От Москвы на электричке до Подольска. От Подольска на автобусе до деревни Былово. От Былова пешком, минуя монументальные дачи московских прокуроров, через луг, лес, вдоль речки Жилетовки – всего-то сорок – пятьдесят минут хода! Я шла шесть часов. Конечно, были остановки, любования красотами, но по большому счету заблудилась. Несмотря на толковый план.
Впрочем, к закату дня конечная точка хлопотного путешествия была достигнута – полевой туристский лагерь школьников. Клуб “Лидер” (школа организаторов туризма) выехал на свой традиционный учебно-тренировочный сбор. Лес – могучий, еловый. Речка – прозрачнейшая, шириной в полтора – два метра, глубиной по колено. За речкой луг – разнотравный, пахучий. Дали зеленые. И разноцветные тенты, палатки, бревна у места общего сбора, запас дров, стенд с расписанием дежурства бригад… А главное – дети. В них, в детях, главное.
Теория матрешки
Любой из нас, взрослых, оглянувшись назад, может заметить: внутри нашей нынешней, многолетней жизни словно спрятаны жизни поменьше, периоды, отличающиеся друг от друга нашими устремлениями, взглядами, привязанностями и идеалами. Эти периоды иногда совпадают с классическими возрастными стадиями – детство, отрочество, юность… Но чаще у человека есть собственный “календарь” взросления, постижения жизни. Мы все похожи на матрешек – за большой фигурой прячется фигурка поменьше, и еще, и еще… Самая маленькая матрешка – детство. Примериваясь к ней, вырастают все остальные. А может быть, детство – самая большая фигурка? Ведь именно в ней заложены все резервы последующих матрешечных превращений. А за малюткой-матрешкой – ничто, ноль, уход. Как бы то ни было, в человеческой природе заложен механизм изменения. И очень немногие люди способны постигать жизнь в целостности, храня в себе память первоначальных “форм”.
Строго говоря, матрешка не вполне игрушка. Философская штучка. А дети – и подавно. Что меня поразило в “Лидере”, так это то, что дети там не играют. Они живут. Нет, конечно, они гоняют в футбол, играют в волейбол, пионербол, бадминтон. Но общего игрового “карнавального” пространства нет. Несмотря на исключительность условий, жизнь в палатках, обед на костре, умывание в реке… Здесь учат сразу, без репетиционных игр, жить “набело”, а не на черновик. И удивительно, что такое существование не вызывает дискомфорта. Напротив, все, кажется, довольны. Такая жизнь очень надежна. Ребенок уверен в себе, в прожитом дне. Нет условий игры, есть условия жизни. На мой взгляд, именно в этом отличие лидерской методики от методик пионерских и скаутских.
Без суеты
Списочный состав лагеря в мой приезд составлял 22 человека. Педагогов трое – Юлия Владимировна Козлова, руководитель “Лидера”, Виталий Владимирович Ярошенко, один из отцов-основателей методики, и Владимир Александрович Ундров, зав. спортивным отделом ДЮЦа Южного округа Москвы. Все трое – мастера спорта. Асы туризма.
По выходным в лагере появляются “наездники” – бывшие воспитанники клуба – или нынешние лидерцы, которые по каким-либо обстоятельствам не смогли участвовать в сборе. Плюс родители в специально отведенный для посещений день. Родители, особенно новичков, в некотором роде являются стихийным бедствием для туристов. Во-первых, они, как правило, не понимают сути существующей в лагере воспитательно-образовательной системы и являются пришельцами “из другого мира”. Во-вторых, индивидуальной кормежкой выбивают своих чад из туристской диеты. В-третьих, плохо осознают законы коллективной жизни, например, не понимают, что после объявленного по лагерю отбоя шуметь нельзя. Совсем.
Детский коллектив – разновозрастный. От тринадцатилетних новичков, которые только начали заниматься в клубе, до старичков – старшеклассников, студентов первых курсов вузов, освоивших сложные категорийные походы. Естественно, что младшие учатся у старших. Старшие уважительно относятся к младшим. Идиллия? В некотором роде. Без нервозности, “энтузиазма”, лишних слов дело движется – одна бригада (разновозрастная микрогруппа) дежурит по кухне, вторая – несет вахту, следит за порядком и чистотой на территории лагеря, третья – оформляет дневник-газету, четвертая – на заслуженном отдыхе. Я не видела еще ни одного детского коллектива, где бы так мало кричали. На первый взгляд кажется, что и говорят здесь немного. Но потом выясняется, что слово просто очистилось от болтовни и демагогии. Слово – значимо, ответственно и непраздно. Экологически чистое слово – как вода в Жилетовке. И потому, общаясь, ребята получают удовольствие.
А что педагоги? Вроде бы ничего и не делают. Наблюдают. Не вмешиваются. Не наказывают. Вечером, на общем сборе, все скажут: и хорошее, и плохое. Плохое, как правило, не называя фамилий. Плохое без нотаций. Плохое, не пускаясь в дискуссию о его критериях. Авторитет педагогов непререкаем – уж очень прочная у него база. Мастера спорта. Жизнь на виду. С очевидным не поспоришь.
Вечером
…А вечером хорошо в лесу! Все еще белое небо – мало ушел на убыль день, прячется луна за высокими елками, стихли птицы. Утром они распоются на все лады. Прилетит ворон, раскаркается у палаток. Вместо деревенского петуха. После ворона не заснуть. Но пока – вечер. Влажно в лесу, пала роса, а у костра тепло, уютно. Искры тянут золото в небо, красное, живое горячее золото. Лагерь – в сборе. Уселись на бревнышках. Юлия Владимировна взяла гитару. Поют. Негромко. Иногда задорно. Хором. Трудные, малоизвестные песни – соло. Не в том, конечно, дело, что поют, главное, что думают. О чем? О смысле жизни, конечно.
Романтика – коварная вещь. Если она в том, чтобы спрятаться от жизни, найти себе некую “секту”, эгоистический остров благополучия, то зачем она? А если в том, чтобы постоянно проверять себя, спрашивать: зачем живу, правильно ли живу, для кого живу, то это, конечно, совсем другая романтика. Для детства-отрочества-юности главные вопросы – вопросы смысла существования. И когда человек хотя бы на некоторое время получает на них ответы, он примиряется с жизнью. Простые вроде бы на вид дела в “Лидере” – ходят в походы, участвуют в соревнованиях по ориентированию, чистят лес, занимаются топографической съемкой местности, а вопросы в это время решаются самые сложные. Клуб – не замкнутая организация “для себя”. В туризме ведь очень много коллективов, смысл существования которых – получение удовольствия “на природе”. Девственные леса, редкие виды, воздух – нектар. Ну и друзья, гитара, костер… “Лидер” служит образованию. И дело даже не в том, что его воспитанники вырастают людьми самостоятельно мыслящими и нравственно здоровыми. “Лидер” живет и работает для других – для школ, с которыми проводит турслеты и соревнования, для ребят, которых вытаскивает на прогулки и экскурсии, для педагогов, слабо представляющих, как развести костер, поставить палатку и где находится север… Об этом думалось мне за вечерним костром. Жаль, что людей из Московского комитета образования, от которых зависит финансирование дополнительного образования в столице, здесь не было…
Дыхание леса
– Как же ты тут живешь, в лесу, без телевизора?
– Что ты, мама, тут каждый день кино…
Из разговора
И впрямь, если обратиться к картинам лагерной жизни, каждый день – кино. Научно-популярное – ходили на расположенную неподалеку биостанцию, прослушали подробнейшую лекцию о жуках и бабочках; военное – один из “наездников”, бывший летчик полярной авиации Михаил Борисович Вольман рассказал о ракетах С-300 (рядом воинская часть с гигантскими “сигарами”); приключенческое – чего стоят одни соревнования по спортивному ориентированию, сколько беготни, поисков, а после – разговоров, жарких обсуждений… А разве дождь – не кино? Двух одинаковых дождей не бывает. А медленное движение облаков в небе, когда чуть качаются вершины больших елей? Лес дышит, вздыхает. И здесь начинаешь понимать: и деревенская жизнь, и городская, и компьютерно-интеллектуальная – все это лишь более мелкие “матрешки” форм человеческого существования. А главная, самая большая оболочка – природа. И когда взросление, движение личности происходит в постижении леса, травы, воды, огня, это дает нам совсем другого человека. Туризм в России имеет уникальные возможности для развития – множество разнообразных природных сред, малонаселенных мест, нехоженых пространств. Для меня очевидно, что в XXI веке главным богатством человечества станет возможность внешнего одиночества, временного уединения от благ машинной цивилизации. Вот почему, если мы удержим свои границы, мы будем самой богатой державой мира. Но дело даже не в этом. Туризм, методика “Лидера” как раз и дают нам возможность воспитать человека, которого не пугают пространства. Ни земные, ни небесные.
Можно рассуждать о множественности путей, ведущих к истине, связывать феномен “Лидера” с личностями его руководителей и вдохновителей, но это уже вопросы второго плана. Для педагогической общественности важно в первую очередь то, что есть такая система и такая методика. Есть результаты. Они нуждаются в пристальном внимании и исследовании.
Лидия СЫЧЕВА
Московская область
Комментарии