search
main
0

Клуб полезного досуга

Творческий подход и авторские экскурсии

В Год педагога и наставника Корпоративный университет запустил новый проект для учителей московских школ – «Клуб полезного досуга».

 

Синергетический эффект клуба достигается, с одной стороны, в подборе уникальной музейной площадки, с другой – в выборе тем для неспешных интерактивных диалогов экспертов, научных исследователей с педагогами, – рассказала директор Корпоративного университета Маргарита Русецкая. – Верю, что на эти встречи будут приходить заинтересованные педагоги, те, кто занимается самообразованием и стремится быть экспертом в своем направлении.

В прошедшем учебном году клуб провел 22 встречи с педагогами, которые проходили довольно интенсивно – по два-четыре мероприятия в месяц. Это были экскурсии в музеи Москвы и Подмосковья, круглые столы и дискуссии, мастер-классы и интерактивные занятия. Более 700 столичных педагогов стали гостями и постоянными члена Клуба полезного досуга.

Одним из самых любимых учителями направлений стала литература, были встречи, посвященные биологии и цветоводству, истории и краеведению, русскому языку, театральной педагогике и даже психологии взаимоотношений в коллективе. На каникулах клуб не терял связи с педагогами, предлагая просветительский контент в телеграм-канале «Клуб полезного досуга», а с нового учебного года планирует продолжить работу.

Мероприятия клуба проходят в музеях, вузах, общественных и культурных пространствах столицы. Постоянными партнерами клуба в первый год его работы стали Государственный музей истории российской литературы имени В.И.Даля, Государственный музей А.С.Пушкина, Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, Еврейский музей и центр толерантности, Дом-музей Станиславского, издательство «Просвещение» и московское отделение Российского общества «Знание».

Выражаем благодарность партнерам клуба за сопричастность нашим мероприятиям, всем специалистам музеев – за творческий подход и авторские экскурсии, глубокую подготовку каждой встречи. В приближающемся учебном году мы надеемся, что нам удастся посетить новые площадки, познакомиться с интересными экспертами, каждый из которых тщательно и с большой ответственностью готовится к встрече с педагогами, ведь это внимательный зритель, слушатель, читатель, часто хорошо подготовленный. В новом сезоне мы думаем о новых форматах работы Клуба полезного досуга и ждем московских учителей на наши мероприятия!говорит куратор клуба Марина Белобородова.

 

Экскурсия в Дом-музей К.С.Станиславского и мастер-класс по театральной педагогике

– Сегодня все школы нашей страны создают театральные студии. Конечно, для многих образовательных организаций это не новое поприще, театр как формат дополнительного образования хорошо знаком нашим педагогам. Но все-таки для довольно большого количества школ это новая задача, с которой мы помогаем им справиться. Безусловно, разговор о театральной педагогике невозможен без профессиональных площадок, – так директор Корпоративного университета московского образования Маргарита Русецкая рассказывает о новой программе повышения квалификации по театральной педагогике. В дополнение к программе Клуб полезного досуга пригласил педагогов на экскурсию в Дом-музей К.С.Станиславского, рассказывающую о жизни реформатора русского театра. А после экскурсии педагоги посетили мастер-класс по театральной педагогике, организованный на площадке музея.

 

Мир Достоевского в музейном центре «Московский дом Достоевского»

(Государственный музей истории российской литературы имени В.И.Даля)

Направление: литература

На экскурсии в зале «Москва Достоевского» педагоги узнали о памятных местах города, где прошли детство и отрочество писателя. Так, Марьина Роща, где он гулял с другими детьми, описана им во сне Раскольникова. Участники клуба побывали в комнатах квартиры, посетили детскую маленького Федора, где он жил с братом. Вместе с экскурсоводом педагоги прошли по залам второго этажа, в которых представлен драматичный, насыщенный событиями и трудами жизненный путь Достоевского. После экскурсии заместитель директора ГМИРЛИ имени В.И.Даля по научной работе, руководитель Московского дома Достоевского Павел Фокин рассказал о современной трактовке биографии писателя и его произведений. Из лекции учителя узнали о современных подходах к пониманию жизни и творчества Достоевского.

 

 

Спектакль «Лишний» в Еврейском музее и центре толерантности

Направление: психология

Во время спектакля педагоги сами стали актерами наравне с сотрудниками музея. Тема пьесы – угнетение и неприятие личности в коллективе. По концепции постановок форум-театра во время действия любой присутствующий может поднять руку, сказать «стоп!» и предложить свой вариант развития сюжета. Именно поэтому свет в зале не выключается, границы между зрителями и актерами не существует, каждый может выйти и сыграть роль. Учителя, посетившие мероприятие, отметили, что ничего подобного до этого не испытывали. А некоторые решили использовать формат форум-театра на уроках и в классном руководстве.

 

Школьный учебник. Экскурсия в издательство «Просвещение»

Направление: педагогика

О прошлом, настоящем и будущем школьного учебника педагоги узнали в издательстве «Просвещение». Здесь они посетили лекцию, посвященную эволюции российского учебника, а после совершили экскурсию и ознакомились с историей издательства. Увидели книги, которые выпускались с момента основания издательства в 1930 году: буквари, азбуки, литературу для обучения малых народов, довоенные и военные учебники. Изучили технологически оснащенный класс для дошкольников, в котором дети могут сами конструировать и менять игровое пространство. В инженерном классе понаблюдали за роботами, ознакомились с отечественной цифровой установкой «Пирогов» в медицинском классе. Специалист издательства рассказал педагогам о новейших цифровых лабораториях для работы на уроках биологии, химии и физики.

– Думала, что с моими девятиклассниками мы уже везде побывали, но, оказывается, нет, надо обязательно их привести в «Просвещение», отмечает Елена Воронина, учитель английского языка.

 

 

Встреча с Наталией Солженицыной в Доме русского зарубежья

Направление: литература

История жизни и творчества Александра Солженицына прозвучала в Доме русского зарубежья на встрече московских педагогов с вдовой писателя Наталией Солженицыной. Она рассказала о том, что повлияло на становление Солженицына как писателя, какие жизненные «университеты» он прошел и каким педагогом был для своих учеников. В ссылке на юге Казахстана, в селе Коктерек, он устроился учителем в средней школе, преподавал математику и физику.

– Он в Коктереке «захлебнулся» преподаванием: назначал кружки, дополнительные занятия, – рассказала Наталия Солженицына.

«Когда сказали, что Александр Исаевич стал писателем, я очень удивилась, его призвание – педагогика. Педагог он был на редкость талантливый, умел подобрать ключ к сердцу каждого ребенка», – делилась одна из его учениц.

Его ученики вспоминали: «Солженицын заражал нас своей энергией. В класс врывался, как вихрь, садился на табурет, как в седло. С ходу начинал вести урок, и хотелось попасть в его темп».

 

Русский язык как культурный код. Научно-практический симпозиум в Высшей школе экономики

Направление: русский язык

В день рождения Пушкина и День русского языка участники Клуба полезного досуга обсудили актуальные вопросы развития русского языка в контексте различных наук. Эксперты, исследователи и практики, среди которых лингвист Максим Кронгауз, член Совета при Президенте РФ по русскому языку, руководитель портала Грамота.ру Константин Деревянко, директор Корпоративного университета Маргарита Русецкая и другие, говорили о русском языке с разных точек зрения – как об объекте правового регулирования, факторе развития искусственного интеллекта, средстве коммуникации в процессе просветительской работы в школе, регистрах научной коммуникации и грамотности СМИ.

Организаторами симпозиума выступили Высшая школа экономики, Корпоративный университет московского образования и Московское городское отделение Российского общества «Знание».

 

«Гений места». Прогулка по старому сиреневому саду Леонида Колесникова

Направление: краеведение

Школа №1251 имени генерала Шарля де Голля стала партнером Клуба полезного досуга. Директор школы №1251 Татьяна Кравец ознакомила педагогов с биографией выдающегося ученого-селекционера Леонида Алексеевича Колесникова, создателя более 400 сортов сирени. Самоучка-биолог, он проживал в селе Всехсвятском (будущем районе Сокол) до 1954 года, именно здесь было положено начало его работе по созданию коллекции сирени.

Педагоги узнали много интересного об истории района Сокол, посетили старый сиреневый сад Колесникова и парк Героев Первой мировой войны. О значимости образа сирени в русской культуре рассказала директор Корпоративного университета московского образования Маргарита Русецкая.

 

Экскурсия в Дом-музей М.М.Пришвина в Дунине

Направление: литература

– Самой запоминающейся встречей для меня стала экскурсия в Дом-музей писателя в Дунине, где он прожил последние годы своей жизни, – делится впечатлениями педагог школы №1637 Анна Новожилова. – Дом расположен в 30 км от Москвы, под Звенигородом, на берегу Москвы-реки. Особое впечатление произвела пришвинская тропа вдоль берега, где писатель любил прогуливаться. Интересно было узнать, что Михаил Пришвин написал в своем дневнике: «Верно судить о писателе можно только по семенам его, понять, что с семенами делается, а для этого время нужно и время. Так скажу о себе (уже 50 лет пишу!), что прямого успеха не имею и меньше славен даже, чем средний писатель. Но семена мои всхожие, и цветочки из них вырастают с золотым солнышком… Итак, если представить себе, что человек, распадаясь после конца, становится основанием видов животных, растений и цветов, то окажется, что от Пришвина остались незабудки».

 

Комментарии

 

Олеся САХАР, учитель истории школы «Бибирево»:

– Настоящим глотком свежего воздуха для меня стало приглашение от Клуба полезного досуга на одно из первых мероприятий. В Еврейском музее и центре толерантности для педагогического сообщества была организована насыщенная и интересная программа. Конечно, всех впечатлил интерактивный спектакль, поднимающий вопрос об «экологичных» отношениях в трудовых коллективах, его одного хватило бы на отдельный выезд. Но даже не насыщенность главное в этом клубе. Лично для меня значимо то, что заботливые умы, любящие свое дело, готовы делиться с нами самым ценным, что в рамках встреч можно познакомиться с удивительно добрыми и отзывчивыми людьми. В таких условиях невозможно представить ни творческий кризис, ни эмоциональное профессиональное выгорание.

 

 

Марина КРАВЦОВА, кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы школы №1158:

Давно интересуюсь темой литературы русского зарубежья. Это колоссальный и еще не исследованный пласт русской культуры. Значимым и знаковым для меня событием стали встреча и живое общение с Наталией Солженицыной, супругой, другом, соратником великого русского писателя Александра Солженицына, достойного преемника Льва Толстого и Федора Достоевского. Что такое праведничество, кого можно назвать праведником, как остаться человеком в самых невыносимых условиях, как восстановить историческую правду и справедливость – эти и другие важные духовно-нравственные вопросы обсуждались на встрече на фоне емкого и достойно-сдержанного рассказа о биографии писателя, некоторые факты которой получили для меня новую трактовку. Поскольку мы недавно посетили Московский дом Достоевского, выставки Государственного литературного музея имени В.И.Даля, можно говорить о едином образовательно-воспитательном континууме, создаваемом для учителей школ Москвы Корпоративным университетом.

 

Елена СИНКЕВИЧ, учитель русского языка и литературы школы №12:

– Для себя я открыла новое музейное пространство Москвы, мне было очень интересно послушать историю хозяина дома. Для меня это стало прекрасным дополнением к экскурсии. Мои ученики – будущие студенты театральных вузов столицы. Мы изучаем литературу на профильном уровне. Эта выставка была бы замечательным дополнением к урокам литературы. Уникальность ее в том, что Островский показан в контексте культурного театрального пространства, начиная с Гоголя и заканчивая театром Чехова. Она расширяет знания об истории театра, новаторстве драматургии Островского. Островский действительно создал репертуар русского национального театра, его 48 пьес не утратят своей актуальности никогда, мы будем еще долго его открывать. Последнее мое открытие – пьеса «Комик XVII столетия» – рассказывает о рождении русского театра.

 

Светлана ИОНИНА, учитель русского языка и литературы школы №1212 «Щукино»:

– Мне очень нравится проект «Клуб полезного досуга», он многое дает учителям. Благодаря экскурсии в Московский дом Достоевского мы узнали некоторые детали из жизни и творчества писателя, которые мало знакомы широкому кругу читателей и даже учителям. Увидели Достоевского немножко с другой стороны и наконец узнали о возможностях, которые предоставляет музей для школьников: куда, на какие экскурсии и программы можно привести детей. На моих уроках знания, полученные здесь, безусловно, пригодятся. Сегодня я сделала несколько фотографий, которые буду добавлять в свои презентации, рассказывая о писателе.

 

Ольга ЧУРСИНА, педагог-организатор школы «Свиблово»:

– Выставка очень увлекательная, дана интересная интерпретация, каждый открыл для себя что-то новое и в Островском, и в его произведениях. Я здесь не первый раз. Создатели выставок в Доме Остроухова оставляют место метафоре, создают атмосферу, образ, чтобы передать эпоху, в которой создавал свои произведения писатель. Я здесь учусь тому, как можно рассказывать о литературных произведениях и писателях. В школе я работаю с детьми, мы не только проводим экскурсии, но и сами создаем выставки. Рассказать о том, как создаются выставки, достаточно сложно. Всегда увлекательно слушать рассказ куратора о создании выставки.

 

Елена МАЧНЕВА, учитель английского языка школы №171:

Мы во многом знаем Пастернака как поэта, автора «Доктора Живаго», но для меня как учителя английского языка было очень интересно узнать, что он был замечательным переводчиком. Мы, учителя, можем использовать это на уроках английского языка, когда с детьми говорим о переводах. Мы можем опираться на его переводы стихотворений, когда говорим о проектной деятельности учащихся, дети тоже могут переводить эти произведения, например, и сравнивать их с переводами Пастернака. То есть эта экскурсия дает не только импульс интеллектуальному развитию учителя, когда мы узнаем новые факты из жизни писателя, но и возможность развивать детей.

 

Анна НОВОЖИЛОВА, учитель русского языка и литературы школы №1637:

– Мне очень понравился рассказ экскурсовода, Пришвин открылся с совершенно неожиданной стороны. На уроках внеклассного чтения и дополнительных занятиях я смогу использовать факты из жизни Пришвина. Я уже второй раз посещаю заседания Клуба полезного досуга. Считаю, что такие мероприятия для учителей важны, нужны, мы посещаем интересные места и общаемся.

 

Эрика КОНОНОВА, учитель русского языка и литературы школы №1252 имени Сервантеса:

– Я впервые на мероприятии клуба. Тот материал, который мы сегодня услышали, очень нам пригодится. В программе мы изучаем подробно Пришвина только в шестом классе – сказку-быль «Кладовая солнца». Материал в музее пригодится учителю для понимания писателя как человека и личности. Отсюда, зная его особую любовь к природе, мы будем выстраивать дорожки с учениками, чтобы прийти к пониманию идеи произведения. Узнала новые факты из биографии писателя. Учитель – человек, который всегда учится и готов учиться, такие мероприятия очень полезны. Здесь мы не только узнаем новое от сотрудников музеев, но еще и обмениваемся опытом с коллегами, встречаемся, что в повседневной жизни не всегда получается.

 

Подготовила Дарья ОСИНА

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте