search
main
0

Кино без границ, кино для всех

Чему получается научить школьников и с какими творческими проектами они выходят к окончанию учебного года

«Профессиональное обучение без границ» – уникальный проект Департамента образования и науки города Москвы, который позволяет московским школьникам вместе с общим образованием получать рабочие профессии. Педагоги киноколледжа №40 «Московская международная киношкола» обучают более 2000 московских школьников в 73 школах творческим профессиям, связанным с кинематографом, фотографией, аудиовизуальными технологиями.

Опыт участия в этом городском проекте во многом стал переломным для киноколледжа и его педагогов. Одно дело – учить кинопрофессиям мотивированных студентов, прошедших серьезные конкурсные испытания и отбор, другое дело – выйти в «открытый школьный космос», помогая раскрываться в творчестве и осваивать ремесло сотням детей по всей Москве.

Киноколледж приглашает московские школы к сотрудничеству в проекте «Профессиональное обучение без границ». Прежде всего это может быть интересно школам, в которых открыты или готовятся к открытию медиаклассы (и специальные киноклассы), где намечена реализация стандарта предпрофильного образования «Креативная вертикаль», создаются телевизионные и анимационные студии, медиацентры, киноклубы, кинолектории, киностудии. Готовы вместе работать над фильмами, фотовыставками, медийными проектами, участвовать в городских и всероссийских конкурсах, привлекать ребят на практику в кинокомпании. Но главное – помочь подросткам сделать профессиональный выбор и попробовать себя в творческой профессии.

Комментарии от педагогов киноколледжа №40 «Московская международная киношкола»

Елизавета МОЛОЧКОВА, педагог по анимации:
– Ребята учатся делать свои небольшие мультфильмы в разных технологиях: придумывать сюжет, рисовать фоны, создавать марионетки, проводить покадровую съемку и монтаж. Каждый школьник пробует себя в разных позициях и на разных этапах создания мультфильма: как сценарист, художник, режиссер, аниматор. Мы сделали уже два коротеньких мультфильма: «Превращение» и «Что я люблю в своем городе».

Светлана ХМЕЛЬЩИКОВА, педагог по анимации и графическому дизайну:
– У нас получается довольно долгая и постепенная работа, где ребята учатся видеть цвета, их сочетания, узнавать, что с помощью любых подручных материалов можно оживить собственные придумки и сделать анимацию. В итоге мы устроим представление придуманных и одушевленных школьниками персонажей в виде коллажной композиции. Также можно будет увидеть небольшой шоурил, где каждый персонаж сделает анимационное движение-приветствие.

Мария СИЛАНТЬЕВА, педагог по фотографии:
– Для меня главное – научить детей видеть и чувствовать кадр. Это касается и фотосъемки, и анализа произведений визуального искусства.
С каждой группой у нас разные творческие проекты, но в основном все они связаны с фотовыставками об их школьной жизни.

Мария МОРОЧКОВСКАЯ, педагог по графическому дизайну:
– Мои ученики за достаточно короткое время стали уверенными пользователями программы Adobe Indesign. Раньше их пугал интерфейс, а теперь они стали самостоятельно открывать для себя новые функции, экспериментировать в своих графических работах. К концу года мы планируем сделать зин (маленький комикс) на темы, волнующие ребят: выбор профессии, взросление и страх перед будущим.

Маргарита КОКОВИНА, педагог по графическому дизайну:
– Мы с ребятами осваиваем графический дизайн через призму личного бренда: склонностей, увлечений, характера. Сначала разбирались в своих мыслях и желаниях, а после перешли непосредственно к созданию логотипов и другой айдентики. В Школе имени Артема Боровика мы создаем эмблему школы с профилем журналиста в ярком современном стиле и мерч школы (футболки, носки, толстовки) с принтами фирменного стиля, приложение для легкого изучения геометрии Progeom с простым интерфейсом, рекламу океанариума с мастер-классами для детей любого возраста и способностей. В других школах, где я обучаю ребят из выпускных классов, они больше нацелены на создание собственного имиджа и портфолио. Ученики медиакласса школы №2065 работают над графической стилистикой лонгридов и личных колонок, а в школах №1586 и №1231 – над узнаваемостью почерка автора в креативных разработках.

Настасья ФРАНКФУРТ, педагог по редактуре и литературному творчеству:
– Я стараюсь привести учеников к тому, чтобы они могли писать тексты под различные форматы, будь то освещение инфоповода для медиа, эссе, рецензии или литературные этюды. С этим связан и итоговый проект – текстовое портфолио, которое будет разносторонним и демонстрирующим гибкость автора относительно разных задач. Во время обучения у ребят наступает переломный момент, когда им больше не требуется присылать мне свои работы для проверки на каждом этапе, потому что они учатся сами осваивать инструменты оценки текста.

Габирела СЕЛИВАНОВА, педагог по копирайтингу и видеосъемке:
– На своих занятиях мне удалось научить ребят «прокатному» мышлению, то есть предъявлению своего творчества широкой аудитории. Они ведут Телеграм-канал, где публикуют собственные творческие работы, приходят с идеями для новых публикаций, самостоятельно анализируют, какие темы актуальны на настоящий момент для их читателей. На занятиях по видео­съемке школьники учатся, как использовать технические приемы работы с камерой и монтажом, чтобы передать настроение, мысль и рассказать свою историю. С какими проектами я выхожу со своими учениками к концу учебного года? С группой в школе №1448 мы будем продолжать работу над Телеграм-каналом. В группе по видеосъемке (школа №2104) ребята будут снимать небольшой документальный фильм о человеке, которого они сами выбирают в качестве главного героя.

В 444‑й школе мы учимся работать в формате видеоэссе. Ребята пишут тексты-рассуждения на волнующие их темы и будут монтировать эти эссе с видеоматериалом.

Дарья КАРЕТНИКОВА, педагог по фотографии:
– Мне удается научить школьников профессионально пользоваться фотоаппаратом: понимать, как он устроен, зачем нужны разные режимы съемки и разные объективы. Удается научить тому, как строить схемы искусственного освещения в кадре и управлять светом, а также системе хранения файлов с фотографиями и резервному копированию.

Получается дать понимание, когда, зачем, как, где и кем была изобретена фотография, какие изменения претерпевал медиум за всю историю своего существования. Удается объяснить отличие арт-фотографии от коммерческой фотографии, а коммерческой фотографии – от фотожурналистики. Кроме того, школьники проявляют свои интересы в разных фотопроектах/фотоисториях/фотосериях. К концу учебного года мы выходим с онлайн-фотожурналом 2123jpeg.ru, фотовыставкой и зином-каталогом к ней.

Я была удивлена, как ребятам удалось самоорганизоваться, договориться, кто с какой точки снимает, и с первого раза отлично выполнить репортажи о школьной театральной постановке и приезде посла Никарагуа.

После занятий по свету несколько старшеклассников по собственному желанию арендовали студию и стали заниматься коммерческой съемкой.

Выпускники прошлого года решили сами фотографировать для выпускного школьного альбома, соорудив свою переносную студию. Отсняли и друг друга, и всех учителей.

Вячеслав ИВАНОВ, педагог по видеосъемке и видеомонтажу:
– Самое главное, с чем мы работаем, – это воображение и способность реализовать желаемое. Не важно, телефон у нас или семейная цифровая камера, сильные кадры зависят не от техники, а от наблюдательности, внимания к тому, что обычно от нас скрыто.

С каким проектом я выхожу со своими учениками к концу учебного года? Это итоговые короткометражные фильмы: документальные, монтажные и даже художественные по собственным сценариям.
Самый яркий случай в моей педагогической работе: две ученицы (незнакомые до этого) в течение года выполняли задания, смотрели фильмы, в итоге подружились и независимо от группы сняли тридцатиминутный фильм по собственному сценарию. Вместе написали, разделили должности – кто оператор, кто режиссер, кто монтажер, сами же сыграли… Локации – собственные квартиры. В качестве массовки реальные люди, с кем-то даже удалось договориться на ходу, просто попросив прохожих. Их любовь к кино вдохновляет, она движущая сила!

Левон БЕДОЕВ, педагог по графическому дизайну:
– Мои ученики изучают графический, веб- и моушен-дизайн, учатся делать логотип, сайт и анимацию в графическом редакторе Figma. Все три работы и есть наши итоговые проекты. Дополнительно делаем конкурсные задания, например логотип конкурса «Техника для дальнего космоса».

Татьяна ТЮРГАНОВА, педагог по радио- и видеожурналистике:
– Чему конкретно получается научить школьников? Пониманию, как устроен мир журналистики, а также владению инструментами самостоятельного создания медиапродуктов.
С каким проектом я выхожу со своими учениками к концу учебного года? Фотографы и видео­операторы (у них совместный проект) создадут мультимедийный лонгрид «Семь чудес Москвы», где расскажут о культуре, истории и интересных фактах о самых интересных достопримечательностях столицы. В группе радиожурналистики ребята создадут свои авторские подкасты и радиопрограммы на актуальные темы. Размещать будем на подкаст-платформе podster.fm.

В прошлом году моя ученица из школы №1613 (направление «Видео») стала финалистом Всероссийского конкурса школьников «Большая перемена».

Ольга МАКСИМОВА, педагог по фотографии:
– У нас классическая программа: основы композиции, предметная съемка, портрет, репортаж, пейзаж, архитектура. С каким проектом я выхожу со своими детьми? Я сама репортажник и большой акцент делаю на обучении репортажной съемке. Снимаем школьные спортивные секции. По итогам делаем выставку.

Виталия ТЯПКОВА, педагог по редактуре и литературному творчеству:
– Учимся вырабатывать отношение к тексту – чувственное и аналитическое. Сначала разбираемся с теми ощущениями, которые возникают во время прочтения. Затем учимся формулировать свои мысли о прочитанном, разбираться в системе значений и образов: почему это написано именно так, а не иначе, как во всем этом проявляется идея автора? Важнейшим этапом является переход от анализа чужих работ к проявлению собственного авторского начала, к его поиску. Ребята учатся работать с собственными переживаниями, идеями, мыслями, грамотно их структурировать и превращать в полноценный текст.

В школе №1507 ребята делают свое медиапространство, в котором будут публиковать рассказы, посвященные проблеме одиночества. Также каждый будет вести свою колонку с рецензиями на прочитанные книги/просмотренные фильмы, публиковать тексты собственного сочинения.

В школе №1862 ребята готовят сборник рассказов, посвященных проблеме поиска себя и своего места в мире.

В школе №2086 мы делаем сборник литературных работ под названием «Исследование тишины. Молчаливые тексты».

Самые яркие случаи для меня связаны с тем, как ребята обсуждают работы друг друга. Это очень важный процесс, который позволяет им соприкоснуться с переживаниями своих друзей на более глубоком уровне, ведь каждый раскрывается в своем тексте с совершенно непривычной, новой стороны. Это позволяет выработать ценный навык: с одной стороны, необходимо оставаться честным с человеком, анализировать качественно его работу, с другой – с уважением относиться к тем переживаниям, которые тебе доверил твой одноклассник, будучи автором текста. В такие моменты на глазах происходит настоящая трансформация взаимоотношений между подростками.

Еще очень яркие случаи были с теми детьми, которые изначально очень закрыты, не видят никакого смысла в работе. Затем, когда получается задеть их за живое, какую-то животрепещущую проблему, скрытое глубоко внутри переживание, запускается крайне важная внутренняя работа. В них начинают проявляться чуткость, тонкость и высокой степени искренность. Они сами в себе этого не замечали, не хотели замечать. И теперь очень важно дать им навык работы с текстом, который позволит понять, что каждое их переживание, даже самое маленькое, кажущееся незначительным, – это бесконечный ресурс, свидетельство их уникальности, которое нельзя упускать. Нужно научиться работать с этим, запечатлевать, анализировать, превращать в текст. И для них здесь появляется новый способ понимать себя и окружающую реальность. Возникает потребность вглядываться, вслушиваться, более чутко ко всему вокруг относиться. И, конечно, это позволяет зародиться чувству уверенности. Они обретают свой голос, возможность говорить через текст и в конце концов быть услышанными.

Маргарита МИРОНОВА, педагог по фотографии:
– Мне очень нравится чувствовать, что я помогаю ребятам расширить границы их восприятия окружающего мира. Они начинают искать красоту в отражениях света, огонечках, архитектурных линиях, фактурах пространства. Они учатся вглядываться. В то же время, мне кажется, получается вселить в ребят зачатки проектного мышления. Теперь они уже не снимают все подряд, а стараются подчинить снимки серийности, найти или создать общую линию, в конце концов начинать проект с идеи или наблюдения.

Так, мы с ними уже понемногу оформляем выставки с текущими работами, а к маю они готовятся показать свои личные фотопроекты, в которых воплотятся их творческие амбиции. Проекты очень разные. Кто-то делает фотопоэзию, кто-то будет исследовать ментальные трудности подростков, кто-то – выявлять крупные изменения московской архитектуры за последний век. Мы надеемся, что проекты получится реализовать на должном уровне и показать на солидной арт-площадке.

Самый яркий случай в моей педагогической работе произошел в школе №1356, когда мы со школьниками снимали стеклянные предметы. Я составила определенные требования, чтобы им было легче ориентироваться в работе и не потеряться. Одна девочка пришла и начала снимать стакан с водой, используя намеренно «неправильные» параметры, искажая изображение. Когда я подошла к ней и попросила быть более консервативной, она вступила со мной в очень сложный диалог об авторстве. Она сказала:
«Какой смысл мне чем-то заниматься, если я не привношу ничего нового?»

После этой фразы мне стало стыдно за свою попытку ограничивать детей в свободе творчества.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте