search
main
0

Ключевое слово. Приемы для реализации дидактических задач средствами ИКТ

В системе общего среднего образования широкое распространение получают универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и тому подобное. Поскольку с каждым годом появляются новые разработки, важные с точки зрения информатизации образования, перечислить и тем более изучить их все невозможно. Необходимо понимать, что при определенных условиях многие из этих средств и технологий способны существенно повлиять на повышение качества обучения и воспитания школьников.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Как показывает опыт работы педагогов, которые у меня обучались на курсах «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника», реализация традиционных методов через средства ИКТ на различных этапах урока делает урок более мобильным, интересным, эффективным, современным. Не секрет, что на подготовку таких занятий уходит больше времени, но затраченный труд и сейчас, и в перспективе себя оправдывает. Учитель может более эффективно организовать деятельность учеников, в результате чего они успевают выполнить больший объем работы, лучше воспринимают и усваивают материал. Все этапы урока могут быть полностью или частично компьютеризованы, таким образом, учитель перестает быть для ребенка единственным источником информации.

Хочу поделиться некоторыми приемами использования средств ИКТ на различных этапах урока.

Проверка выполнения домашнего задания

Дидактическая задача: установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учениками.

Приемы для реализации дидактической задачи средствами ИКТ:

1) Использование слайдов презентации, на которых раскрывается ход решения задачи или появляются верные ответы, – это обеспечивает наглядность информации для ее лучшего восприятия. Формулировку заданий тоже лучше вынести на слайд – это экономит время, дети не ищут его в учебнике, обеспечивается целостное восприятие условия задачи с решением. Далее учитель организует само- или взаимопроверку с помощью слайдов. Анимация появления ответов, этапов решения и так далее настроена по щелчку, таким образом, ученики не сразу видят все ответы, и есть возможность обсудить варианты ответов, материал обрабатывается, обсуждается, комментируется последовательно и порционно.

2) Использование карточек средствами текстового процессора с подобными заданиями с последующей взаимопроверкой с помощью слайдов.

3) Использование кроссворда с автоматической обработкой результатов с помощью компьютера.

Пример использования кроссворда, созданного средствами Excel с автоматической обработкой результатов

Цель: автоматизировать проверку знаний основных понятий изученного материала (домашнее задание).

Условия: занятия проходят в компьютерном классе; файл с кроссвордом предварительно копируется на сетевой диск (если есть настроенная локальная сеть) или на локальные диски каждого компьютера.

Преимущества: автоматическая проверка результатов.

Деятельность учителя: инструктирует учеников о цели, форме работы, местоположении файла с кроссвордом.

Деятельность учеников: открывают файл за своим компьютером, заполняют клетки кроссворда с клавиатуры (каждая буква в отдельную ячейку). По окончании работы нажимают на кнопку «проверить», узнают результат и сообщают учителю (рис. 1).

Форма работы: индивидуальная, парная.

Подготовка

к основному этапу занятия

Дидактическая задача: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

1) Использование слайдов, на которых с помощью эффектов анимации смоделированы проблемная задача, вопрос, подготовлен чертеж и так далее. Вариант – на слайдах расположены объекты, которые необходимо сгруппировать, найти лишнее, исправить ошибки и прочее. На основании этих средств школьников можно подвести к теме и целям нового урока.

2) Использование кроссворда (лексического, тематического, с пропусками и так далее).

3) Использование ребуса.

4) Использование видеоролика.

Пример использования кроссворда в бумажном варианте с организацией проверки с помощью слайда

Вопросы для кроссворда составлены на основании содержания предыдущей темы, таким образом, происходят обобщение и актуализация знаний, а также промежуточный контроль. Кроссворд составлен таким образом, что после его разгадывания ученики узнают ключевое слово или фразу, которая и является темой сегодняшнего урока (рис. 2).

Цель: подготовить основу для повторения или проверки знаний по изученному материалу, подготовки к введению в новую тему.

Условия: наличие экрана, проектора, компьютера, карточек с сеткой кроссворда и вопросами к нему в бумажном варианте на каждого ученика. Сетка для кроссворда заготовлена на слайде.

Преимущества: организация фронтальной проверки результатов работы: активизируется внимание всего класса, ответы появляются последовательно (анимация появления ответов настроена на вход, по щелчку мыши), есть возможность обсудить ошибки. Данный вариант работы удобен тем, что его можно организовать и не в компьютерном классе, при этом дети работают с бумажным дидактическим материалом на своих местах. Для наглядности ключевое слово выделено другим цветом.

Кроссворд можно подготовить средствами Excel, тогда результат будет обрабатываться автоматически.

Деятельность учителя: инструктирует ребят о цели, форме работы, по истечении заданного времени организует фронтальную само- или взаимопроверку: по щелчку мыши в клетках кроссворда появляется ответ.

Деятельность учащихся: заполняют клетки кроссворда на карточках (разгадав кроссворд, дети узнают, что сегодня на уроке они отправляются в новую для них природную зону – тундру), далее выполняют само- или взаимопроверку с помощью слайда.

Пример использования ребуса в бумажном варианте с организацией проверки с помощью слайда

Это задание можно предложить ученикам, как в начале, так и в конце урока. Таким образом, они в игровой форме узнают, о чем будет идти речь на этом или следующем уроке. Ребус может быть составлен учителем самостоятельно или отсканирован. В качестве опорных картинок можно выбрать те, которые соответствуют предыдущей или новой теме, при этом происходит и актуализация знаний (рис. 3-4).

Цель: подготовить основу для формулирования учениками темы нового урока, повторения изученных знаний.

Условия: наличие экрана, проектора, компьютера, карточек с ребусами в бумажном варианте для каждого ученика. Ребус проецируется на слайде.

Преимущества: организация фронтальной проверки результатов работы: активизируется внимание всего класса, ответы появляются последовательно (анимация появления ответов настроена на вход, по щелчку мыши), есть возможность обсудить ошибки. Данный вариант работы также можно организовать и не в компьютерном классе.

Деятельность учителя: инструктирует ребят о цели, форме работы, по истечении заданного времени организует фронтальную само- или взаимопроверку: по щелчку мыши появляется ответ.

Деятельность учащихся: разгадывают ребусы на карточках, далее выполняют само- или взаимопроверку со слайдом (разгадав ребус, они формулируют тему нового урока или общий признак, которым объединены слова).

Пример использования слайд-задания на выбор объектов

Это задание можно предложить ученикам как в начале нового урока для актуализации знаний, так и в конце – для подведения итогов. Его удобно выполнять с помощью интерактивной доски (рис. 5-6).

Цель: подготовить основу для формулирования учениками темы нового урока, выделения общего признака классификации.

Условия: наличие интерактивной доски (экрана), проектора, компьютера; правильность выполнения задания видна за счет взаимного расположения объектов на слайде. Если слайд демонстрируется на экране, то задание выполняется устно. Для проверки правильности настраивается анимация появления ответов на пути перемещения, по щелчку.

Преимущества: активизируется внимание всего класса, учитель вместе с учащимися имеет возможность выделить характерные признаки объектов, обсудить ошибочные ответы, таким образом подвести итоги или актуализировать знания учащихся.

Деятельность учителя: инструктирует детей о цели, форме работы, контролирует правильность выполнения задания, организует диалог с ними.

Деятельность учащихся: осуществляет выбор объектов с помощью перетаскивания надписей.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная.

Дина ШАГАЛЕЕВА, методист Центра развития образования, Нижневартовск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте