В сентябре 2013 года Московский государственный университет дизайна и технологии приступил к реализации проекта по организации обучения столичных школьников в предуниверсарии.
Как известно, профильное обучение уже давно реализуется в российских школах, ребята в зависимости от своих склонностей могут выбрать математический, гуманитарный или естественно-научный профиль. Однако школы, как правило, готовят к сдаче ЕГЭ, дают углубленные знания по тому или иному предмету, но никак не готовят к выбору профессии.- Мы нередко сталкиваемся с тем, что, поступив в университет, часть наших первокурсников к концу первого семестра переводятся с факультета на факультет, переходят с одной специальности на другую, поняв, что при поступлении сделали неправильный выбор и конкретно не определились со своей будущей профессией, – говорит директор гимназии МГУДТ Александр Калягин. – К примеру, по специальностям «конструирование обуви», «конструирование одежды», относящимся к техническим специальностям и подразумевающим разработку конструкции и технологии этих изделий, дается художественная подготовка (рисунок, композиция, живопись) высокого уровня, то есть эти специальности родственные дизайну, но об этом знают не все, поступая в наш вуз, а узнавая, многие хотят стать конструкторами, так как эта профессия востребована на рынке труда. Из-за отсутствия объективного представления о будущей профессии аналогичная ситуация и на других направлениях. Поэтому так необходим и актуален проект предуниверсария – профильного обучения в московских вузах, начатый по инициативе Правительства Москвы и Департамента столичного образования, который мы уже реализуем с сентября 2013 года. Пока у нас один десятый класс, наша главная задача – помочь ребенку определиться со своей будущей профессией, разумеется, мы будем рады, если гимназисты после получения аттестата (государственного образца) придут учиться в МГУДТ, однако они вправе выбирать и любой другой вуз. Кроме того, нам надо дать им такой высокий уровень подготовки к ЕГЭ и вообще по всем предметам, чтобы они действительно могли попасть в любой вуз столицы. В рамках элективных курсов ребята детально знакомятся с той профессией, которую они собираются выбрать в будущем, после работы на кафедрах и в лабораториях МГУДТ им легче сделать осознанный выбор. Сейчас мы выбрали для наших десятиклассников программу универсального профиля, но в рамках этого профиля даем подготовку по тем направлениям, на которые они будут поступать. Если, к примеру, ребенок выбирает институт химических технологий, значит, он углубленно занимается химией, чтобы подготовиться к ЕГЭ. На специальность «дизайн» нужно сдавать творческий экзамен – композицию и рисунок, в институт мехатроники и информационных технологий или технологический институт – физику. На следующий учебный год мы планируем набрать пять десятых классов в соответствии с теми направлениями подготовки, которые охватывает наш университет, и четыре одиннадцатых класса. Соответственно в рамках этих направлений ребята будут готовиться к предмету ЕГЭ по выбору и, разумеется, к обязательным русскому языку и математике.В предуниверсарии нынешние десятиклассники учатся всего лишь полгода, однако успели уже адаптироваться к новым непривычным условиям и оценить все их преимущества.Лиза Мирова мечтает стать дизайнером аксессуаров:- Я живу в Южном Бутове, конечно, добираться неблизко, но учиться здесь так интересно! Преподаватели замечательные, в лабораториях самое современное, новое оборудование. Думаю, что после 11-го класса будут поступать именно сюда на дизайн.Марина Федосеева пришла в гимназию при МГДУТ из спортшколы Северо-Восточного округа, где занималась баскетболом:- Вообще, я хочу в будущем быть химиком, а здесь этот предмет преподают очень хорошо, химическая лаборатория просто поражает воображение. Поступать буду на химический факультет, куда – пока не решила, возможно, даже и в МГУДТ. Кстати, еще одним аргументом для моего перехода сюда было то, что в университете очень сильная баскетбольная команда, так что, став студенткой, я смогу играть за честь МГУДТ.Примечательно, что девочки здесь в подавляющем большинстве, правда, есть один молодой человек – Максим Аверьянов. Все гимназисты уже успели подружиться и привыкнуть к своим новым преподавателям.Пока в проекте по созданию предуниверсария принимают участие только одни лишь жители Москвы, поэтому университет получает на их обучение нормативное финансирование из столичного бюджета, это дает возможность максимально эффективно реализовать задачи проекта и получить желаемый результат. Кроме того, в поддержку проекта, по согласованию с Департаментом информационных технологий Москвы учащимся гимназии будут выдавать социальные карты ученика, по которым ребята на льготных условиях смогут пользоваться городским транспортом. Примечательно, что в гимназии МГУДТ учатся даже ребята из Троицка, и хотя добираться им непросто, однако и родители, и сами школьники о своем выборе не жалеют – трудности с лихвой окупаются профессионализмом педагогов и возможностью более подробно ознакомиться с будущей профессией.- Ребята к нам пришли сильные, без троек, в основном хорошисты и отличники, – продолжает рассказ Александр Михайлович, – они мотивированы на учебу, разумеется, дети не все сразу адаптировались, кому-то для этого нужно меньше времени, кому-то – больше. Некоторым добираться на учебу приходится в течение часа-полутора, мы это учли, выбрали пятидневную учебную неделю, занятия у нас начинаются в 10 часов утра, а заканчиваются в 16.45. Да и перевод к нам в предуниверсарий МГУДТ из школы происходит максимально комфортно для ученика, несмотря на середину года, поскольку обязательный федеральный компонент образовательной программы максимально синхронизирован со школьной. С ребятами работают как университетские, так и школьные педагоги, конечно, элективные курсы читают преподаватели вуза. Хочу подчеркнуть, что наши педагоги относятся к гимназистам очень внимательно и лояльно, зачастую в обычной школе бывает так, что на протяжении всего срока обучения о ребенке складывается определенный стереотип, формируется определенное мнение, шаблон, порой не всегда благоприятный для него, в старших классах этот стереотип довольно сложно разрушить, то есть тут вмешивается субъективный фактор. У нас в предуниверсарии при определении возможностей ребенка субъективный подход исключен. Мы постоянно общаемся с родителями гимназистов, если у кого-то из наших учащихся возникают проблемы с учебой, мы делаем все, что в наших силах, чтобы помочь ребенку в учебе. Я уверен, что неталантливых детей не бывает, каждому природа дала какой-нибудь дар, просто родители и педагоги должны вовремя его разглядеть и направить в правильное русло. Если не найти подход к ребенку, талант, конечно, не пропадает, но он «засыпает» до лучших времен. К сожалению, бывают случаи, когда человек неправильно выбрал профессию, потом, окончив вуз, либо работает не по специальности, либо вынужден перепрофилироваться или ломать себя и заниматься нелюбимым делом.Примечательно, что пока ни один гимназист не пожалел о своем выборе, они и их родители уверены: учеба в профильном классе университета – первый шаг к выбранной профессии. Выпускники Московского университета дизайна и технологии востребованы не только в России, но и за рубежом. Диплом МГУДТ – своеобразный знак качества. Работодатели уверены – окончившие этот вуз не просто профессионалы, но и творцы.Из досье «УГ-М»Александр Михайлович Калягин окончил в 1995 году Московскую государственную академию легкой промышленности (ныне МГУДТ), в 1999 году защитил кандидатскую диссертацию, работал на кафедре технологии изделий из кожи, и в настоящее время, будучи докторантом, директором гимназии МГУДТ, продолжает преподавать на своей родной кафедре художественного моделирования, конструирования и технологии изделий из кожи.
Комментарии