Идея данного занятия возникла после проведения мобильного семинара в Рязани в декабре 2004 г., на котором проводили занятия К. Уланов, Л. Мостяева, А. Ивонина.
Тема «Стереотипы». 8-й класс
Цели: получить знания о стереотипах, узнать, что стереотипы не есть истинное знание о человеке; научиться распознавать и развенчивать стереотипы; осознать, что каждый человек индивидуален; определить суть принципа мирного сосуществования народов на Земле; воспитывать в себе уважение к человеку, к личности.
Основные понятия: стереотипы, индивидуальность
Ожидаемый результат. Знать, что представляют собой понятия «стереотипы», «золотое правило нравственности». Уметь распознавать стереотипы и критически оценивать их.
Ход классного часа.
Проводится игра «Кто я». Условия игры – человек должен назвать свое полное имя и прилагательное, характеризующее его; задание выполняется всеми участниками по очереди.
1. Постановка проблемы – чтение истории про Элли.
«Вы все знаете Элли из книжки про Волшебника Изумрудного Города. Только вы не знаете, что Элли никогда в жизни не видела никаких овощей и фруктов, так как в Канзасе они не росли, а в Волшебной стране они ей просто не попадались. Как-то раз в Канзасе опять начался ураган, но на этот раз ураган занес девочку в страну овощей и фруктов. Сначала Элли увидела большой красный шар.
– Кто ты? – спросила девочка.
– Помидор, – ответил шар.
Элли пошла дальше и увидела другой шар, желтый.
– Лимон, – представился он девочке и предложил попробовать его на вкус.
Элли откусила кусочек, но лимон оказался такой кислый, что девочка чуть не расплакалась. Она обиделась на лимон и пошла дальше. Тут Элли увидела длинный фрукт, попробовала, и ей он очень понравился на вкус.
– Банан, – важно представился фрукт.
Элли поблагодарила и пошла дальше. Устав, девочка присела под деревом. С дерева свисал красный шар.
– Эй, помидор, давай поболтаем!
– Я – не помидор, я – яблоко, – прозвучал обиженный голос.
– Да ладно, я тебя знаю! Ты круглый и красный. Ты – помидор, и нечего меня обманывать!
Яблоко очень расстроилось и упало с дерева. «Поболтать» уже было не с кем.
Элли пошла дальше. Очень хотелось есть.
– Попробуй нас, мы такие сладкие, – шептали желтые круглые шары, лежавшие под листами в поле.
– Нашли дурочку. Вы желтые – значит вы – кислые, – сказала Элли. Дыни в ответ только пожали плечами.
На тропинке девочка увидела длинный плод.
– Банан, – решила Элли.
Плод был не против угостить девочку, ведь он – горький перец – никогда не пользовался популярностью. Элли откусила, и в тот же миг из ее глаз брызнули слезы, слезы горечи и удивления.
Беседа по рассказу.
В чем же были ошибки Элли?
Предполагаемые ответы детей:
(Элли выбирала лишь по одному признаку; девочка никогда не видела фруктов и ничего о них не знала; девочка не верила тому, что фрукты ей говорили, и т.д.)
Вывод:
Элли действовала по стереотипу.
Как вы думаете, что такое стереотип? (запись слова «стереотип» на доске)
Возможный вариант ответа: стереотип – это ярлык, данный человеку или группе людей, (группе предметов), созданный на основе недостаточного количества информации.
2. Работа в группах.
Установка учителя: сейчас мы выполним задание, которое поможет нам выявить стереотипы, которые существуют у нас, сидящих здесь, по отношению к людям разных национальностей. Для этого нам нужно создать временные творческие группы.
(Разделение детей на три группы по разноцветным карточкам или шишкам, или геометрическим фигурам и др.)
Задачи группам.
Вы получаете ватманы с изображениями человечков. Одни с надписью «Англичанин», другие – «Француз», третьи – «Итальянец». Перечислите черты характера и особенности жизни, быта, на ваш взгляд, присущие людям данных национальностей. На работу дается 4 минуты. Затем листы собирают и прикрепляют на доску. Учитель читает надписи детей, добавляет предложения других групп.
Беседа с учениками.
Откуда вы это все узнали? (Из телепрограмм, книг, газет, друзья рассказали, др.)
Вывод: в основном наши знания формируют средства массовой информации и наше окружение.
Учитель: Мы сейчас с вами назвали ярлыки-стереотипы, они сформировались у нас. Но многие из них – миф, обман. Проверить это просто, достаточно пообщаться с англичанином, французом, итальянцем.
Или самим подумать над вопросами:
Каждый ли итальянец любит макароны?
Есть ли среди французов люди, не обращающие внимание на моду, или среди англичан равнодушные к чаю?
Посмотрим на другую сторону этой медали. Прочитайте еще раз внимательно перечисленные качества. Есть ли среди выписанных качеств те, которые присуще и вам?
Качества какой национальности есть в тебе?
А в тебе? А в тебе?
Но разве ты француженка? А ты – итальянец? А ты – англичанин?
Вы относите себя к другим национальностям, но есть качества, присущие вам всем.
Предлагаю перечислить качества и черты характера, присущие большинству людей, независимо от их национальности. Возможные варианты ответов: любовь к своей стране, миролюбие, любят веселых и добрых, любят детей, заботятся о стариках, хотят быть обеспеченными и т.д.
Хотел бы ты дружить с юношей или девушкой из Франции или подружиться с итальянцами?
Какими качествами они должны обладать, чтобы стать твоими друзьями?
Что ценишь ты в друзьях? (5-6 учеников называют 2-3 качества).
Мы ценим качества, присущие личности. И для каждого ценны свои качества в человеке. И это правильно. Каждый человек ценен, уникален, неповторим.
Мы все такие разные, а Земля – одна, нам надо придумать правила, как жить на нашей планете без ссор и войн. Предлагаю записать правила жизни для всех людей, таких уникальных и неповторимых людей планеты Земля. Пусть ваши формулировки будут емкими и понятными для всех! Постарайтесь! На работу – 3 минуты. (Ребята читают свои правила, дополняют друг друга).
А сейчас вы услышите, как ваши слова звучат на английском, французском языках. Послушайте сколько в них мира и покоя, сколько в них надежды и призыва к дружбе. Можете закрыть глаза, чтобы почувствовать красоту этих слов.
Произносится фраза (или прослушивается магнитофонная запись): «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие относились к вам».
Мы услышали правило, которое все люди земли назвали «золотым».
Что же нужно, чтобы это правило исполнялось?
Возможные ответы:
освободиться от стереотипов;
уважать личность, человека;
быть добрым и терпимым и т.д.
3. Заключительная часть – обсуждение.
А теперь хотелось бы, чтобы вы поделились впечатлениями от этого занятия.
Прежде всего, что вам понравилось?
Какие открытия вы сделали для себя?
Какие вопросы вы хотели бы обсудить на следующем занятии?
Людмила КАЧУРИНА, учитель школы №60, Рязань
в основном наши знания формируют средства массовой информации и наше окружение.
Комментарии