search
main
0

Когда министр радуется? Когда все выпускники поют хором гимн России

​Екатерина Владимировна УБА – особая гордость всего движения «Учитель года России». Став победителем Всероссийского конкурса «Учитель года России-2006», через несколько лет она украсила личную табель о рангах должностью «министр образования и науки Ульяновской области». Сегодня, несмотря на занятость, Екатерина Владимировна не пропускает ни одного областного состязания педагогов. И радует все учительские клубы страны, созывая их на ежегодный ульяновский фестиваль. Вожатая, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по научно-методической работе, кандидат филологических наук… Такой богатый опыт очень пригодился Екатерине Убе в новой должности. Но все-таки это необычная ситуация, когда блестящий филолог становится министром. С этого мы и начали наше общение.

– Екатерина Владимировна, вы много лет видели систему образования глазами учителя. Что меняется, когда видишь ту же систему глазами министра, руководителя?- Начнем с того, что я не планировала быть министром. Поэтому открытий было очень много… Самое главное, что, работая в школе, ты на ее механизмы, жизнь, судьбу смотришь изнутри. И тут я вдруг оказалась в ситуации, когда надо было посмотреть не из школы на мир, а из мира на школу. Что осталось неизменным? Я как любила профессию, так и люблю, как верила в нее, так и верю. Никаких переосмыслений в этом плане не произошло. Даже больше того, фигура учителя вышла для меня на первый план в системе. До этого главным был ученик. Теперь для меня ключевая фигура – учитель. И, естественно, появилось понимание контекста, множества связей внутри огромной системы. Моя задача – влиять на каждый из элементов этой системы, чтобы в конечном итоге все слаженно работало.  – Прошло больше пяти лет, как вы в этой должности. О чем сейчас больше всего болит душа министра? – Мне кажется, череда серьезных преобразований последних лет притупила ощущение особого предназначения, миссионерства профессии учителя. Тревожит излишняя технологичность труда учителя. Считать баллы и проценты, оперировать формулами, вычислять среднее отклонение – это правильно, это нужно. Но такая нормированность никак с миссией не сочетается. Конечно, учителей, которые понимают, что их профессия – образ жизни, много. Но появились и другие, которые пересчитывают часы и минуты и отказываются от того, что в их функционал не входит. Сегодня такое настроение есть, и оно понятно, ведь образование сегодня назвали сферой обслуживания. Кого обслуживаем? Кто запрашивает услугу? Если родители, то они знают, как сформулировать запрос?- Вряд ли. Многие сдают ребенка…- …как в камеру хранения. И к тому, кто предоставляет услугу, предъявляют требования: «хочу – не хочу». Мы видим потребительское отношение к учителю. Раньше педагогу доверяли ребенка, его судьбу. А сейчас ученика приводят в класс, чтобы учитель исполнил свою функцию.Поэтому самое главное переживание у меня сегодня: комфортно ли учителю, гордится ли он своей работой, верит ли в нее? Престиж педагогической профессии начинается с этого внутреннего ощущения. – А что больше всего вас радует, Екатерина Владимировна?- Гордимся нашими учениками. У нас очень талантливые дети, очень много талантливых учителей. Радует наш клуб учителей года. Там нет ни одного случайного человека. Это влюбленные в профессию люди, кстати, не всегда удобные для меня как для чиновника. Они могут без обиняков сказать, что не так в образовании.Гордимся нашим образовательным форумом, в этом году он пройдет в шестой раз. Мы перешли от традиционных двухдневных августовских чтений к формату открытого обсуждения всех проблем. В этом году состоится более 100 мероприятий по самым актуальным проблемам всех категорий педагогов. Задача – в начале учебного года провести общую настройку, понять наши общие стремления, чтобы учителя увидели генеральную линию развития региона. Сам форум – идея нашего губернатора. Для Сергея Ивановича Морозова образование – однозначный приоритет.Еще один проект, который мы очень любим, – праздник выпускников «Взлетная полоса». Когда в этом году на площади зазвучал гимн России и все ребята, а на празднике их было больше шести тысяч, его запели, я поняла, что мы двигаемся в правильном направлении. Когда все выпускники поют гимн – это и есть повод для радости. – Это очень наглядный результат воспитания. А есть еще какие-то критерии, по которым видно, что проведенные мероприятия действительно помогли воспитать патриота?- Из формальных показателей, конечно, уменьшение количества случаев проявления асоциального поведения. Чем образованнее мы будем, чем бережнее будем относиться к своей истории, тем будет меньше эта цифра.В этом году губернатор выступил с инициативой возрождения памяти о пионерах и комсомольцах-героях. Кто-то испугался слов «пионер» и «комсомолец». Но дело не в них. Дело в героизации самой истории. Когда история обретает лицо сверстника, это совсем другое восприятие. Теперь у нас есть Аллея пионеров-героев. Открывали ее 8 мая, причем были приглашены школы, которые носят имена Героев России и Советского Союза. Эти школы из рук губернатора получили копии Знамени Победы. Мы видели лица ребят, вернее, лики. Они как будто светились. А на следующий день, 9 Мая, вся аллея была в цветах. И мы видели, как много взрослых водили по аллее детей и рассказывали им о героях. Это эффект, который можно увидеть.- Екатерина Владимировна, хочу вернуться к системным проблемам, если вы не против. Как складывается ситуация с очередью в детские сады?- Когда очередь пополняется, это не повод кричать «Караул, все пропало!», это тоже  повод для радости. Значит, дети родятся. Пусть их становится больше. А система должна понимать, как на это реагировать. Что касается указа президента, согласно которому к  2016 году доступность дошкольного образования для детей 3-7 лет должна быть стопроцентной. Сейчас указ выполнен на 99,6%. К концу года будет и сто процентов. Но сегодня очень большой запрос на раннюю социализацию. Конечно, детский сад многим нужен, потому что маме надо выйти на работу. Но не всегда. Родители понимают, что современным детям необходим опыт коммуникации. Запрос на раннюю социализацию прибавляет нам людей в очереди. И мы радоваться этому должны!- В этом году по всей России перешли в среднюю школу дети, обученные по ФГОС начальной школы. Будет ли анализ результатов этой четырехлетней работы у вас в регионе?- В нашем регионе ФГОС в пилотном режиме шагнет в этом году в 8-й класс! И у нас уже есть анализ этого опыта: системное научно-методическое сопровождение ФГОС реализовывал областной координационный совет, в который вошли представители управления, науки, практики (сфера образования нашего региона всегда была сильна именно этим единством). За это время мы, управленцы, планомерно меняли инфраструктуру образовательного процесса школ, ученые (философы, психологи, дидакты) обеспечивали формирование нового методического инструментария учителя, а педагоги базовых и пилотных школ нарабатывали опыт реализации системно-деятельностного подхода. И у нас уже появилась плеяда замечательных учителей, которые виртуозно владеют искусством взращивания субъектности школьников: их активности, самостоятельности, ответственности. В этом году на Всероссийский конкурс «Учитель года» от нашего региона поедет именно такой учитель – Малышева Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы гимназии №33 Ульяновска. Я считаю, что именно учитель сегодня является центральной фигурой по изменению образования. От того, каков профессиональный и личностный багаж учителя, зависит и настоящее, и будущее школы.- Как вы считаете, итоги ОГЭ, ЕГЭ являются показателями результативности в системе образования?- В определенном смысле да. Но главное, на мой взгляд, не в этом. Итоги ЕГЭ –  замечательный повод пересмотреть систему и принять важные управленческие решения. Чтобы понять, почему, например, многие выпускники выбрали профильную математику, а сдали не все. Почему информатику дети из сельских районов не сдают? Или если сдают, то результаты получаются не очень хорошие. Сейчас мы анализируем, сколько учителей информатики по профессии информатику преподают. А сколько тех, кто только через курсы повышения квалификации прошел.Дальше – химия. На селе сегодня серьезный дефицит с медиками. Регион решает проблему, но острота пока не снимается. А откуда появятся медики, если химию сдают «два с половиной» человека? Почему это происходит? Потому что в школьной программе мало часов на химию. И содержать в малокомплектной школе отдельного учителя химии на 6 часов практически нереально. Кто туда поедет? Это к разговору – зачем ЕГЭ. Это широкое поле, для того чтобы понять, что происходит в системе. И довести учителя до сельской школы, медика – до сельской амбулатории. ЕГЭ – хороший механизм. – Ульяновская область вошла в число десяти регионов – участников эксперимента по дуальному обучению. Почему это важно для вас?- На мой взгляд, сегодня подготовка профессиональных кадров в отрыве от самой производственной сферы – дорога в никуда. Время кратковременных практик изжило себя. Сегодня востребована новая образовательная система, при которой обучающие организации должны серьезно интегрироваться с заказчиками трудовых ресурсов. Во всех сферах. Сегодняшние студенты должны уже с первых месяцев знать на личном опыте все, что связано с их последующей профессиональной деятельностью. Именно поэтому мы сегодня открываем кафедры вузов на предприятиях региона. Как бы нам ни было трудно, мы влились в движение WorldSkills; мы переосмысливаем и переиначиваем профориентационную работу в школах: сегодня открыты детские академии – ядерная, инженерная, правовая, педагогическая; мы входим в движение JuniorSkills и многое другое. Профессиональное образование – это наш приоритет, тем более в год 75-летия профессионально-технического образования. Это наш образовательный импульс процессу индустриализации, который активно ведет в нашем регионе губернатор.- Расскажите, пожалуйста, о самых интересных объектах дополнительного образования в Ульяновской области.- Нам есть чему радоваться и чем гордиться. Всему миру известен наш детский коллектив эстрадного балета «Экситон» – более 100 раз становившийся лауреатом и обладателем Гран-при международных и всероссийских конкурсов – детище региональной системы дополнительного образования. Конечно же, флагман дополнительного образования – наш областной Дворец творчества детей и молодежи – федеральная стажировочная площадка по развитию техносферы; Центр юных натуралистов, где сейчас реализуется проект семейного познавательного парка; конноспортивная школа; аэрокосмический детско-юношеский центр «Буран», который уже много лет приобщает детей к заветной и загадочной теме космоса, и другие. Но самое интересное – это наши планы. Мы разработали проект под названием «Церебрум». Это научно-профориентационный детский центр наподобие финского центра науки «Эврика».  Но мы хотим, чтобы «Церебрум» объединил научное видение мира и профориентационную тему. Построено это будет на пяти кластерах, которые развиваются в Ульяновской области. Если это ядерно-медицинский кластер, значит, ребята будут не только химические, физические законы изучать, но и попробуют себя в качестве фармацевтов, радиокардиологов. Вот такая идея. Содержательная основа ее в том, что дополнительное образование не вспомогательная сфера, а полноправный, может быть, даже главный инструмент для формирования личности. Потому что личность проявляется в свободном выборе. – Мне кажется, вы любите мечтать, Екатерина Владимировна… А какая ваша главная мечта?- Знаете, недавно я прочитала, как в своей книге «Кино между адом и раем» Александр Митта сравнивает режиссера с Колумбом: он очень хочет открыть Америку, а команда в это время очень хочет домой. Моя мечта, чтобы, когда я увидела «Америку», команда хотела плыть со мной дальше.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте