В конце месяца (с 20 по 29 июня) российских киноманов ждут поистине жаркие полторы недели: независимо от климатических условий нужно будет успеть посмотреть все самое интересное на 35-м Московском международном кинофестивале. А это нелегко, ведь ММКФ как всегда подарит возможность первыми увидеть шедевры – лидеры последних мировых киносмотров, того же Каннского фестиваля, раздвинет горизонты вашего восприятия провокационными и философскими документальными лентами и откроет новые имена в программе «Перспективы». И это не считая картин основного конкурса и множества спецпрограмм.
Кстати, в основной программе участвует 16 фильмов из 14 стран мира, среди экзотичных – Бразилия. Россия на правах хозяйки выставила три картины – «Роль» Константина Лопушанского, «Скольжение» Антона Розенберга, «Иуду» Андрея Богатырёва. Тут два «кота в мешке» – дебют в большом кино известного рекламщика Антона Розенберга и современная интерпретация провокационной повести Леонида Андреева «Иуда Искариот».
Как всегда, особый интерес вызывает неподкупный взгляд на нашу реальность документальщиков. В качестве картин-победителей можно не сомневаться, ведь в состав жюри конкурса «Свободная мысль» на сей раз вошли немецкий режиссер, продюсер, программный директор кинофестиваля «DOK Leipzig» Клаас Даниэлсен и голландская документалистка Коко Шрайбер, а председателем жюри стал известный российский кинорежиссер Сергей Дворцевой.
Сравнить документальный взгляд на мир и подделку под него можно будет в параллельной программе «Медиа Форума ММКФ» на выставке «Расширенное кино-4: Недостаточно реальности» (Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре). Главной темой экспозиции станет использование изобретенного кинематографом жанра мокьюментари – фиктивных фильмов и симуляций с привлечением ненастоящих свидетельств, поддельных вещдоков, вымышленных историй, ненастоящих говорящих голов или искаженных фактов.
Среди спецпрограмм ММКФ стоит выделить ретроспективу лент, посвященных 70-летию Сталинградской битвы. Тут интересен взгляд с другой стороны: впервые можно будет увидеть картины из Германии – «Врач из Сталинграда» (1958, реж. Геза фон Радвани), «Собаки, вы хотите жить вечно?» (1959, реж. Франк Висбар), «Сталинград», (1992, реж. Йозеф Вилсмайер).
А вот истинные эстеты ни за что не пропустят ретроспективу «Почти весь Бертолуччи», куда включены практически все работы великого итальянца, всего – 16 картин, среди которых не только «Последнее танго в Париже» и «Последний император», но и ранние, мало известные нашим зрителям вроде «Партнера» – вольной адаптации повести Достоевского «Двойник». На фестивале также состоится российская премьера документальной картины о мастере «Электрическая коляска».
Другая магнетическая фигура ретроспективы фестиваля, которую нельзя пропустить, – Рудольф Нуриев. В программе «Известный и неизвестный Нуриев» премьера российского документального фильма «Рудольф Нуриев. Мятежный демон» с участием Андриса Лиепы, фильм-портрет «Я – танцор» Пьера Журдена и художественная картина Кена Рассела «Валентино», где танцовщик сыграл звезду немого кино.
Любопытны и другие программы 35 ММКФ, знакомящие с кинематографом «незасвеченных» на фестивалях стран, – например, «Малые голландцы» и «Португальская эйфория».
Ну, а сблизит ММКФ с другими киносмотрами класса «А» голливудская премьера – фильм открытия фестиваля, блокбастер Марка Форстера «Война миров Z» с Брэдом Питтом в главной роли. Причем, мегазвезда сам будет представлять ленту в Москве. Среди других известных персон фестиваля – члены жюри, признанный гением при жизни иранский сценарист и режиссер Мохсен Махмальбаф, француженка Урсула Майер, снявшая нашумевший фильм прошлого года «Сестра», и российский актер Сергей Гармаш.
Подробнее познакомиться с программой 35 ММКФ и наметить свой собственный маршрут на нем можно на сайте кинофорума.
Комментарии