search
main
0

Каждый в отдельности и все вместе Путеводитель по Конвенции о правах ребенка

Рекомендации психологии и педагогики утверждают, что процесс обучения становится творческим как для учителя, так и для ученика, если он организуется как исследовательская, поисковая деятельность самих подростков. Такая позиция ученика не сводится к простому усвоению готовых правил, а ставит его в позицию активного добывания знаний, где он вместе с учителем в определенном смысле является творцом исследовательского процесса.
Примером такого подхода может служить наш опыт в одной из московских школ, где используют три последовательных уровня сложности самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. Первый предусматривает выполнение репродуктивных заданий, связанных с познавательной деятельностью по образцу. Например, при изучении определенной темы по содержанию Конвенции о правах ребенка учащиеся устанавливают межпредметные связи (история, право, литература и др. изучаемые предметы), выделяют ведущие (базовые) понятия, их значение, отражение в нравственных и правовых нормах, законодательных актах и повседневной жизни, школьной практике.
Второй уровень предусматривает умение оперировать этими базовыми понятиями наук, отраженных в межпредметных связях. Например, учащиеся в качестве творческой самостоятельной работы конструируют учебный кроссворд, в котором отражена проблема прав ребенка.
Третий уровень – выполнение самостоятельных исследовательских заданий, связанных с проблемой прав ребенка, написание рефератов и их защита – типа “Идеи прав ребенка и уважения к его личности в художественной литературе, искусстве, кино, народном творчестве” и др.
Рассмотрим подробнее структуру и содержание исследовательских заданий учащимся. Прежде всего определяются: проблема исследования; исследовательские задачи как для индивидуального, так и группового их выполнения; время выполнения; форма отчета; роль учителя; формирующие умения. Исследовательские задания могут быть предваряющие изучение материала Конвенции о правах ребенка, текущие, связанные с содержанием изучаемой темы и завершающие изучение темы, раздела. В зависимости от этого определяется и время их выполнения (от 2-3 недель до 2-3 месяцев). В задании указывается о консультациях учителя. Это позволяет учащимся ориентироваться на возможную помощь учителя.
Покажем это конкретно на примере одного из исследований учащихся. Проблема исследования: Конвенция о правах ребенка и реальные отношения “учитель-ученик” в нашей школе и других школах России. Исследовательские задания: 1) для групп – посетить редакции педагогических, молодежных и детских газет и журналов (одной из них по выбору учащихся), познакомиться с письмами детей и подростков и другими материалами по проблеме исследования, проанализировать их; 2) индивидуальные задания: а) провести анализ законодательных актов Правительства РФ о защите прав ребенка в РФ; б) провести анализ опубликованных в газетах и журналах материалов по проблеме исследования; в) разработать анкету для проведения исследования о соблюдении прав ребенка в своей школе; г) на основе анкеты провести исследование в школе, проанализировать его результаты и сделать выводы. Время выполнения – три месяца. Форма отчета: 1) письменные сообщения с итогом анализа материалов из редакций газет и журналов; 2) представление “тематической папки” с материалами печати (газетные и журнальные вырезки или выписки из них с указанием источника), списка прочитанной литературы, анализа всех этих материалов и выводы. Роль учителя: консультации учащихся, контроль за ходом выполнения исследования; организация дискуссии при обсуждении его итогов. Формирующие умения: вычленять и формулировать проблему, цель исследования; выдвигать гипотезу; уметь работать с документами и материалами печати, сопоставлять их содержание с реалиями жизни, собственными наблюдениями, делать сравнения и умозаключения, определять причины несоответствия реальной жизни требованиям нравственно-правовых норм, изложенных в Конвенции о правах ребенка; усваивать понятия нравственно-правовых норм; составлять анкету и на ее основе проводить исследования; использовать специальную литературу (юридическую, социологическую и др.), элементы математической обработки полученных результатов, оформлять научно-исследовательские результаты и уметь их отстаивать.
Подобный творческий характер носит и задание по составлению кроссвордов, отражающих проблему прав человека, прав ребенка. Составляя кроссворды, учащиеся оперируют базовыми понятиями по многим изучаемым наукам, устанавливают межпредметные связи. Не менее интересным элементом таких уроков является проведение конкурсов по решению этих кроссвордов. Поиск правильных ответов превращается в дискуссию по установлению не только точности, но и отточенности нравственно-правовых понятий, определений. В ходе таких дискуссий учащиеся самостоятельно указывают на “устаревание” некоторых определений, помещенных в словарях и справочниках, ищут новые определения, которые, по их мнению, соответствуют реалиям сегодняшней жизни.
Такие занятия не похожи на обычный урок. Учителя стремятся при изучении прав ребенка каждой теме придать не только теоретический, но и практико-ориентированный характер. Например, задание “Народные пословицы и поговорки об уважении к личности ребенка и его правах”, “Народные пословицы и поговорки о единстве прав и обязанностей человека”. На первый взгляд это задание может представляться как простая техническая работа по оформлению готовых высказываний из различных источников. Но главное в нем – это творческая деятельность, ибо учащемуся необходимо дать воспитательную интерпретацию и примерную характеристику возможного практического использования в своей деятельности, общении.
В работе со старшеклассниками учителя применяют проблемные ситуации нравственно-правового содержания. Это позволяет осуществить взаимосвязь понятийного уровня с поведенческим. Они ставят учащихся в ситуацию, побуждающую их моделировать свое поведение, при этом им необходимо его обосновать нравственными и правовыми доказательствами. Учащиеся не только обосновывают модель собственного поведения в конфликтной ситуации, но и прогнозируют возможные последствия, как положительные, так и отрицательные. При этом важны не только сами конкретные и обоснованные ответы подростков, но и дискуссии, разворачивающиеся в процессе их обсуждения. Нравственно-правовая позиция, ее обоснование и мотивы выбора могут служить доказательством не только знаний, но и основой поведенческой деятельности.
Подбор проблемных ситуаций осуществляется как учителем, так и самими ребятами. В процессе их обсуждения они анализируют причины, ведущие к разногласиям в среде школьников, прогнозируют возможный процесс переговоров и согласия, объясняют, почему для разрешения проблем или конфликтов предпочтительны переговоры.
Такие проблемы и приемы их решения помогают привить учащимся осознание остроты в отношениях людей, в том числе и детей, необходимости их решения с учетом прав и интересов каждого человека.
Человек, приученный еще в школьные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, наверняка в своей деятельности не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей, к насилию, как будущий родитель будет искать согласия в семье, в том числе и со своими детьми, не будет действовать во зло людям, даже в самых сложных условиях жизни.

Свобода ассоциаций и мирных собраний
Естественная потребность детского возраста – стремление к объединению в различные группы, компании, команды, организации, ассоциации. Детям и подросткам нужны такие объединения, где каждому помогут удовлетворить свои интересы, способности, где создана обстановка доверия, уважения к личности ребенка.
Дети существуют в обществе не только как демографическая категория, т.е. младшее по возрасту подрастающее поколение, но и как особая социальная группа, включенная в общественные отношения в процессе социализации.
Ученые всех стран отмечают, что социальная активность учеников возрастает и формы ее проявления становятся разнообразнее.
В одном из исследований, проведенных недавно в России, отмечается, что 59 процентов обследованных ребят высказали пожелание состоять в детской организации. При этом 66 процентов из них предпочитают быть членами организации по интересам; 47 процентов утверждают, что организация нужна, чтобы интересно проводить свободное время; 31 процент – чтобы лучше подготовиться к взрослой жизни.
С роспуском пионерской и комсомольской организаций дети оказались в социальном вакууме. Между тем детские организации составляют неотъемлемую часть общества во всех современных странах, они – реальная разновидность социальных движений. Кроме удовлетворения потребностей детей и подростков в общении, совместной деятельности эти организации выполняют и другие важные социальные функции. Они включают подростков в жизнь общества, служат средством самовыражения, защиты их интересов и прав. Дети приобретают социальный опыт, у них воспитываются гражданские качества, необходимые для жизни в демократической стране. Трудно переоценить роль детских и подростковых организаций в социализации личности ребенка. Их значимость закреплена и в Конвенции ООН, где сказано: “государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний” (статья 15.1).
Разъясняя содержание этой статьи, следует обратить внимание подростков, что в статье нет указаний на учебные заведения, т.е. эта норма не ориентирует на создание организаций в школе. И это справедливо, ибо их деятельность в школах может привести к противостоянию, что будет осложнять учебно-воспитательный процесс. Следует информировать учащихся о существующих детских ассоциациях и объединениях.
Между тем исследования, проведенные социологами, свидетельствуют, что многие подростки, учителя и родители не владеют информацией о деятельности новых детских организаций, ассоциаций и их программах.

Не начнут ли подростки “качать свои права”, забывая о своих обязанностях?
Такое опасение имеет место. Оно было и у организаторов всероссийского конкурса на тему: “Единство моих прав и обязанностей”, проведенного в 1996 году. Однако деятельность педагогических коллективов в ряде школ опровергает такую возможность, если учащихся учат пониманию взаимосвязи прав и обязанностей. Подтверждением этому является и анализ сочинений участников конкурса.
Но больше всего способствуют закреплению осознания учащимися необходимости и неотвратимости единства прав и обязанностей сама атмосфера школьной жизни, нравственно-правовой уклад ее, разумные требования, защищенность школьников в отношениях “учитель – ученик”.

Осознание единства прав и обязанностей
Воспитательные задачи нельзя решить только запоминанием тех или иных моральных понятий. Необходимо включить школьников в разнообразные виды практической деятельности, в которых они приобретают опыт конкретных моральных поступков, отношений. Единство нравственного сознания и поведения, т.е. единство слова и дела, не возникает стихийно. Оно требует целенаправленной работы учителя, воспитателя. Видный отечественный педагог В.Сухомлинский, обращая внимание на воспитание единства слова и дела, подчеркивал: “Нравственные истины, осознающиеся людьми как выражение добра, живут в поступках. Мораль активна только в действии, выражается во взаимоотношениях… Там, где мораль не живет в благородных поступках, бывает много пострадавших и с трудом находятся виновники. Нельзя забывать, что в школе мы имеем дело с детьми; их нравственное сознание только формируется, и именно в поступках происходит его становление. В школе должна царствовать атмосфера ярких, нравственно сильных поступков, убеждающих в том, что справедливые, благородные моральные истины и нормы торжествуют”.
Нравственное поведение характеризуется не только поступком, но и системой нравственных привычек. Чтобы выработать нравственные привычки, школьников следует постоянно включать в систему разнообразных нравственных отношений, формируя их личный опыт поведения в ходе общения с другими людьми (товарищами, взрослыми). Нравственные привычки укрепляются в деятельности, и в школе нужна специальная работа по воспитанию привычки поведения, выполнению положений, изложенных в статьях Конвенции о правах ребенка. Важными средствами такой деятельности являются процесс обучения, трудовая деятельность, игра, поручения, участие в органах детского самоуправления и др.

Как отстаивать свои права в повседневной жизни?
Одна из задач школы – научить детей и подростков умению отстаивать свои права. Для этого прежде всего необходимо воспитывать в детях чувство собственного достоинства, основанное на знании своих прав и обязанностей и вызывающее цивилизованное противодействие нарушению этих прав. Кроме того, дети, подростки должны знать (учителям, родителям следует им в этом помочь), что существуют федеральные, региональные и местные государственные и неправительственные правовые и социально-психологические службы (центры неотложной социально-психологической помощи детям и подросткам, центры психологической поддержки и социальной реабилитации, центры социально-трудовой адаптации подростков, правозащитные организации, телефоны доверия и др.), призванные защищать права детей. Они разрабатывают и осуществляют различные программы в интересах детей. Учителя, родители, дети должны знать адреса и телефоны таких организаций.

Готовы ли сегодня учителя к изучению Конвенции о правах ребенка в школе?
Социологические исследования, проведенные в разных регионах страны, свидетельствуют, что многие учителя не готовы к работе с Конвенцией. В педагогической печати отмечалось, что учителя, как и родители, не знают документов о правах ребенка. Налицо серьезные проблемы в нравственной и правовой культуре учительских кадров, от деятельности которых напрямую зависит воплощение этих прав в жизни сегодняшней школы и завтрашней жизни нашего общества.
Частично это объясняется тем, что текст Конвенции о правах ребенка и материалы о ней недостаточно отражены в нашей печати. Неподготовленность учителей к включению Конвенции в учебно-воспитательный процесс с учащимися объясняется прежде всего тем, что в педагогических вузах, училищах и колледжах не изучались документы о правах человека, правах ребенка. Даже в настоящее время они изучаются только на историческом и юридическом факультетах педагогических вузов.
Все учителя должны быть подготовлены к осуществлению идей и принципов Конвенции в своей учебной и воспитательной деятельности как учитель-предметник и как классный руководитель (воспитатель, куратор, освобожденный классный руководитель, социальный педагог). Для этого необходимо в высших и средних специальных педагогических учебных заведениях изучать документы о правах человека, правах ребенка на всех факультетах.
Примером такого решения проблемы может быть деятельность Московского педагогического университета. Она решалась в двух направлениях. Курс педагогических дисциплин (дидактика, теория воспитания, история педагогики, методика воспитательной работы и др.) ведется на всех факультетах вуза, и он дает основы для теории и практики воспитательной работы всех учителей, воспитателя, классного руководителя, куратора, социального педагога и других работников системы образования.
Второе направление работы – введение самостоятельного спецкурса “Конвенция о правах ребенка”. В содержании его программы максимально осуществляется взаимосвязь, преемственность и взаимовлияние педагогических идей выдающихся ученых и деятелей культуры различных стран и народов нашей страны. Такой подход, базирующийся на курсе истории педагогики и других разделов педагогики, помогает осознать закономерности и единство прогрессивного развития мировой педагогической мысли, поскольку Конвенция о правах ребенка отражает единство гуманистических и демократических идеалов народов мира и нашей страны.
Изучение Конвенции не может быть сведено только к усвоению правовых норм. В познании человеком окружающего мира важное значение имеет чувственное отражение действительности. Духовный мир человека, такие его социальные качества, как гражданственность, правосознание, формируются в сознании личности как единство рационального и эмоционального. Поэтому необходимо учитывать психолого-педагогический фактор. Это означает, что студент должен научиться строить свою работу таким образом, чтобы идеи и принципы Конвенции усваивались подростками не только в их правовом содержании, но и становились нравственной основой непосредственного общения с другими людьми, регулятором их жизнедеятельности. Путь к достижению таких результатов воспитания лежит через сочетание рекомендаций правовых и психолого-педагогических наук.
Жизнь нашего общества, в том числе и детей, далеко не всегда соответствует нравственно-правовым нормам Конвенции. Часто в жизни дети сталкиваются с несправедливостью, неуважением к личности, жестокостью, нарушением законов, преступностью. Это может вызвать разочарование у детей, неверие в возможности утверждения норм правовой жизни.
Учителям, родителям следует объяснить, что Конвенция – это не только правовые нормы, модель справедливого общества, но и цель общества и каждого человека. Чтобы содержание этого прекрасного документа не осталось добрым пожеланием, нужно всем государствам, ее подписавшим, всем людям – каждому взрослому и ребенку- приложить усилия по реализации идей Конвенции.
Сегодняшние дети – это взрослые XXI века. Семья, школа, общество должны помочь им сформировать гражданскую позицию и первый опыт для активной гражданской деятельности в будущем.

Зиновий ШНЕКЕНДОРФ,
профессор Московского педагогического университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте