Клин бережно хранит память о Петре Ильиче Чайковском, который провел здесь без малого девять лет. Об обороне этого рубежа в годы Великой Отечественной войны. О юном поэте из Шахматова, который нашел свою Прекрасную Даму в десяти верстах от дачи, купленной дедом, профессором ботаники, Андреем Бекетовым. Об отце музы автора «Двенадцати» – великом ученом, почитаемом во всем мире. Здесь конкурсанты творческого состязания «Учитель года России-2009» после изнуряющих переживаний из-за своих оценок – а как учителя они знают им цену! – вдыхали удивительный воздух, очаровавший и создателя зимних грез, и автора Периодической таблицы, и певца «Незнакомки», предавались эстетическому гурманству. Жаль только: поехали не все.
Из усадьбы да в крепость
В большой дружной семье Чайковских много внимания уделяли воспитанию. Когда увидели, что маленький Петя выстукивает пальцами по стеклу какую-то мелодию, ему купили пианино. Но все равно настаивали, что музыка – не профессия, и заставили его учиться юриспруденции. Судьба рассудила по-своему. И мир насладился «Лебединым озером» и «Щелкунчиком». А участникам конкурса «Учитель года России-2009» посчастливилось послушать адажио из
1-й симфонии и романс «Без слов». Ведь они побывали в Доме-усадьбе композитора.
Педагоги взяли на вооружение установку Петра Ильича: «Вдохновение – такая гостья, которая не любит ленивых». И отправились… конечно же, в школу. Новощаповскую построили в 2002 году. В ее коридорах разместился своеобразный музей боевой славы, здесь хранят память о войне и ее героях. Этот музей здесь не единственный, есть и краеведческий, и школьный. А второклассники этого учебного заведения разводят бабочек. Кинули клич «Накорми гусеницу!» еще в августе, теперь красивые крапивницы порхают по классу.
В школе работают методический совет школы и методические объединения учителей начальных классов, учителей гуманитарно-эстетического цикла, учителей естественно-математического цикла, классных руководителей.
Основу педагогического коллектива составляет та его часть, которая перешла из старой основной школы и стала хранительницей ее славных традиций. Четверо из этих учителей – ее же выпускники. И сегодня коллектив вместе с вновь пришедшими уже в новую среднюю школу выступает как единая команда, способная сплотиться, мобилизоваться в любых ситуациях для решения общих задач.
Из гимна Новощаповской:
Вблизи знакомых зданий
Как крепость ты стоишь,
Сокровищница знаний,
Их множишь и хранишь.
Любимая ты школа,
Тебя дороже нет,
Всего поселка нашего
ты путеводный свет.
Со всей округи дети
С утра к тебе идут.
Туда, где окна светят,
И где всегда нас ждут
И классы, и уроки.
Товарищи, друзья,
Подруги, педагоги,
Вся школьная семья.
Мальчишеское братство,
Союз учителей,
Душевное богатство –
сокровищ всех ценней.
Спортивные турниры
И творчество детей –
Ты всех объединила
под крышею своей.
Новощаповская служила площадкой для федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования на
I ступени обучения. Здесь работает зональный межведомственный совет по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами с практическим участием в нем учителей и ребят. Районная конференция в День науки, которую провели совместно с Центральной детской библиотекой имени Аркадия Гайдара, породила проект «Сказки о Клинской земле». Книга вышла в 2005 году. Успешно реализуется и школьный проект «Родники», отражающий литературное творчество детей 1-11-х классов.
Новощаповская – одна из самых близких к районному центру сельских школ. В микрорайон протяженностью
12 км входят 14 больших деревень. В 4 из них нет детей школьного возраста, в 9 живет ребятня от 2 до 10. Большее число учеников проживает в многоэтажных домах бывшей центральной усадьбы колхоза имени Горького – Новощапово. Там есть и Дом культуры, и библиотека, и медпункт – у школы со всеми этими учреждениями самые тесные связи.
Сегодня родители школьников стали реальными субъектами социального заказа в образовательном процессе. На основании анализа анкетирования, проведенного администрацией школы, большинство родителей школьников считают главным научить своих детей приспосабливаться к современным условиям жизни как в городе, так и на селе, быть мобильными, активными и востребованными.
В старшей школе комплексным ориентиром для большинства родителей служит подготовка детей к поступлению в высшие учебные заведения или в средние профессиональные образовательные учреждения. Некоторые мамы и папы ожидают, что школа окажет их детям содействие в предпрофильной подготовке и выборе затем профильного среднего учебного заведения для последующей социализации на селе или в городе.
Таким образом, школа должна найти оптимальный для себя баланс между выполнением государственного заказа и общественными потребностями, а также между современными образовательными технологиями и социально-экономическими особенностями региона.
Главная идея, положенная в основу концепции развития этого образовательного учреждения, – формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды. Здесь ставят стратегическую цель – адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Это можно сделать путем введения в учебно-воспитательный процесс новых методик, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребенка.
Поле воздействия
Ввиду того, что Новощаповская – это сельская школа, важно, чтобы школьная образовательная среда была открытой. Это проявляется прежде всего во взаимосвязи ее с окружающим миром. Здесь создается особое «поле воздействия», в котором находится как ребенок-школьник, так и другие участники образовательного процесса.
Педагогическая поддержка в Новощаповской рассматривается как особая сфера деятельности, направленная на самостановление и самоопределение ребенка как личности. Она представляет собой процесс совместного со школьником определения его образовательного маршрута, путей совместного преодоления проблем и создания условий для самореализации в разных сферах жизнедеятельности.
В Боблове, где 40 лет прожил Менделеев, педагоги с конкурса «Учитель года России-2009» попали на День кабачка. Ряженый утверждал, что он и есть этот замечательный овощ, и просил отметить с ним его 5-летний юбилей. Музыка, веселое радушие хозяев, приглашающих отведать угощения собственного приготовления из кабачков, грибов, яблок, ошеломили конкурсантов. Такого искреннего сельского праздника они не ожидали встретить, особенно в месте, хранящем память о самом выдающемся российском химике, физике, натуралисте, мыслителе, считавшем, что благосостояние России в ее образованности, и не стремившемся к наградам и званиям, которые могли быть присуждены за те открытия, которые Менделеев подарил не только России – миру.
До Шахматова конкурсанты не добрались, спешили в Театр Российской армии. А вот в земскую школу, составляющую Таракановский музейный комплекс, заглянули. В домике учителя, который в те давние времена давали сельскому просвещенцу, сегодняшние сеятели доброго и вечного узнали, что музею Блока в сентябре этого года исполнилось 25 лет, а в августе в Шахматове прошел 40-й праздник поэзии.
Все мы испытываем блаженство вдвойне, когда можем разделить его с друзьями. Наверное, в этом кроется основной смысл конкурса, а не завоеванные баллы, причиняющие порой боль, так как кажется, что тебя не оценили. Обида забудется, встреча – никогда! Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага. Возможность повидаться, испытать единение с коллегами из разных уголков региона – одна из самых приятных составляющих конкурса. Но главная его задача – обменяться своими наработками и показать другим, как удается заронить ростки мудрого, вечного в душах учеников.
Клинский район
Комментарии