search
main
0

Каждый трудится, отдыхает и радуется по-своему. Национальное самосознание. Национальные предрассудки. Глава из будущего учебника по обществознанию. 10-11-е классы

Почему в эпоху глобализации и сближения людей национально-религиозная принадлежность человека становится все важнее, а не уходит на второй план? Почему в патриотической Америке китайских, эфиопских, мексиканских и прочих ресторанов гораздо больше, чем собственно «американских»? Почему вместо братства народов возникло братство корпораций?

«…каждый народ имеет свои специфические особенности, образующие его национальный духовный уклад… Так, каждый народ по-своему вступает в брак, рождает, болеет и умирает; по-своему ленится, трудится, хозяйствует и отдыхает; по-своему горюет, плачет, сердится и отчаивается; по-своему улыбается, смеется и радуется…»(И. Ильин)

«Быть частицей своего народа»

Людей издавна интересовало, откуда взялось такое многообразие языков, наций и нравов. Их не покидало чувство, что, несмотря на все существующие между ними различия, все люди когда-то были одним народом. Легенда о Вавилонской башне существует у множества самых несвязанных между собой культур и отражает тот факт, что по своей сущности люди много ближе друг другу, нежели они зачастую сами готовы признать. Существует множество теорий, объясняющих происхождение различных народов, народностей и рас. Однако единства среди них нет. Даже значение термина «этнос» (по-гречески «народ») до сих пор остается неоднозначным. Как правило, этническая принадлежность характеризуется культурными обычаями и мировоззрением, выделяющими и обособляющими данную группу людей. Члены этнических групп считают себя отличающимися в культурном отношении от остальных социальных сообществ, и таким же образом воспринимаются остальными группами в обществе. Этнические различия являются полностью приобретенными, а не врожденными, и это отнюдь не очевидно, если вспомнить, насколько часто некоторые из таких групп рассматривались как «прирожденные властители» или наоборот, как «недоумки», «наследственные лентяи» и т.д.

В качестве отличающих данный этнос от всех других могут выступать самые разные характеристики: язык, ценности и нормы, религия, миф об общих предках, национальный характер, народное искусство. Список этот бесконечен, и в нем может оказаться и форма носа, и способ запахивания халата, как у древних китайцев, и манера приготовления чая.

Вечна ли эта проблема? Касается ли проблема этнической принадлежности всего человечества или только небольшой части его? Моноэтнические государства (т.е. населенные по преимуществу представителями одного этноса) исчезают в Европе, да и во многих частях Азии, Африки и обеих Америк в ХVI-ХVII вв., т.е. сразу после Великих географических открытий, когда одновременно и европейцы массами переселяются за пределы Европы, и в Европу проникают сначала тысячи, а потом и миллионы рабов из Африки и Латинской Америки. В ХVIII-ХIХ вв. это же происходит и в отношении Америк и Австралии, куда начинают отправлять чернокожих невольников и белых преступников. Многие общества в сегодняшнем мире являются плюралистическими, т.е. такими, в которых существует несколько крупных этнических группировок, значительно отличающихся друг от друга. Фактически все современные государства в какой-то степени плюралистические.

Во второй половине ХХ века феномен этнического возрождения охватил практически все крупные многонациональные государства. Почти повсеместный интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых различных формах: от попыток реанимации старинных обычаев и обрядов, поисков «загадочной народной души» до стремления создать или возродить свою национальную государственность. В СССР же, казалось, этот процесс шел в противоположном направлении. В советское время, если верить официальным заверениям ученых и пропагандистов, национальные общности сближались и национальный вопрос был полностью решен. На самом деле ситуация в нашей стране не отличалась от мировой, и у многих народов наблюдался рост этнической идентичности. Задолго до распада СССР многие народы, проживающие на его территории, стремились к самоопределению, рассматривая существующий порядок как незаконный. Национальная напряженность проявлялась во многих регионах, случались и массовые выступления: например, в 70-х – начале 80-х гг. они происходили в Грузии, Абхазии, Северной Осетии, Якутии. Ученым было известно, что на территории СССР существуют многочисленные узлы межнациональных противоречий, которые в любой момент могут вспыхнуть, – Абхазия, Нагорный Карабах, Южная Осетия и многие другие. Однако кризис конца 80-х гг. застал всех врасплох. Почему так произошло? Этническая самоидентификация – это сложный процесс, который происходит особенно болезненно в странах с традиционно многонациональным населением и слаборазвитым гражданским обществом. Нынешняя Россия попадает в разряд таковых стран, равно как и многие ее соседи.

В современном мире наблюдается психологический сдвиг в настроениях людей – большой интерес к корням, к традициям и обычаям предшествующих поколений. Это умонастроение есть последствие международных конфликтов, опасности ядерной войны, экологической угрозы. Человек ощущает нестабильность окружающего мира, уменьшается его оптимизм и желание смотреть вперед. Все больше людей – даже молодых – склонны смотреть назад и вглубь, искать поддержку и защиту в стабильных ценностях предков. Человек ищет ориентиров и стабильности, особенно тогда, когда межэтнические контакты – как непосредственные (туризм, трудовая миграция, студенческие и школьные обмены, перемещение миллионов беженцев), так и опосредованные современными СМИ (от спутникового телевидения до интернета) возрастают многократно. Повторяющиеся контакты обостряют этническую идентичность, так как только через сравнение можно наиболее четко воспринять свою «русскость», свое «еврейство» и т.п. как нечто особое.

Человеку всегда необходимо ощущать себя частью «мы», и этнос – не единственная группа, в осознании принадлежности к которой человек ищет опоры в жизни. Среди таких групп можно назвать партии, церковные организации, профессиональные объединения и т.д. и т.п. Многим людям в период слома социальной системы необходимо зацепиться за что-то более стабильное, за намного более устойчивую группу. В России, как и во многих других странах, переживающих подобную эпоху, такими группами оказались семья и этнос. Самоотождествиться с народом гораздо проще, чем с профессиональной, политической или возрастной группой. С помощью осознания своей принадлежности к определенным этносам потерявшие опору в жизни бывшие граждане бывшего СССР стремятся найти выход из состояния социальной неприкаянности и беспомощности, обрести психологическую безопасность и стабильность, почувствовать себя частью общности, которая имеет привлекательные черты.

Каковы они у этнической общности? Это межпоколенная группа, она устойчива во времени, для нее характерна стабильность состава, а каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно «исключить» из этноса. Именно благодаря этим качествам этнос является для человека надежной, а иногда и просто аварийной группой поддержки. При государственном социализме многие граждане СССР чувствовали себя полностью защищенными и оберегаемыми великой державой и ее разнообразными организациями. Но времена изменились. Нет больше великой державы, могущественной партии, славного комсомола. Человек остался один на один с нелегкой жизнью и не знает, кто он такой, чего ему ждать от жизни, на какие ценности ориентироваться. Как никогда ему требуются защита и поддержка, так как распад СССР и советской системы повлекли за собой массовый «культурный шок».

А когда окружающий мир перестает быть понятным, начинается поиск групп, которые помогли бы восстановить целостность и упорядоченность, защитили бы от трудностей пореформенной жизни. И действительно, за последние годы в России появилось множество новых групп, претендующих на эту роль, – кришнаиты и ваххабиты, «белое братство» и рокеры. Предпринимаются попытки возродить уничтоженные за годы советской власти общности: действуют общества дворян, все более активны казаки. Партии и политические объединения исчисляются десятками, если не сотнями. Но для большинства граждан России все эти группы не могут дать ориентиров и защиты из-за особенностей, о которых уже говорилось. Более того, очень часто, особенно на начальном этапе своего становления, эти объединения оказываются лишь инсценировками групп, если использовать термин, предложенный российским социологом Л.Г.Иониным. В подобных группах преобладают внешние знаки идентификации: их члены осваивают символику одежды (сари, кожаные куртки, казачью форму), специфический язык, стиль поведения и приветствий.

Нередко люди присваивают себе чужую, не «их» культуру. Так, по опросам, проведенным в различных странах, чернокожие дети в задании, когда им предлагалось выбрать набор кукол или картинки с изображением людей, которые больше похожи на них самих, делали распространенную ошибку и выбирали белые куклы (белые же дети выбирали куклы, действительно похожие на них). Однако в результате движения «черное – это красиво», возникшего в 70-е гг. ХХ века в США, черные дети перестали выбирать белые куклы как наиболее привлекательные. Но не всегда своя собственная идентичность воспринимается как позитивная. Так, восточные немцы после воссоединения Германии оказались на более низкой ступени социальной лестницы, чем западные, но свое недовольство они направили не на могущественное государство и не на преобладающую группу западных соотечественников. Для сравнения они нашли более уязвимые группы иностранных рабочих (вьетнамцев,турок и проч.). С этим связан рост агрессивных актов против иностранных рабочих в восточных землях ФРГ. Вам не кажется, что похожие процессы происходят сегодня в России?

При благоприятных исторических условиях позитивная этническая идентичность сопровождается чувствами гордости, достоинства, оптимизма, уверенности, удовлетворения, патриотизма. Более того, существует тесная связь между позитивной этнической идентичностью и межэтнической толерантностью (терпимостью). Другими словами, когда люди чувствуют себя хорошо в своей группе, они не испытывают плохих чувств и по отношению к людям из других групп. Противоположная реакция – предубеждения по отношению к представителям других этнических групп и уклонение от тесного взаимодействия с ними (отказ от того, чтобы представители других этносов были их соседями или членами семьи).

Самый крайний случай – открытые межэтнические конфликты и кровопролитные войны, когда интересы (нередко законные) одного народа сталкиваются с интересами другого народа. В 90-е гг. ХХ века среди самых ожесточенных можно выделить столкновения между сербами и хорватами в бывшей Югославии, между народностями тутси и хуту в африканских государствах Бурунди и Руанде, между абхазами и грузинами и между азербайджанцами и армянами на территории бывшего Советского Союза. Во всех этих и подобных случаях истину не ищут (она заранее известна) – ищут лишь способы доказательства своей правоты.

Как рождается

национальное самосознание

Еще в середине ХХ в. швейцарский ученый Ж. Пиаже доказал (а последующие исследования подтвердили его теорию), что в 10-11 годам ребенок уже в полном объеме осознает свою этническую идентичность (расовую даже еще раньше – в 8-9 лет). Этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека. Однако этническая принадлежность не статичное, а динамичное образование: процесс ее становления не заканчивается в подростковом возрасте. Внешние обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни. Так, множество советских (и не только) людей, имевших в роду родственников еврейской национальности, в том числе и родителей, не считали себя евреями, пока различные причины (создание государства Израиль, агрессия соседних арабских государств против него, преследования евреев в их собственной стране) не вынудили их задуматься над своими корнями, а многих и подтолкнули к эмиграции в Израиль. Подобный процесс характерен для многих жителей СССР, оказавшихся после распада империи на территории бывших советских республик и решивших ехать в Россию – зачастую не к родственникам, а просто «на Родину».

Принадлежность человека к народу определяется не биологической наследственностью, а сознательным приобщением к тем культурным ценностям и святыням, которые образуют содержание истории народа. Человек может даже «переменить» народ, но непроизвольно, а путем долгого упорного труда. Так считал русский философ начала ХХ века Г.Г.Шпет. Можно выбрать себе наиболее подходящую этническую группу – ту, что вам наиболее симпатична, что более других отвечает вашим представлениям, интересам. При этом даже и уезжать никуда не надо – Москва и Петербург ХIХ века знали немало англоманов, франкофилов, а позже – и «русских американцев». Эти люди не принимали все то, что они видели вокруг себя, и пытались создать свой собственный мир, отгородившись от окружающего, противопоставив себя своему народу. Это выражалось в том, что эти люди меняли веру, говорили только на иностранном языке, воспитывали своих детей в определенной (не отечественной) культуре. Тогда этих людей высмеивали, осуждали, даже преследовали: сейчас же к таким «внутренним эмигрантам» относятся гораздо спокойнее – хочешь быть американцем, буддистом, йогом – будь им. Хотя, конечно, идеал – это сосуществование с людьми различных культур, осознание своего сходства с людьми другой/других национальностей. Таких людей, без ущерба для собственной культуры овладевающих ценностями другой, называют посредниками, или «мостами» между культурами. Это особенно актуально в нашей стране.

Борис ДЕМИДОВ, учитель граждановедения

Окончание следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте