Как рыба живет в воде и не замечает ее, точно так же и человек живет в общении, не замечая его. Общение – вечный фон, редко становящийся “фигурой”, самостоятельной деятельностью. Но, пожалуй, последнее значимо для самореализации, личностного роста именно ребенка. Свободное общение предполагает прежде всего умение вступать в уважительный, доброжелательный, честный диалог с собой и с многими, ибо мир, как известно, написан на два голоса. Что делать, чтобы уже в школе человек учащийся становился человеком общающимся эффективно? К трудной цели нет легких путей.
Галина СОЛДАТОВА – доктор психологических наук, преподаватель кафедры психологии личности факультета психологии МГУ, автор более ста публикаций по этнопсихологии, проблемам межгруппового взаимодействия и межэтнической напряженности. Научно-практический центр психологической помощи “Гратис”, которым она руководит, ведет серьезные научные исследования и выполняет практические разработки в рамках Федеральной целевой программы “Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе” на 2001-2005 годы.
– Галина Владимировна, по определению ваш Центр занимается поддержкой самой сегодня ущемленной в социальном, экономическом, психологическом плане категории населения – мигрантов, вынужденных переселенцев.
– Это одно из основных направлений нашей деятельности. Мы работаем с беженцами как из стран СНГ, так и из стран третьего мира – Афганистана, Азии, Африки. Убегая от войн, вооруженных и этнических конфликтов, они нередко попадают в не менее экстремальные ситуации.
Больше всего достается детям: чужаки. В подростковой среде сейчас распространена оскорбительная лексика по отношению к людям другой культуры или религии, немало молодежных группировок профашистского толка периодически устраивают этнические чистки.
– Вы имеете в виду “скинов”?
– И их, и вообще людей с интолерантным поведением. Беженцы нередко становятся их жертвами.
– Вы часто ссылаетесь на Декларацию принципов толерантности, принятую ЮНЕСКО.
– Благодаря усилиям этой организации в последнее десятилетие понятие “толерантность” стало международным ключевым словом в проблематике культуры мира.
Суть декларации формулируется на основе признания единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержания от причинения вреда, т.к. вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя.
Поэтому нас интересуют прежде всего проблемы, связанные с толерантностью как ценностью человеческого общества. Также и схемы и стратегии поведения, которые ведут к позитивному межкультурному диалогу.
– Вы полагаете, можно обесцененным донельзя словом “перевернуть” сознание? Я, конечно, немножко провоцирую вас, но вы сами пишете: толерантность – достаточно абстрактное понятие.
– Более того, в разных культурах в зависимости от исторического опыта народа оно имеет различные смысловые оттенки. Скажем, в английском языке в соответствии с Оксфордским словарем “толерантность” – “готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь”. Во французском – “уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов”. В китайском быть толерантным значит “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”. В арабском это “прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим”. В персидском – “терпение, выносливость, готовность к примирению”.
– В русском – два слова со сходным значением.
– Термин “толерантность” обычно использовался в медицине и в гуманитарных науках и означает “отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию”. А более знакомое и привычное слово “терпимость”, употребляемое в обычной речи, означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей”.
– Итак, понимаю, толерантность – это признание многообразия и многомерности человеческой культуры, норм, верований, готовность признать других такими, какие они есть, и взаимодействовать на основе согласия. Мы так подробно останавливаемся на терминах, потому что понятие это для нас сравнительно новое. А вы одной из первых начали заниматься этой проблемой.
– 95-й был объявлен ЮНЕСКО Годом толерантности. Проходила целая серия посвященных этому международных конференций. Грубо говоря, шла некоторая раскрутка этой идеологии. Идеологии очень привлекательной. Потому что она несет в себе, во всяком случае для меня, мощный позитивный заряд в духе культуры мира.
Так случилось, что я стала одним из организаторов этих конференций.
Сейчас наши разработки психологических технологий формирования толерантности очень пришлись к месту. Мы на практике пытаемся помочь подросткам из семей мигрантов адаптироваться к иной культурной среде.
– Вы на самом деле считаете, что с помощью специальных психологических программ можно добиться изменения установок интолерантного сознания, экстремистских тенденций?
– Мы постоянно проверяем это на практике. Одна из наших главных задач – разработка групповых методов формирования установок толерантного сознания в разных форматах: от групп числом в 7-10 человек до 150-200. Эта категория методов получила название “методы толерантности”. Еще до выхода Федеральной целевой программы выпустили тренинг толерантности для подростков “Жить в мире с собой и другими”. Сейчас он пользуется большим спросом. Наверно, тема стала очень актуальной и в хорошем смысле конъюнктурной. А с другой стороны, все-таки все мы сюда серьезно “вложились”. Этот тренинг создавался не на пустом месте. Каждый профессионал работал в своих рамках – межкультурной психологии, этнопсихологии, психологии личности.
– Ваш тренинг проходил апробацию?
– Очень широкую. Сначала с московскими школьниками. Потом – в общеобразовательных школах разных регионов России, как правило, с социальной нестабильностью и межэтнической напряженностью. Затем проводили обучающий семинар с учителями двенадцати регионов. По отзывам ведущих, тренинг вызвал большой интерес со стороны администраций школ, учителей и родителей. Почти все ведущие говорили о принципиально новом опыте отношений между детьми и учителями, полученном на этих встречах.
– А как строится занятие?
– Структура проста: каждое состоит из трех частей. Разминка активизирует участников, способствует созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, сплоченности.
Основное содержание занятия включает в себя лекции, игры, упражнения… И рефлексия. В конце каждого занятия участники делятся своими чувствами, впечатлениями.
– А что, Галина Владимировна, я так понимаю, что любой учитель может провести тренинг?
– Учитывая, что далеко не во всех школах есть психолог, доступность тренинга для учителей существенно расширяет возможности его распространения. Учитель может использовать отдельные фрагменты тренингов во внеклассной работе и для школьных мероприятий. Тем не менее для овладения этими технологиями необходимы специальные обучающие семинары.
– Интересно, вы как-то проверяли “уровень толерантности” прошедших тренингов? Ведь само это понятие малодоступно для наблюдения и измерения.
– Пытаемся. Но не сами – это некорректно. В Институте социологии Российской академии наук для нас разработали вопросники. И, знаете, результаты анкетирования, проведенного “до и после”, обнаруживают заметный сдвиг в сторону роста толерантности. Вот, например, прочитайте любой ответ.
“Толерантность – это, можно сказать, лучшее качество человека. Она учит людей быть такими, какие они есть. Если бы все люди были такими, то мир был бы совсем другой, намного лучше”, – пишет девятиклассник Николай из Новочебоксарска.
– Убедительно пишет, вернее, искренно. Что-то меняется в подростках. И это замечательно: им же придется выстраивать человеческие отношения, налаживать нормальный климат в стране.
Елена КОМАРОВА
В тексте использованы материалы “Тренинга толерантности для подростков”
Комментарии