search
main
0

Каждый конкурс не похож на предыдущие. И в то же время у них немало общего. В десятый раз наблюдаю я за его участниками (из них четыре года – за учителями начальной школы) и твердо могу сказать: многие его просчеты заложены изначально в организации “Учителя года”. В десятый раз повторю – на мой взгляд, нельзя судить о системе работы учителя лишь по одному уроку (сколько бы конспектов, разработок, видеоматериалов он бы с собой ни привез!) Нужно ехать “на места” – целенаправленно изучать методику, технологию, технику данного учителя, думать над ними, просчитывать возможные варианты. Педагогическая деятельность учителя, без сомнения, должна быть на первом месте, а все остальное вторично.

В нынешнем году конкурсантов, представляющих начальную школу, было семеро. Все они приехали издалека (с Чукотки, из Якутии, Калмыкии, Чувашии). Уроки проходили по русскому языку, математике, новому курсу – математике и конструированию, были и интегрированные занятия. Отрадно, что многие конкурсанты работают с элементами или полностью в системе развивающего обучения, что в прошлые годы было большой редкостью. Но именно здесь начинаются “но”…

Во-первых, все конкурсанты блестяще владеют терминологией развивающего обучения (“ситуация успеха”, “ситуация разрыва”, “проверка слабой позиции”, “деформированный пример” и т.д.). Однако одного теоретического знания системы явно недостаточно. “Суха теория”, – писал классик. Но так уж получилось, что на конкурсных уроках учителя как раз показывали великолепное знание теории, а в практической деятельности испытывали затруднения. А ведь нужно показывать именно технику, а не технологию. Повторю свои сомнения насчет возможности этого на одном-единственном уроке.

Во-вторых, учителя старались взять на свой урок как можно больше целей, выполнить которые они были просто не в состоянии. Вывод – целей желательно ставить поменьше, а достигать побольше.

В-третьих, на своих уроках конкурсанты стремились всячески блеснуть (что вполне понятно), показать что-то новое, необычное. Так, Ольга Воротникова (г. Чебоксары), специализирующаяся на географии (она создала систему уроков-энциклопедий по этому предмету), на конкурс зачем-то взяла русский язык, где допустила несколько серьезных ошибок. Она представляла на суд жюри новый, ею придуманный жанр. Задумка интересная, но не сумела объяснить, в чем его суть и зачем он, собственно, нужен. Лина Груздева (г. Междуреченск Кемеровской обл.), разработавшая спецкурс для малышей “Родная старина”, а ведь история является “белым пятном” в системе Эльконина-Давыдова, – также давала урок по русскому языку, и тоже не совсем удачно. И в итоге – колоссальная работа, которую конкурсантки ведут на родине, представлена практически не была.

Дальше. Возник спор о том, что такое интегрированный урок. Чем он отличается от традиционного урока с использованием межпредметных связей? В основе интегрированного урока – как подчеркивало жюри – должен быть способ действия, а не какой-то конкретный материал. На конкурсе мы же по сути имели дело с использованием элементов интегрированного урока.

Вызвал споры и урок Маргариты Васильевой из Верхоянска. Члены жюри отмечали ее ум и то, как четко она выстроила занятие. Но были и серьезные промахи, как заметила член жюри Ольга Баранова, учитель начальных классов из Барнаула, одна из финалисток конкурса двухлетней давности. Ольга, как и Маргарита, ведет курс “Математика и конструирование”.

В выигрыше остались “добрые старые” уроки. Они оказались естественными, самобытными, ни на кого и ни на что не опирающимися. Учителя придумали их сами. Хотя именно к уроку Галины Черновой относилось замечание об интегрированном уроке, а урок развития речи Натальи Храмовой (г. Балаково Саратовской обл.) некоторые члены жюри подвергли критике за его “искусственность”. Ее урок был посвящен комплименту. Детям объясняли, что такое комплименты, учили их делать, размышляли, какими должны быть комплименты и ответы на них… Тема нужная, но известно, что “насильно мил не будешь”. Все должно быть более продумано, более тонко. Нежнее, выразительнее. Единого рецепта здесь нет и быть не может.

Победителем в номинации стала Галина Чернова из далекого Певека. “Октябрь уж наступил” – так назывался урок, интегрирующий чтение, природоведение, труд. Дети отгадывали загадки, рассматривали растущие в тундре ягоды, составляли вместе с учительницей осенние букеты, читали “про себя” и вслух художественные тексты. Смотрели фрагмент видеофильма о Чукотке. На уроке Галины Борисовны всем было легко и приятно – тихой и ласковой интонации душа радовалась.

Признаюсь, “удивил” меня лишь один урок. Александра Сергеевна Сангаджиева давала его в традиционной системе с использованием элементов УДЭ П.М.Эрдниева. Александра Сергеевна приехала из Калмыкии, где эрдниевская методика введена приказом президента республики.

С первых же минут – невероятно быстрый темп. “Сегодня у нас в творческой лаборатории…”, “Работаем быстро…”, “Следите за моей быстрой речью…” И – понеслось. За один урок – три важнейших понятия: “десятичные дроби”, “пропорция”, “процент”, а также “дивиденд” и зачем-то… “эсв” (“задача” по-калмыцки). В русскоязычном классе в Калмыкии это уместно, даже необходимо, но в Москве?

Говорила учительница скороговоркой, задачи решала молниеносно и почти летала по классу… Несмотря на две динамические паузы, дети так и не успели опомниться. А в конце им еще предложили “пробежаться по всему нашему уроку…”

“Самое главное, – сказала Александра Сергеевна, анализируя свой урок, – я выжимаю все, что можно, из данного материала”. На вопрос: “Можно ли в принципе усваивать знания в таком темпе?” Сангаджиева ответила: “У меня дифференцированный подход. Кто-то успевает больше, кто-то – меньше. А опережающий материал усваивать необязательно…”

Александра Сергеевна ввела новые понятия экстенсивно, то есть фактически просто их назвала. А ведь всем известно, что новые понятия ложатся только на подготовленную почву.

Да, конкурсные уроки – это не всегда парад идей и звон литавр. Но, как говорится, “не ошибается только тот, кто ничего не делает”. И еще – “дорогу осилит идущий”.

Наталья САВЕЛЬЕВА

Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе

На Чукотку я попала 12 лет назад и поняла, что совершенно не готова работать в местных условиях. Потребовалось несколько лет для изучения истории, культуры, быта, традиций местного коренного населения.

Чукотка стала для меня родиной на много лет, так же как и для многих приезжих, некоренных жителей. Большинство из моих учеников родились здесь, и Чукотка – это их “малая родина”. Значит, моя задача – помочь им в познании родного края, воспитании любви к нему, а главное, к культуре того народа, на земле которого мы живем. Оказалось, это нелегко, особенно в условиях городской школы, где подавляющее большинство – дети приезжих.

Основная задача моей работы – соединение программного материала – литературоведческого, исторического, природоведческого, искусствоведческого с краеведческим. Интеграционные связи между предметами – это процесс сближения и связи наук. Из опыта убедилась, что эффективность интеграции зависит от нескольких факторов: удачного сочетания учебных предметов, изучаемых тем; тщательной подготовки учителя и настроя ребят на работу; отбора содержания, методов, приемов с учетом возрастных возможностей детей. Наиболее удачны для интеграции: чтение – русский язык, чтение – природоведение, чтение – внеклассное чтение – природоведение, чтение – изо – музыка, природоведение – трудовое обучение, математика – труд.

Но гораздо больше, нежели познавательные цели, меня волнует вопрос: удалось ли мне воспитать душу ребенка, смогла ли я помочь каждому ощутить, что дает ему его “малая родина”? Ведь дает она гораздо больше, чем мы порой осознаем: здесь рождаются самые первые понятия о добре и зле, красоте и уродстве, радости и грусти, счастье и печали. Так растет прекрасное, святое чувство, называемое любовью к своей земле, своему отчему дому.

Чувство это нежное и хрупкое, и поэтому требует оно тонкого, деликатного и искреннего воздействия.

На сегодняшний день у меня сложилась своеобразная система по изучению природы, истории и культуры народов Чукотки. В программу включаю:

1. Территория Чукотки. Чаунский район. Наш город.

2. Занятия жителей нашего края. Традиционные промыслы чукчей. Участие детей в этом труде.

3. Растительность и животный мир. Особенности времен года.

4. Материальная культура чукчей.

5. Устное народное творчество народов Чукотки.

6. Спортивные игры, традиции, обряды.

Иногда провожу отдельные уроки по данной программе, но все же предпочтение отдаю интеграции учебных занятий на краеведческой основе.

Можно, конечно, просто повести детей в музей. Послушать рассказ экскурсовода о возникновении нашего города, ближайших поселках, населении района, занятии людей, расположении улиц и т.д. Но я считаю, что результат намного эффективнее и в познавательном, и особенно воспитательном плане, если экскурсия будет не предварять познание своего края, а, наоборот, завершать, дополнять то, что детям удалось узнать самим в процессе целенаправленной, четко спланированной работы:

– Узнай, кто по профессии твои родители, на каких предприятиях они трудятся, какую работу выполняют?

– На какой улице ты живешь? Как она получила свое название?

– Какие поселки находятся у города? Как ты о них узнал?

– Почему город разделен на микрорайоны? Расспроси родителей, почему они так названы? В каком микрорайоне ты живешь?

– Автобусная экскурсия по городу, запоминание названий остановок.

– Пешеходная экскурсия по городу, знакомство с расположением улиц, общественных культурных центров.

Как же закрепляются все эти знания? На уроке русского языка мы составляем предложения, записываем их, закрепляя изученные правила.

“Мы живем на Чукотке. Наш город называется Певек. Он находится на берегу Чаунской губы. Потому и район называется Чаунский”, – пишут первоклассники.

“Мой папа – вездеходчик. Он водит вездеход. Это такая машина, которая проедет по любой дороге, в любую погоду. В сильную пургу папа развозит людей с работы в поселки Транспортный и Строительный”.

“Мои папа и мама – геологи. Они ищут в тундре золото. Потом они говорят об этом золотодобытчикам, и там строят драгу. Драгу я еще не видел, но летом я поеду с папой и мамой в тундру, и они мне покажут, как моют из песка золото”.

Такие рассказы составляют дети о профессиях своих родителей. А на уроке математики решаем задачу: “От Певека до поселка Строительного 7 км, а до Валькумея – 20 км. На сколько км ближе к Певеку пос. Строительный, чем Валькумей?” Это в 1-м классе. А при выходе из начальной школы, собираясь на летовку в тундру, дети составляют буквенные математические выражения к такой задаче:

“Чтобы попасть из города в фермерское хозяйство “Ичунь”, необходимо подняться на сопку, спуститься с нее и пройти по ровной дороге. Подъем на сопку равен А км, путь с сопки в 2 раза длиннее, а по ровной дороге на 3 км короче, чем путь с сопки. Найди расстояние от города до фермерского хозяйства “Ичунь”, составив математическое выражение”.

Так исподволь у ребят формируются познания об истории Певека, его жителях, занятиях людей, о жизни и подвигах тех, чьими именами названы улицы.

И вот когда мы приходим в музей, дети слушают с большим интересом и вниманием, так как новые сведения дополняют уже полученные ими ранее.

“Земля Чукотская протяжна,

Бела, скудна и холодна,

Но ты по ней иди отважно,

Она тебе дана.

Пройдут года, и, гордо повторяя:

Мой край родной – Чукотка

и Певек, –

Ты ощутишь, что в этом

дальнем крае

Есть все, о чем мечтает

человек!”

Каждая экскурсия имеет свои познавательные задачи. Вот как готовилась экскурсия в музей, тема которой “Материальная культура местного коренного населения – чукчей”. За несколько дней на уроках чтения мы выучили наизусть стихотворения, в которых рассказывалось о жилище чукчей – яранге, одежде – кухлянке, важнейшем предмете яранги – жирнике. Дети были знакомы с лексическим значением этих слов, назначением данных предметов. Но после того, как экскурсовод рассказала и на макете познакомила с устройством яранги, особенностью национальной одежды чукчей – кухлянки, почему ее надевают на голое тело, почему в ней так тепло зимой, что можно спать на снегу, надо было слышать, с каким достоинством читали второклассники стихотворения об этих предметах, сколько было вложено чувства восхищения и значимости своих знаний.

Что за дом – яранга?

Из чего сделана?

Из железа разве?

Может быть, из дерева?

У яранги жердочки из дерева

Для опоры сделаны,

А из шкур оленьих –

Потолок и стены.

Брат меня толкает в бок:

Ой-ой-ой-ой!

Погляди-ка!

Колобок меховой!

Три кухлянки,

Торбаса,

Малахай…

Носа нет, одни глаза.

Угадай,

Кто это?

Не узнать,

Бесполезно нам гадать,

Ошибемся все равно.

– Я Сережа Кымано,

Сам сегодня одевался

И чуть-чуть перестарался.

На уроках изобразительного искусства ввожу понятие “орнамент”, знакомлю детей с видами орнаментов, анализируем различные орнаменты по наличию в них основных элементов, по цветовой гамме. Останавливаемся на чукотском орнаменте.

– В чем особенности орнаментов, используемых для украшения чукотской одежды, обуви?

– Какие геометрические фигуры использованы в орнаменте? А вы не догадываетесь, почему?

Ребята высказывают самые неожиданные догадки и потом удивляются, как все просто: треугольники – это форма окружающих нас сопок, а круг – долгожданное солнышко.

Со временем наступает период личного творчества. Это урок художественного труда, где мы создаем способом аппликации чукотский орнамент. Чтобы работа шла интереснее, орнаментом этим украшаем шаблоны одежды: одна бригада – кухлянок, вторая – торбасов, третья – варежек.

С самых первых уроков внеклассного чтения литературное краеведение занимает значительное место в моей работе. Начинаем знакомство с чукотских сказок.

В третьем классе при изучении темы “Устное народное творчество” систематизируем полученные в начальной школе знания об устном народном творчестве чукчей, выделяем особенности фольклора, которые связаны с условиями жизни и деятельности местного населения. Постепенно подвожу ребят к пониманию мудрости и достоинства этого народа. Вместе с детьми определяем, что устное народное творчество помогало людям становиться добрее, умнее, любить труд и окружающую природу, в этих устных литературных шедеврах запечатлелись история народа, его обычаи, его культура.

Урок проходит живо, дети увлечены узнаванием окружающих их явлений и предметов: “На небе есть путь, во все стороны светит, шевелится, будто танцует” (Ну кто не отгадает, что это наше северное сияние). Или: “Самого не видно, а жестокий”. (Дед Мороз).

А теперь творческое задание: составьте загадки, описывая предмет или явление, указанное на картинке, чтобы по описанию его можно было узнать. Варианты заданий: тундра, бурый медведь, олень, т.д. Ребята работают в группах, и вот результат коллективного творчества:

1. Самая ровная, безлесая, зимой белой шкурой покрыта. (Тундра).

2. Кто всю зиму спит и ничего не ест? (Медведь).

После работы над пословицами и поговорками приходим к выводу, что чукчи уважали людей сильных, выносливых, ценили их мудрость, ум, смекалку. И не случайно чукчи с древнейших времен уделяли большое внимание физическому воспитанию. Все свободное время они проводили в различных физических состязаниях, соревнованиях, играх.

Вторая часть урока посвящается чукотским народным играм. При этом вновь обращаемся к народным присказкам, сопровождающим спортивные состязания, заучивая их. Состязания в силе, ловкости начинаются с ритуальных на Чукотке прыжков через костер. Со словами: “Раз, два, три, огонь гори!” ребята по цепочке перепрыгивают через символический огонь, установленный на подставке. Кто перепрыгивает, на бегу берет себе приз.

Игра “Охотники и дикие олени” требует заучивания таких слов:

“Из куска простой веревки

Смастерили мы чаат,

Ну-ка, кто здесь самый ловкий,

Самый сильный из ребят?”

Ребята строятся в две шеренги с чаатами в руках лицом друг к другу. Один из участников игры стремительно пробегает по образованному коридору, волоча за собой оленьи рога, при этом он периодически дергает веревку, чтобы “охотникам” было труднее поймать “оленя”. Остальные ребята набрасывают свои чааты на бегущего “оленя”, стараясь стянуть его петлей. Игра повторяется несколько раз, поощряются самые ловкие “охотники”.

Игра “Охота на моржа” предваряется словами:

Охота – не забава.

Охота – глазам слава.

Охота – ногам слава,

Рукам слава.

Вперед выходит одна бригада “охотников”. На расстоянии 2,5-3 метров параллельно шеренге охотников на веревке тянут объемного мягкого моржа. По сигналу ведущего дети начинают броски. Если в моржа попал хоть один мешочек, морж считается убитым. Затем выходит вторая команда и в той же последовательности производит метание в цель. Каждая команда по 2-3 раза повторяет охоту на моржа.

Пожалуй, нет в начальной школе ни одного урока природоведения, где не было бы возможности использовать краеведческий материал.

2-й класс. “Жизнь растений весной”. Дети работают с гербариями тундровых растений. Это помогает исследовать природные образцы, открыть для себя много нового.

После того как составлены ответы на основные вопросы по итогам наблюдений, даю детям проблемную задачу: “Вы собрали в тундре большой разноцветный букет и подарили маме. Хорошо или плохо вы поступили?” Анализируя высказанные точки зрения, подвожу детей к тому, что решение этой проблемы местные жители нашли давным-давно, создав для потомков своеобразные формы устного народного творчества – заповеди. На красочно оформленном плакате читаем заповеди, относящиеся к охране растений:

Не рви цветы, любуйся ими или сорви один, тогда их будет в тундре больше и земля наша будет краше.

Не ломай ветки березы, ивы, они нужны животным тундры, тогда их будет больше, а жизнь сытнее.

При изучении темы “Жизнь животных весной” работаем над следующими заповедями:

Нельзя убивать первого прилетевшего гуся или утку.

Нельзя убивать мать и оставлять детенышей беспомощными сиротами.

Яйца птиц берутся из гнезд только при голоде, и при этом надо часть яиц обязательно оставлять в гнезде.

Голоден – добудь дичь, но ровно столько, чтобы насытиться.

Знакомство с песенной, музыкальной и танцевальной культурой народов Чукотки удачно сочетается с изучением фольклора чукчей и с уроками, посвященными изучению природы тундры и занятиям живущих в тундре людей. Прежде всего вспоминается звукоподражательный характер песен чукчей и эскимосов. Это так называемое горловое пение: подражание крикам птиц, зверей, ветру…

Такое пение уже знакомо детям, живущим на Чукотке. Вторая особенность песен – это их импровизация: все, что вижу, то пою. Каюр едет и всю дорогу может петь о своих собаках, следах, которые ему встречаются на снегу, о хорошей погоде. Женщина, которая выделывает шкуру, может петь о том, что скоро шкура будет красивой, мягкой, и она сошьет из нее кухлянку.

С нескрываемым восторгом дети слушают песни в исполнении национального чукотско-эскимосского ансамбля “Эргырон”, отмечая их имитационность и звукоподражательность.

А еще у чукчей и эскимосов есть свои индивидуальные “личные песни”. Первую песню ребенок получает от своих родителей вместе с именем сразу после рождения. Вырастая, ребенок узнает и поет личные песни своих родителей, родственников. Обо всем этом нам рассказывает наша гостья, жительница тундры. Она вспоминает личные песни своих родителей, тут же исполняет их, поясняет, о чем идет речь. Однако свою личную песню не выдает и этим еще больше очаровывает нас эта таинственная и немного экзотическая для городских школьников женщина.

Национальные танцы – самый древний вид устного народного творчества. Это танцы души. Они славят труд и радость жизни. Но главная особенность в том, что это частичка их труда (танцы “Оленевод”, “Рыбаки”, “Охотник”, Выделка шкур” и т.д.), фрагмент из жизни природы (танцы “Полет чайки”, “Журавлиная верность”, “Моржиха”, “Нерпочка” и т.д.).

Дети очень тонко понимают все эти особенности подражания птицам и зверям и с удовольствием их исполняют.

Мой опыт по данной проблеме был одобрен участниками районного семинара “Реализация национально-регионального компонента в системе работы школы”.

Галина ЧЕРНОВА

Певек,

Чаунский район,

Чукотский автономный округ

Физическая культура, психология

Странное сочетание, удивительное. Именно так отзывались о номинации “Физкультура, психология” лишь непосвященные. Каюсь, я сама входила в их число, хотя убеждалась не раз, что случайность – это просто непознанная необходимость.

Сегодня все согласны с тем, что гуманизация образования – это вопрос вопросов. В Санкт-Петербурге, пожалуй, это поняли раньше других. Недаром для лучших педагогов учрежден почетный знак “За успехи в деле гуманизации санкт-петербургской школы”. И вовсе не случайно, что славный город на Неве представлял учитель психологии Юрий Михайлович Владер. Тему своего открытого урока он обозначил просто: “Право-, левополушарное развитие”. Одиннадцатое занятие из раздела “Биологические основы личности”. Юрий Михайлович пояснил позднее, что такой же урок он бы давал в этот день своим девятиклассникам в обычной 377-й школе. Так же, как и московские школьники, рассуждали бы они о мыслителях и художниках, правшах и левшах, делали выводы о природной гармоничности развития полушарий. За кажущейся простотой изложения, прозрачностью всех ходов урока стояло мастерство. После узнала, что Юрий Михайлович – автор программы психологического образования школьников с 1-го по 11-й класс. Его программа представляет собой завершенную систему психологических знаний, которая дает возможность каждому ученику обычной школы получить элементарное психологическое образование. Сам педагог признался, что он счастливый человек, потому что пестует своих ребят с первого класса. Этот предмет в расписании стал одним из главных. А независимые эксперты выявили, что более 90% детей и взрослых чувствуют себя в 377-й школе психологически комфортно.

Другой участник конкурса Олег Владимирович Япринцев преподает психологию в педагогическом лицее города Воронежа. В ряду специфических предметов, таких, как “актерское мастерство”, “педагогика игры”, предмет “психология” выделяется особо. Олег Владимирович ведет в лицее одну из творческих мастерских. Темы – самые разнообразные. Это и особенности поведения в нестандартных ситуациях, и способы управления ученическим коллективом. Жаль, что урок “Понятие о личности” не раскрыл все возможности педагога.

Урок физкультуры вологодский учитель Дмитрий Николаевич Коленецкий начал с “настроя”. Ребята встали в тесный кружок, соединили руки и дружно выдохнули: “Мы станем сильными, ловкими и добрыми”. В ходе урока педагог обращался не только к сердцам, но и к умам учеников: “Думайте, для чего нужна разминка, что нам даст это упражнение”. Такие вопросы на уроках физкультуры уже не кажутся диковинными. Хорошо, что появились на конкурсе учителя физкультуры, которые ставят задачей научить ребят не только физическим упражнениям, но и помочь им узнать свои возможности.

Александр Арнесович Торопов, преподаватель физической культуры из Котласа, убежден, что воспитание интереса к занятиям, желание совершенствовать себя не только физически, но и духовно – это главная цель уроков. Свое знакомство с ребятами на уроке в 1260-й московской школе он начал необычно. Александр Арнесович ворвался в зал на роликах и сразу озадачил ребят вопросом, в каком виде спорта требуется такая экипировка. У ребят загорелись глаза, тем более им тут же предложили игру-ориентирование.

За урок успели многое. Всем понравился необычный хоккей с мячом в зале. А перед игрой, когда команды рвались в бой, учитель из Котласа произнес удивительную фразу: “Друг друга жалеть будем?”. В конце урока Александр Арнесович прикрепил себе на грудь маленькое сердце. Ребята протянули к нему руки. Загорелся яркий огонек, и сердечко запульсировало. “Отчего это?” – удивился педагог. “Оттого, что нам всем было хорошо вместе”.

Вовсе не удивительной после уроков Коленецкого, Торопова показалась мне тема следующего занятия ивановского педагога Натальи Николаевны Нежкиной. “Психофизическая тренировка – способ изменения настроения”. Десятиклассницы уже через несколько минут занятия перестали обращать внимание на посторонних в зале. Вроде ничего особенного, сначала шейпинг, доступный каждому, затем статические позы, учитывающие нагрузку на различные мышцы, за ними – комплекс расслабляющих упражнений, обязательная оценка своего самочувствия, контроль за пульсом… Все продумано четко, работает на настроение, и я нисколько не удивилась, когда после окончания урока девушки оценили свое самочувствие как отличное. Хотя в начале занятий у многих оно было “так себе”.

Наталья Николаевна разработала свою программу, свой курс под названием “Общая физическая подготовка с элементами ЛФК и основ медицинских знаний”. Ведь не секрет, что число детей, освобожденных по состоянию здоровья от занятий физкультурой, растет с каждым днем. И по большому счету это никого не беспокоит. Не можешь – не занимайся. Сиди на скамеечке или гуляй. Помочь этим ребятам может такой преподаватель, как Наталья Николаевна. Своих лицеистов она “отучила” сидеть на скамеечке. Как? Сначала выяснила, чем они болеют. Оказалось, что у 80% вегето-сосудистая дистония, частые ОРВИ – 30%, патология опорно-двигательного аппарата – 14%, избыточный вес – 10%. А потом с каждой группой начались занятия. И – чудесные превращения. Один только комплекс “Уроков здоровья” в группе “дистоников” без всяких медикаментов избавил их от головной боли, головокружений, улучшил самочувствие каждого, повысил настроение. Особое внимание к настроению своих подопечных у Натальи Николаевны не случайно. Выступая перед коллегами, Нежкина свое кредо сформулировала так: “Я считаю, – сказала она, – что на рубеже веков настало время говорить не просто о физической культуре, а о психофизической культуре. Физическая культура, оснащенная элементами лечебной гимнастики, психологическими знаниями, должна стать ведущей дисциплиной во всех учебных заведениях”. И педагоги согласились с ней. А вы?

Надежда ТУМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте