Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Опыт

Классные «классные часы»

УГ - Москва, №41 от 13 октября 2020. Читать номер
Автор:

Помним ли мы, взрослые, свои школьные годы? Кому-то на ум приходят турпоходы с классом и горьковатый запах печенной на костре картошечки, чье-то лицо расплывается в улыбке при мысли об огромном банте и букетике астр для первого учителя на первой в жизни школьной линейке. У некоторых из нас до сих пор ком подступает к горлу при взгляде на фотографии со школьного выпускного, а ведь уже у собственных детей подобных фотографий предостаточно. В моей же памяти возникает образ любимой и очень уважаемой Ольги Николаевны, моего классного руководителя и учителя русского языка и литературы старших классов.

Как непохожа была она на всех прежних наставников своим тихим голосом, скромно-смиренным нравом, неброской одеждой. Но как преображалась она, становилась актрисой и философом одновременно, будучи увлеченной, рассказывая нам, девчонкам гуманитарного класса, о Чацком и Скалозубе, об Ахматовой и Мандельштаме, о Христе и Пилате! Просто и ярко, как о своих давних знакомых, ничего не утверждая и не читая морали, наблюдая за реакцией и малейшими движениями наших душ, задавая вопросы, на которые мы искали ответы, совсем не обращая внимания на звонок с урока, и которые до сих пор иногда не дают покоя.

Конечно, как и в современной школе, на классных часах говорили мы и о патриотизме, и о долге, и о месте человека в обществе, о будущем и настоящем; и было это так ненатужно, спонтанно, исходило из самого сердца, что по привычке мы продолжали искать параллели в литературе, искусстве, музыке, в себе самих. Хотели мы быть в тот момент похожими на классного руководителя? Несомненно, но своя буря страстей кипела в груди у каждой из моих одноклассниц. Взять все лучшее, но остаться собой.

Может быть, в то самое время укрепилась я в своем намерении научиться владеть словом так же, как мой учитель. В.Г.Короленко сказал, что слово дано человеку для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которыми он обладает, другим людям. Разве не к этому стремится во все века человеческая натура? Разве не хотим мы, чтобы дети стали чище, честнее, успешнее, благороднее, во многом лучше нас? Хотя эти же мысли я слышала и от своей родной бабушки Клавдии Галактионовны Крыловой, которая более сорока лет отдала школе, будучи учителем русского языка и литературы, а позднее – начальником отдела гороно.

Помню ее голос, поскрипывание пружин моей кроватки и ежевечернее «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам…» вместо колыбельной. А может, я в деда, учителя истории и директора школы, который после возвращения с войны много лет возглавлял интернат для трудных подростков, был и воспитателем, и наставником? Много натерпелись те ребята во время войны, и сколько труда положил Николай Николаевич, чтобы подобрать ключ к душе каждого из них, одному Богу известно. А что, если при наличии такой генетики моя судьба была предрешена? Приблизиться к мастерству профессионалов, когда планка так высока, – нелегкая задача. Но я стараюсь.

Наш 9-й «П» – бойкий, пытливый. Его не уговоришь, его нужно заинтересовать, увлечь. Без регулярного повышения квалификации, использования многочисленных приемов учителя литературы и мировой художественной культуры, знаний по психологии и конфликтологии и разговора с ребятами по душам не справиться. Ритм жизни все быстрее, все сложнее выкроить время, чтобы выслушать друг друга, разобраться, если запутались. Для этого и существует классный час. Это совместное общение мы начали еще больше ценить во время вынужденного карантина, когда все оказались в изоляции. Мы так радовались, видя на экранах друг друга, приглашали родителей присоединиться к темам наших обсуждений. Сейчас, к счастью, мы опять можем находиться вместе в стенах школы.

Чего хотят ребята? Чтобы было не скучно, чтобы была возможность узнать новое о человеке и обществе, высказать свое мнение в доброжелательной атмосфере, среди друзей.

На прошлой неделе ребята из 9‑го «П» подготовили и провели классный час. Несколькими днями ранее на уроке русской литературы мы обращались к рассказу Льва Николаевича Толстого «Где любовь, там и Бог», и у ребят появилось желание продолжить и развить затронутую тему.
Классный час начался со знакомства с картиной Николая Николаевича Ге «Что есть истина? Христос и Пилат» и обсуждения мнения литературоведа об этом произведении, о дружбе Толстого с художником. Отметили, как напоминает фигура Пилата римскую статую, где каждая складка одежды твердит о превосходстве телесного над духовным. Вспомнили другие древние цивилизации – Древнюю Грецию, Египет, совершили совместное виртуальное путешествие по залам Музея римской цивилизации, ведь Google и панель МЭШ дают нам такую возможность.

Ребята высказывали свои мнения о гуманности и гуманизме, человеческом достоинстве, упомянули о Радищеве и «Путешествии из Петербурга в Москву», а я слушала их и вспоминала своего классного руководителя, которая также давала возможность высказаться, направляя нить обсуждения. Мнений оказалось так много, что выслушать всех не представлялось возможным. И тогда мы приняли решение изложить свое мнение письменно – в сочинении формата экзамена, где второй аргумент из собственного читательского опыта. И интересно, и полезно!

В ходе наших встреч на классных часах выяснилось, что ребятам хочется лучше узнать друг друга, ведь большая часть нашего класса в этом году прибыла из других школ. Кроме того, время изоляции дало о себе знать тревожностью, и было принято решение, что следующий классный час мы проведем в форме поведенческой игры. Школьный психолог предложила свою помощь, а виртуальный тренажер «Успех каждого ребенка», разработанный МЦКРПО специально для классных руководителей, очень помог мне обозначить круг задач.

Взаимодействие с виртуальными детьми, моделирование ситуаций, задач, решения из реальной практики, а также возможность выбора уровня сложности помогают выявить дефицит знаний и навыков руководителя класса и вовремя восполнить его. Ведь ребятам (особенно девятых и одиннадцатых классов) так нужна бывает словесная поддержка родителей и учителей!

Думаю, с одной стороны, подростки стремятся оградить свой внутренний мир, казаться совсем взрослыми и независимыми, а с другой – очень нуждаются в помощи, поддержке и заботе. Построим же доверительные отношения друг с другом как дома, так и в классном коллективе!

Наталья ДЕНИСЕНКО, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 9‑го «П» класса школы №1799


Комментарии

Как вы оцениваете идею подготовки вожатых, которые в дальнейшем вместе с учителями будут заниматься воспитанием в школах?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt