Сегодня можно с полной уверенностью говорить о том, что российская система образования все больше и больше переходит на рыночные формы ведения хозяйства. И в то же время бюджетные средства, выделяемые школам, крайне ограничены, зарплата педагогов продолжает оставаться на низком уровне. Мы провели опрос учителей и задали им вопросы: «Что они знают о нормативном финансировании?» и «Как оно, по-вашему, может повлиять на развитие школы?».
Татьяна СИНИЦЫНА, учитель математики (Новосибирская область):
– Я слышала, что у нас норма бюджетного финансирования (с расходами на зарплату, отопление, электричество и другое) составляет что-то около 4500 рублей на одного ребенка. Может быть, я пессимистка, но, думаю, при этих нормах, учитывая низкую наполняемость в классах, нашим сельским школам придется очень туго. Если учесть, что рождаемость год от года падает и учеников в школе становится все меньше и меньше, то и жизнь учителей и школы в целом будет становиться все хуже и хуже.
Ирина САМОХВАЛОВА, учитель музыки (Иркутск):
– К сожалению, у меня нет времени, чтобы разобраться, что такое нормативное финансирование. Зачем мне это? Я человек творческий. Знаю только, что нормативы рассчитываются по количеству учеников. Хуже или лучше от этого будет школе? Да как было все, так и останется. На европейский уровень не выйдем.
Александр ВОЛКОВ, учитель физкультуры (Кировский район, Калужская область):
– Этот вопрос для меня очень сложный. Я думаю, что к нормативному финансированию приходят не от хорошей жизни. Как оно может сказаться на школе? Скорее всего от этого ничего не изменится. Как получали мы копейки, так и будем получать.
Елена ПЕТРАКОВА, учитель истории (Псковская область):
– Считаю, что нормативное финансирование может привести к неизбежному закрытию малокомплектных сельских школ. Наверное, мы не дождемся обновления спортинвентаря и мебели, которая в нашей школе не менялась уже лет 15. Лучшим выходом была бы передача школ из муниципального ведения в государственное и финансирование их напрямую «из центра». Эту идею псковские учителя обсуждают давно, как мне кажется, справедливо указывая на такое противоречие: работают школы, можно сказать, выполняя государственный заказ, по государственным программам и учебникам и вручают выпускникам аттестаты государственного образца. А вот финансируются почему-то из местного бюджета, которому их содержание явно не по карману.
Сергей ИГНАТЬЕВ, учитель физкультуры (Карачевский район, Брянская область):
– Я второй год работаю в школе и еще в ней толком не адаптировался. Мне, конечно же, интересно знать, когда нам «дадут» новые мячи, спортивные снаряды, лыжи. Но, знаете, экономическими делами я как-то не интересуюсь. Для меня важнее, чтобы мои мальчишки и девчонки были физически развиты и здоровы. Думаю, от нормативного финансирования здоровья и сил у ребят не прибавится, а об учителях и говорить нечего.
Галина ШЕСТАКОВА, учитель начальных классов (Череповецкий район, Вологодская область):
– Я немного слышала про нормативное финансирование, но точно объяснить, что это такое, к сожалению, не могу. Знаю только, что сумма дотаций на образование из областного бюджета, которую получает район, напрямую зависит от общего количества учащихся. Вероятно, школам, где от 200 до 300 учеников, такой принцип позволит как-то выжить. Но в школе, которую можно считать типичной для вологодской, да и вообще любой российской глубинки, всего 30-60 детей. При таких «показателях», как кажется мне и моим коллегам, нормативное финансирование не обеспечит даже расходов на учительскую зарплату.
Светлана ИВАНОВА, учитель русского языка и литературы (Коношский район, Архангельская область):
– Нормативное финансирование еще называют подушевым. А вот как оно происходит, по каким статьям рассчитывается, мне неведомо. Принесет ли оно пользу отечественной школе? Думаю, что легче от этого жизнь учителя не станет, достойной зарплаты ему все равно не видать.
Валентина ЗАРУБИНА, учитель химии (Тамбовская область):
– Точно сказать не берусь, но краем уха что-то об этом слышала. Мне кажется, что нормативное финансирование – это когда деньги следуют за учеником. Наверное, такая форма позволит более разумно расходовать региональный бюджет, а директора школ, может быть, станут более хозяйственными.
Галина СТАРОСТИНА, учитель музыки (Архангельская область):
– К сожалению, я ничего толком о нормативном финансировании не знаю. Возможно, это экономия каких-то денег, выделяемых на образование. Если это так, то ничего хорошего оно школе не сулит.
Виктор ТИМОХИН, учитель изо (Мурманск):
– Я совершенно ничего не знаю о нормативном финансировании. Странно бороться за количество детей: дескать, чем больше их, тем обеспеченнее школа. Может, и обеспеченнее. Но разве в большой школе можно дойти до каждого ребенка?
Комментарии