по данным вопросам, носящих рекомендательный характер.
Забота о здоровье и охране окружающей среды
За это направление в регионе отвечает Ресурсный центр здоровьесбережения и экологии Пермского края, созданный при соответствующем отделе пермского краевого центра «Муравейник». Он координирует деятельность молодежных экологических движений «Зеленый мир» и «Лидеры ЗОЖ», школьных лесничеств, детских и молодежных объединений, которые занимаются природоохранной деятельностью и пропагандой здорового образа жизни.
Ежегодно ресурсный центр организует и проводит более тридцати краевых образовательных событий. Среди них – лагерь для активистов Пермского края «Поколение ЗОЖ», региональный конкурс «Юный лесовод», лагерь для лидеров в экологии «Зеленый мир», краевой конкурс природоохранных экологических отрядов «Мое зеленое лето», региональная олимпиада школьников по сельскому хозяйству, уроки по здоровьесбережению и экологии среди учащихся и молодежи Пермского края, проект «Школа – территория здоровья» и т. д. В 2022 году участниками этих мероприятий стали более 11000 человек из всех муниципальных образований Пермского края.
Здоровье человека напрямую связано с физическим воспитанием, поэтому Министерство образования и науки ведет активную работу, направленную на развитие и популяризацию различных видов спорта в регионе. В минувшем учебном году в 96% общеобразовательных организаций региона созданы школьные спортивные клубы.
Здесь реализуются всероссийские проекты «Самбо в школу», «Футбол в школу», «Регби в школу», для чего создана нормативно-правовая база как на федеральном, так и на краевом уровне. Успешно осваиваются программы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Они касаются таких видов спорта, как бокс, дзюдо, вольная борьба, регби, греко-римская борьба, спортивная борьба, кунг-фу, стрельба из лука, гиревой спорт, тайский бокс, ушу, гандбол, айкидо, рукопашный бой, самбо, легкая и тяжелая атлетика.
Помимо этого во всех образовательных организациях региона проводятся традиционные мероприятия, ориентированные на профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. В каждой школе есть регулярно обновляемые агитационные стенды и уголки здоровья с информацией о вреде наркотиков и пропаганде здорового образа жизни.
Довольно интересны мероприятия, проводимые в рамках реализации краевого проекта «Школа – территория здоровья». Это стратегические сессии по здоровьесбережению, марафон профессий «Мой выбор», краевой конкурс мини-проектов «Мое здоровое лето», диктант по здоровьесбережению. Успешно прошли краевые конкурсы «Танцующая школа» и «Мы выбираем здоровье», профильная лагерная смена «Поколение ЗОЖ», региональный этап Всероссийского конкурса «Стиль жизни – здоровье», краевая конференция по здоровьесбережению, краевой семинар «Формирование приверженности к здоровому образу жизни у детей, подростков и их родителей».
Использование потенциала системы допобразования
Можно с гордостью отметить: доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, составляет более 80%. При этом родители имеют возможность записывать своих детей в учреждения допобразования через портал госуслуг.
В 2018 году в Перми был открыт детский технопарк «Кванториум «Фотоника». Это позволило организовать целенаправленную работу по выявлению и дальнейшему сопровождению одаренных детей в инженерных науках. Попутно были разработаны и внедрены комплексные программы по развитию технического творчества и естественно-научного исследовательского направления для обучающихся разных возрастов, инклюзивного образования.
Еще два школьных технопарка «Кванториум» были открыты в рамках регионального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» в Пермском крае. Они помогли сформировать уникальную среду для ускоренного развития детей по актуальным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям. Дети имеют возможность осваивать здесь два и более учебных предмета по направлениям «Естественные науки», «Математика и информатика», «Обществознание», «Технология». В 2023-2024 годах планируется дополнительно создать еще четыре таких технопарка.
Помимо этого в 2019-2020 годах приобретено два мобильных технопарка «Кванториум», оборудованных передвижными лабораториями по геоинформатике, аэро-, VR/AR и IT-технологиям, промышленной робототехнике и промышленному дизайну. Ежегодно в работе технопарков принимают участие более 2000 детей из 10 муниципальных образований.
Очень важную роль в деле улучшения качества образования и создания равных возможностей для детей независимо от места проживания сыграли центры образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста». Они открыты на базе школ, расположенных в сельской местности и малых городах. В 2022-2023 учебном году на территории Пермского края функционировали 49 таких центров, инфраструктура которых в рамках сетевого взаимодействия позволила охватить более 26 тысяч человек.
«Точки роста» оснащены современными средствами обучения и воспитания для реализации программ цифрового и гуманитарного профилей и естественно-научной и технологической направленностей. Школьники имеют возможность осваивать основные и дополнительные образовательные программы на новых компьютерах, 3D-принтерах, управлять квадрокоптерами, осваивать шлемы виртуальной реальности. При изучении физики, химии, биологии, ОБЖ и технологии школьники не только получают теоретические знания, но и посещают практические занятия, проводят эксперименты при помощи новейшего оборудования: цифровых лабораторий, электронных микроскопов, наборов робототехники.
Среди других инициатив, направленных на развитие системы дополнительного образования, можно назвать открытие при Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете Дома научной коллаборации имени А.А.Фридмана, создание на базе Академической школы информационных технологий центра цифрового образования детей «IT-Куб» и т. п.
Развитие детско-юношеских объединений
В крае идет активная работа по открытию в каждом муниципальном образовании первичных отделений РДДМ, и уже создано 53 первички.
Огромной популярностью пользуется Всероссийский конкурс «Большая перемена». В 2022 году количество зарегистрировавшихся на его портале учеников, студентов ссузов и педагогов составило 58785 человек. А в финале «Большой перемены» приняли участие 46 человек из Пермского края. Главный приз – 1 млн руб. на образование и дополнительные баллы к портфолио достижений при поступлении в вузы – получили три одиннадцатиклассника из Перми и Чусового. Обладателями призов размером по 200 тыс. руб. стали 12 учеников 9-10‑х классов из Перми, Березников, Чусового и Чайковского. Эти средства ребята также смогут направить на образование и саморазвитие.
В 2022 году региональная команда «Большой перемены» вошла в Топ-30 лучших команд.
Выявление и поддержка одаренных детей
Здесь ставка сделана на развитие сети региональных ресурсных центров по развитию детской одаренности. Среди них главное место занимают краевой центр художественного образования «Росток», пермский центр «Муравейник» и специализированный центр по работе с одаренными детьми на базе государственного бюджетного образовательного учреждения «Академия первых».
Около 5000 учеников 5-11‑х классов Пермского края принимают участие в образовательных программах. Все они демонстрируют выдающиеся успехи в науках, проектной деятельности, спорте и искусстве.
Также в регионе действуют пять очно-заочных школ для работы с одаренными детьми при федеральных университетах и очно-заочные школы для одаренных детей при национальных исследовательских университетах, которые ежегодно готовят более 3000 выпускников. Преподаватели вузов разработали программы занятий с одаренными детьми, а также сформировали банк олимпиадных заданий. Талантливые школьники включены в исследовательскую, изобретательную деятельность по физике, химии, биологии, экономике, математике. Одаренным школьникам предоставляется возможность получать новейшие знания на базе университетов и исследовательских центров.
Успехи учащихся школ и организаций СПО отмечаются знаком отличия «Гордость Пермского края» с единовременной денежной выплатой в размере 5000 рублей. В 2022 году такие знаки получили 604 человека.
Безопасное поведение
Огромное внимание уделяется вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Разработан целый комплекс мероприятий, в рамках которого проводятся профилактические беседы, направленные на популяризацию использования светоотражающих элементов в образовательных организациях (включая дошкольные). Также проходят семинары-практикумы для руководителей отрядов юных инспекторов движения, практикумы и мероприятия для самих юных инспекторов, детско-юношеских автошкол, мото-, вело-, картинг-клубов и секций и многое другое.
Региональным Министерством образования и науки совместно с Главным управлением МЧС России по Пермскому краю утвержден комплексный план совместных мероприятий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей. Он призван оказать помощь в развитии добровольных дружин юных пожарных, проведении информационно-разъяснительной работы с родителями обучающихся. В рамках этого плана также организованы конкурсы детского творчества по пожарной безопасности, проводятся всероссийские открытые уроки по ОБЖ.
Неоценимую роль играют созданные в крае службы примирения различных видов и назначений. Среди них – муниципальные и школьные, службы примирения на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, службы примирения на базе специальных учебно-воспитательных учреждений.
Стоит особо отметить опыт специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа «Уральское подворье», на базе которого организован краевой лагерь актива школьных служб примирения. Он призван помочь сформировать у несовершеннолетних умение применять восстановительные технологии, эффективно выстраивать коммуникацию между сверстниками, а также пропагандирует примеры ненасильственных способов разрешения конфликтов.
Развитие регионального туризма и краеведения
При упомянутом уже пермском краевом центре «Муравейник» создан Ресурсный центр детско-юношеского туризма и краеведения. Проводимые им мероприятия направлены на развитие туристско-краеведческой исследовательской деятельности школьников, приобщение их к изучению истории. Это помогает создавать условия для формирования у ребят гражданско-патриотической позиции, повышает роль краеведения и туризма в духовно-нравственном воспитании, способствует успешной социализации. Благодаря работе центра появилась дополнительная возможность выявлять занимающихся краеведческой деятельностью одаренных школьников для участия во всероссийских мероприятиях.
Пермский край – пилотный регион по реализации социального заказа на организацию детских поездок. Право на получение социального сертификата имеют ученики 5-9‑х классов общеобразовательных учреждений региона.
С марта 2022 года здесь создан Детский совет по туризму, в который вошли активные школьники 9-10‑х классов школ, представители Министерства по туризму и молодежной политике Пермского края, Российского союза туриндустрии, Министерства образования и науки Пермского края, руководители и преподаватели образовательных учреждений.
Очень интересен опыт, полученный в ходе реализации инновационного проекта «Дети едут к детям»: школьники совместно с туроператорами разрабатывают туристические маршруты, в том числе краеведческой тематики. Они стали основой для организации туристических поездок учеников 5-9‑х классов общеобразовательных учреждений Пермского края по социальному сертификату.
Приобщение к культурному наследию
Огромную работу провел краевой центр художественного образования «Росток», усилиями сотрудников которого был создан банк данных творческих объединений Пермского края. По его данным, в регионе функционируют 255 театральных объединений по различным направлениям.
С 2016 года педагоги в общеобразовательных учреждениях края реализуют Всероссийский проект «Киноуроки в школах России». В основу регулярно проводимых воспитательных мероприятий заложен просмотр детских короткометражных художественных фильмов, раскрывающих созидательные нравственные понятия, ценностные качества и принципы. Каждый фильм сопровождается методическим пособием для педагогов.
Кроме того, с сентября 2021 года в Пермском крае внедрены рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы. Деятельность данного проекта носит ресурсный характер и помогает повысить эффективность работы по развитию системы воспитания учащихся во всех общеобразовательных организациях Пермского края.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
Стартовавший в 2012 году краевой образовательный проект «Открытый университет» направлен на профессиональную ориентацию и профильное обучение учеников 10-11‑х классов по множеству направлений. Его участниками стали ведущие вузы Прикамья. Каждый из них ежегодно в сентябре зачисляет по 300 ребят, для которых проводятся аудиторные, лабораторные и практические занятия, организована проектная деятельность, проходят олимпиады. Вузы предлагают свою программу обучения и основные профильные предметы для углубленного изучения во внеурочное время.
Участие в проекте принимают не только школьники Пермского края, но и ребята из других регионов страны (Кировской и Свердловской областей, республик Татарстан, Удмуртия, Коми и т. д.). Кроме того, все желающие в формате вольных слушаний в дистанционном режиме могут работать над решением сложных задач под руководством вузовских преподавателей, готовиться к сдаче экзаменов и участвовать в открытых лекциях и мастер-классах, программы которых публикуются вузами-участниками в свободном доступе.
Благодаря региональному проекту «Профильные медицинские классы» в пяти образовательных организациях Пермского края появилось оборудование для проведения естественно-научных исследований, исследований внешней и внутренней среды организма человека, формирования навыков первой медицинской помощи и ухода за больными. Проект рассчитан на три года, то есть оснащены современным лабораторным оборудованием будут 15 школ края.
С 2021 года проводилась серьезная подготовительная работа для реализации проекта по открытию профильных школ при вузах Пермского края.
Поддержать профориентационные мероприятия в области рабочих профессий призван проект по созданию школьных мастерских. Благодаря ему из регионального бюджета выделены средства для оснащения и обновления материальной базы, необходимой для организации практической деятельности обучающихся в мастерских по предмету «Технология».
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии