search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Год счастливого детства стартовал в Чувашии НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Быстро и эффективно готовим четвероклассников к выполнению заданий ВПР В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета
0

Кирилл Чистяков, вице-президент Русского географического общества, Санкт-Петербург: Студенты приходят в университет «потусоваться».

Как пробудить интерес к географии? Думаю, что не учебниками, поскольку учебники по географии – это устарелость и скучность. Кроме того, представители Академии наук, входящие в состав комиссии по проверке качества учебников, уверяют, что пока нет ни одного учебника, который не содержал бы в себе фактических ошибок. Причём, эти ошибки дублируются и переходят из одного издания в другое. Что делать? Ждать, что какой-то ученый-профессионал сядет и напишет учебник, от которого будут в восторге и дети и учителя, и который будет читаться, как детектив, на одном дыхании, не приходится.

Есть некое противоречие между стилем  научного доказательства и доходчивостью,  эмоциональной  составляющей,  которая требуется для детей. На этот счёт есть только один пример. Среди моих знакомых есть человек, умеющий это соединять, но этот человек живёт в Болгарии, и написал учебники по географии  для всех классов болгарских школ. Мой знакомый – путешественник, и  его главная задача в жизни – объездить как можно больше стран. Он путешествует, фотографирует, ведёт путевые заметки, и его  учебники более, чем на половину состоят из красочных фотографий и собственных впечатлений. Допускаю, что такой подход вполне уместен. Учитывая то, что меняется уровень и  стиль преподавания, а академизм и фундаментализм уходят из образования, скорее всего, придётся идти по этому пути.

Я сожалею о том, что сейчас в школьном и университетском образовании почти разрушена традиция классического образования, которая когда-то культивировалась в лицеях и гимназиях и которая восходит в своей основе к германской образовательной традиции. Вспомним, большинство  выдающихся ученых в России в 18-19 веках проходили стажировку или напрямую учились в европейских университетах. Сейчас мы уходим от этого.

Я преподаю в Санкт-Петербургском государственном университета на факультете географии и геоэкологии и впервые сталкиваюсь со студентами всех направлений и специализаций на втором курсе. И вижу, что если стану читать им лекции, так, как читал двадцать лет назад,  когда достаточно свободно оперировал  физическими  формулами и химическими терминами, они меня понимать не будут. Им не хватает знаниевой базы. Такое впечатление, что студенты, как и, в целом, наше общество, становятся жертвами избытка информации и её, подчёркиваю,  кажущейся доступности. Они приходят к мысли, что, держа в руках что-либо, имеющее выход в Интернет, они на любой вопрос тут же найдут ответ. И при этом не очень понимают, что этот вопрос должен быть корректно сформулирован и должен укладываться в некоторую мировоззренческую систему. К сожалению, вопрос формирования мировоззренческой  системы совершенно ушёл в небытие. Конечно, это было маятниковой реакцией после развала СССР, после слишком долгого господства идеологии. Но, оказывается, сама по себе идеология без усилия, без повода  не возникает. Идеология все же нужна для жизнеспособности нации. Сейчас мы стоим перед сложной задачей, когда это нужно заново строить.

Всё, безусловно,  начинается со школы. Когда дети приходят в университет, у них уже должны быть, пусть идеалистические, но цели. А когда они приходят «потусоваться», тратится несколько лет на то, чтобы ребята осознали, что это не самое важное. Когда же они начинают нацеливаться на какие-то либо честолюбивые, либо выгодные в материальном отношении  цели, золотое время познания уже упущено.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте