13 февраля глава Министерства образования и науки России Ольга Васильева выступила в прямом эфире социальной сети «Вконтакте». Сколько экзаменов, по ее мнению, должны сдавать школьники? Как изменится портфолио выпускника? Чему Россия может поучиться у Финляндии? Наконец, как проходит рабочий день министра образования и науки РФ? Ответы на эти и некоторые другие вопросы услышали пользователи VK из первых уст.
О ЕГЭ и секретной операции
Главной темой онлайн-встречи было заявлено проведение ЕГЭ. «Вконтакте» появилась официальная группа, посвященная единому госэкзамену. Открывая ее, Ольга Васильева высказала свое мнение по поводу некоторых аспектов ЕГЭ.
В частности, глава Минобрнауки заявила, что она против запугивания и натаскивания выпускников в школах. «Кругозор необходим всегда. Интеллект «вширь и вглубь» – это то, с чем мы должны идти по жизни. Главное для нас – это фундаментально образованный человек, – заявила Ольга Васильева. – И поэтому разговор о том, что нужно натаскивать на какие-то предметы – это разговор ни о чем».
Ольга Васильева считает недостаточным количество экзаменов, которое сегодня сдают выпускники по окончании школы. Она напомнила, что в 1953 году сдавали 11 экзаменов, а во времена ее учебы – семь.
– Я считаю, что 3-4 экзамена – маловато. В некоторых странах побольше экзаменов, чем у нас: есть обязательный спектр, а есть экзамены, которые показывают, сколь велик кругозор, интеллектуальная заинтересованность человека в том, что он делает. Поэтому, здесь вполне уместно говорить о расширении, – считает министр.
Она напомнила, что в 2022 году станет обязательным ЕГЭ по английскому языку, и добавила, что знает о проблемах – кадров, оснащенности кабинетов – в регионах. Помочь им в этом случае, убеждена Ольга Васильева, может дистанционное образование по Интернету.
Пользователь VK: «Вся статистика по ЕГЭ должна быть рассекречена»
О. Васильева: «ЕГЭ – это экзамен, который мы сдаем как государственный тест. Это не рейтинговые оценки – какая школа имеет больше стобалльников, у кого выше результат по математике и языку. У нас разные школы, разные программы углубленных классов. И поэтому абсолютно несправедливо понимать ЕГЭ как основу какого-то рейтинга».
Пользователь VK: «Введение базового ЕГЭ по математике дает возможность получить аттестат школьникам, не знающим математики в объеме средней школы»
О. Васильева: «Ее можно знать на базовом уровне, если ты точно уверен, что никогда не свяжешь жизнь с углубленным изучением математики. В идеале я бы очень хотела, чтобы все дети страны сдавали углубленный экзамен по математике, но я понимаю, что это неправильно. Если я гуманитарий и математику на таком уровне больше никогда изучать не буду и вообще вряд ли к ней вернусь, то думаю, что базового уровня мне хватит по окончании школы».
Говоря об организации ЕГЭ, министр заметила, что подготовка к ней – «это почти секретная операция». Например, министр рассказала, что, когда идет разработка заданий, во избежание утечек сотрудники не могут иметь при себе телефоны и даже общаться друг с другом больше положенного времени! Эти меры применяются ради объективности проведения ЕГЭ, главным плюсом которого, по словам министра, является возможность выпускникам из глубинки поступать в вузы больших городов.
О талантах
Ольга Васильева также рассказала о том, что, в последние годы принимаются большие меры по поддержке и выявлению талантливых детей. В качестве примера она привела образовательные центры и детские технопарки «Кванториум». Глава Минобрнауки сообщила также, что результаты проектной деятельности школьников, возможно, будут учитываться при поступлении.
– Сейчас экспертное сообщество обсуждает, и я принимаю в этом активное участие, что может быть в тех материалах, которые ребята представляют при поступлении, говоря о себе (портфолио – прим. ред.) появятся и оценки их проектов. Некоторые вузы, например, Бауманский, по этому пути уже идут.
Однако глава ведомства признала, что не всегда высокая оценка способностей ученика является объективной. Например, когда дело касается олимпиад школьников, дающих льготы при поступлении в вуз. Министр напомнила, что, в частности, имел место случай, когда выпускник, сдавший ЕГЭ на 60 баллов, получил призовое место на олимпиаде по этому предмету. «Сейчас идет жесткая проверка, и многие вещи мы будем отсекать», – заявила Ольга Васильева.
О зубрежке и зарубежье
Один из школьников пожаловался министру на то, что многое в отечественной школе основывается на зубрежке, что заставляет детей скучать, в отличие от Финляндии где, по мнению вопрошающего, школьников «готовят к жизни».
Министр заявила, что финны для своей системы образования «многое взяли из лучшего советского прошлого и никогда не этого скрывали».
– Там великолепная связь между школой и средним профессиональным образованием. Это, действительно, отработанная система, которая заслуживает внимания, и у нее стоит поучиться, что мы собственно и делаем. Мы с большим интересом изучаем позитивный опыт, – отметила Ольга Васильева.
О наболевшем
Учителя спрашивали министра про деньги: оплату работы на ЕГЭ, заработную плату, оснащение школ…
Пользователь VK: «Оплата за проведение ЕГЭ отличается в разных регионах. А плата за проведение ГИА вообще не предусмотрена. Собирается ли министерство исправлять ситуацию?»
О. Васильева: «Это регулируется региональным бюджетом, поэтому колеблется оплата: в некоторых регионах она выше, в некоторых ниже, а в некоторых нет вообще».
Пользователь VK: «На оснащение аудиторий ЕГЭ выделяются миллионы. Но в бюджетах школ нет такой строки, как «печать экзаменационных материалов». Школы часто просят принести учеников бумагу на ГИА. Кто же должен нести расходы?»
О. Васильева: «Что касается ремонта, оснащения, приема технического персонала на работу – [за это отвечают] муниципалитеты. Это все прекрасно знают. Муниципальные чиновники, которые отвечают за образование, должны обеспечить школы».
Пользователь VK: «В московских школах есть надбавки, повышается размер ставки. Как быть учителям в глубинке с минимальными зарплатами? Как мотивировать себя работать дальше?»
О. Васильева: «У нас оплата всей бюджетной сферы зависит от средней по региону, все учителя об этом прекрасно знают. Я думаю, что это будет самое большое наше достижение и счастье, когда мы сможем [изменить ситуацию]».
Одним из способов мотивации учителя, по словам Ольги Васильевой, может стать Национальная система учительского роста (НСУР), работа над которой завершается. Напомним, новая система предусматривает создание единых подходов к аттестации педагогов и внедрение новых дифференцируемых должностей в зависимости от сложности выполняемых задач и степени ответственности.
Министр обратила внимание на то, что НСУР предполагает серьезные оценочные процедуры для учителей. Прежде всего речь идет о предметной оценке («Каждый учитель должен знать свой предмет идеально»). Еще один важный момент – психолого-педагогическая оценка учителя.
– Учитель не должен стоять на месте. Повышение квалификации предполагает непрерывность образования, – подчеркнула Ольга Васильева, добавив, что в прошлом году уже проводилось пробное тестирование для учителей по русскому языку и математике, с которым не справилась значительная часть педагогов.
О министре начистоту
Пользователи «Вконтакте» попросили Ольгу Васильеву рассказать, как проходить рабочий день министра образования и науки РФ. Она описала начало недели:
– Подъем. Ранний подъем. Традиционно быстрые сборы на работу. Совещания вне министерства. Совещания в министерстве. Рабочие деловые встречи, которые нельзя отменить. Потом работа с документами. Обычно рабочий день заканчивается в 22.30-23.30. И так каждый день.
Говоря о «человеческих» желаниях министра, глава ведомства откровенно ответила, что самое большое – это спать. А еще добавила, что очень любит читать, но из-за дефицита времени удается это нечасто, только в отпуске и в самолете. Последний раз для души Ольга Васильева читала месяц назад – Бунина. Министр рассказала, что в свое время освоила скорочтение («Большой хороший навык, который мне пригодился») и порекомендовала пройти такие курсы школьникам.
P.S.
Неудивительно, что комментариев под видео трансляции с Ольгой Васильевой набралось великое множество, и сказать, что министр не ответила на большинство – ничего не сказать. В эфире, пожалуй, прозвучало порядка десяти. Однако глава Минобрнауки России отметила, что просматривала их. Таким образом, есть надежда, что конкретным проблемам, о которых писали пользователи «Вконтакте», все-таки будет уделено внимание. Вообще, формат встречи оказался очень любопытным: социальные сети не только стирают границы между реальным и виртуальным, но и, хочется верить, делают власть ближе к народу.
Комментарии