«Успех приходит, когда возможность встречается с готовностью». Эти слова известного современного мотивационного оратора стоит вспомнить, размышляя о завершении пройденного пути длиною в учебный год и перспективах на год текущий.
Подведены итоги, представлен публичный доклад директора, известны данные рейтингов, скорректирована Основная образовательная программа школы в связи с принятыми поправками в Федеральный закон «Об образовании в РФ» и изменениями в стандартах, известны данные о поступлении большинства выпускников в вузы, и в первую очередь тех, кто обеспечил себе особое право на прием без вступительных испытаний, право получить конкурентное преимущество за счет учета индивидуальных достижений. МГУ имени М.В.Ломоносова, МГТУ имени Н.Э.Баумана, МФТИ, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова, Финансовый университет при Правительстве РФ, МГПУ, РАНХиГС при Президенте РФ, НИУ ВШЭ, РХТУ имени Д.И.Менделеева, МГСУ, РУТ (МИИТ), МАРХИ – вот неполный перечень вузов, принявших наших абитуриентов в свои стены для продолжения образования.
147 выпускников 11‑х классов школы успешно освоили программы среднего общего образования. Из них 62 выпускника, то есть более 40%, получили аттестат особого образца «С отличием» и медали Российской Федерации «За особые успехи в обучении». Много это или мало? Немало, но, как известно, совершенству нет предела. Только ли вершинными достижениями измеряется успех? Конечно, это не так. Мы говорим о массовом качестве образования. Что может и должна сделать школа, чтобы быть уверенной, что в полной мере реализует свою миссию и отвечает потребностям и запросам каждого ученика?
В наличии большой массив данных, уже частично проанализированных, но заставляющих обращаться к ним неоднократно, чтобы понять, все ли было сделано, что стало залогом успеха, какие резервные возможности можно найти для продвижения вперед и обеспечения успеха каждому школьнику. Что дают обращение к этому массиву данных и их анализ? Безусловно, обеспечивают повышение качества управления для достижения массовых высоких образовательных результатов.
В первую очередь рост качества в школе – это ответ на те усилия, которые вкладывает московская система образования в развитие образования столицы. В непростой период пандемии были созданы условия для дистанционного и электронного обучения, в том числе в области дополнительного образования, обеспечено дистанционное сопровождение учеников классными руководителями, сохранен полноценный учебный процесс, не в последнюю очередь благодаря использованию электронных платформ.
В МЭШ собрано более десяти полезных электронных систем и ресурсов для учителей, детей и родителей. Умеют ли они ими пользоваться и используют ли в полной мере предоставляемые возможности? И да, и нет. Раскрытие всего спектра новых возможностей МЭШ как интегратора лучших образовательных ресурсов, библиотеки образовательных материалов мирового уровня, инструмента настройки и развития персональной образовательной траектории, полезного помощника семьи может серьезно повлиять на достижение качественных результатов в обучении школьников, обеспечить наращивание их личностного, предпрофессионального, общекультурного уровней. А это путь к достижению самореализации и самоопределения личности.
Но может ли школа обеспечить самореализацию и самоопределение личности, не зная, чем дети увлекаются, к чему стремятся, какой выбор совершают? Безусловно, главной идеей работы остается обеспечение персонализированного подхода к каждому ученику.
В старшей школе учебная деятельность осуществляется на основе максимально широкого выбора профилей через обучение в предпрофессиональных классах. Из восьми направлений для предпрофессиональной подготовки школьников в Москве школа использует пять. Реализуется новая роль образовательного учреждения как интегратора всех ресурсов города для формирования умений и навыков обучающихся, знакомства и серьезного понимания содержания, особенностей и перспективности самых различных видов профессиональной деятельности, востребованной в Москве.
Как решить задачу подготовки обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессии? Помимо учебной деятельности в первую очередь это совместная деятельность педагогов и школьников по профориентации. Она включает в себя профессиональное просвещение, диагностику и консультирование, организацию профессиональных проб. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение.
На обеспечение индивидуальных образовательных маршрутов помимо избранных профилей обучения направлены возможности сотрудничества с вузами и институтами РАН, а также создание современной образовательной технологической среды в рамках реализации проекта «Школа старшеклассников». Именно в нетрадиционной деятельности наращивается опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, проектирования, развития социально значимых отношений и участия в социально значимых делах.
В рабочей программе воспитания зафиксирована необходимость привлечения внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых явлений. Является ли это новым для педагога? Конечно, нет. Школа никогда не уходила из такой зоны ответственности, как воспитание. Оно всегда было и остается неотъемлемой частью целостной системы работы и осуществляется через учебную, внеурочную деятельность и дополнительное образование.
Рабочая программа воспитания позволила еще раз обратиться к анализу феномена воспитания, задуматься о смыслах, вовлечь в эту работу не только педагогов, но и родителей, а самое главное – детей, тех, для кого эта программа создается. По большому счету, программа стала основой для развития нового этапа системы воспитания – сохранения и развития лучших воспитательных практик и реализации новых проектов, во главе угла которых стоит личность ребенка.
Кто может и должен обеспечить эффективность реализации проектов и новых практик в школе? Безусловно, крепкий, сложившийся коллектив профессионалов в сотрудничестве со всеми участниками образовательного процесса и социальными партнерами. А это значит, что должен стоять вопрос о дальнейшем создании условий для профессионального развития и поддержки педагогов, нацеленных на раскрытие способностей и талантов в каждом ребенке.
Творческая работа педагогов, понимающих особенности современного образования и владеющих современными технологиями, направленная на достижение поставленной цели, позволяет школьнику получить не только качественные знания, но и необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, продуктивнее сотрудничать с людьми, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой путь к успеху во взрослой жизни.
Какими мы видим наших выпускников? Разные характеры, разные увлечения и разное видение своего дальнейшего профессионального пути… Но одинаковы стремление к познанию, трудолюбие, ответственность, целеустремленность, энергия, готовность к деятельности, настрой на сотрудничество и помощь окружающим, несгибаемая воля к достижению результата. Они умеют идти к намеченной цели, креативно подходить к решению задач, они лидеры, неравнодушные люди, готовые позитивно изменять мир.
Для нас наши выпускники не только радость и гордость, но и самый яркий показатель верности выбранной школой стратегии обучения и воспитания.
Существует такая бизнес-цитата: «Оценивайте свою работу не по тому, чего вы достигли, а по тому, что вы должны были сделать в рамках своих возможностей». Возможности, предоставляемые школе московским образованием, практически безграничны. А это значит, что они при условии готовности их принять открывают новые горизонты для развития и новые пути к успеху.
Ирина БОБРОВА, директор школы №1575
Комментарии