Для российских учителей и всех, кому важно развитие образования, провели пятый выпуск онлайн-школы учителей года «Высшая лига». Спикером выступил учитель истории, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» – 2017 Илья Демаков. Он рассказал о своих «Трех китах педагогики учителя XXI века».
Один из своих ключевых принципов спикер сформулировал как «От серфинга – к дайвингу», используя цитату известного ученого Татьяны Черниговской, специалиста в психолингвистике: «Мы, учителя и дети, которых мы учим, являемся носителями разных информационных культур». Если для учителей характерна информационная культура, которую можно сравнить с дайвингом, то детям ближе серфинг.
Педагог при подготовке урока «ныряет» вглубь океана информации в поисках необходимой дидактической единицы – «жемчужины», которую планируется рассматривать с детьми. Однако дети воспринимают урок иначе, реагируя на информацию как серферы: они поневоле получают ее не только от педагога, но из самых разных источников, пытаясь лавировать.
По этой причине зачастую добытые нами с глубины знания оказываются для школьников на общем фоне – не слишком яркими и заметными. Поэтому педагогу важно научить школьника «дайвингу» – добыванию ценной информации, для этого необходимы определенные инструменты.
В частности, очень важно дать на уроке детям то, что привлечет их внимание и эмоционально их «зацепит». Например, масштабность потребления продуктов среди населения в Древнем Риме или возможность простого римского пекаря «отгрохать» себе большую гробницу, сравнимую с подобными сооружениями знати – что говорит о социальной мобильности того общества.
Второй принцип связан со способом постановки перед детьми учебной задачи. Он назван педагогом «Имя, сестра, имя». В момент постановки задачи у педагога и учеников – разный контекст. Например, инструкция учителя по выполнению контрольной работы ложится в представлении ученика на тот образ, с которым он пришел, а не на опыт, который есть у учителя.
Илья Демаков отметил: «Каждая учебная задача, которую мы даем ребенку, накладывается на его индивидуальный опыт. И этот опыт он как бы достраивает – получается, нам с каждым ребенком приходится достраивать учебную задачу так, чтобы она была похожа на то, что мы от него хотим». В этом смысле каждый ребенок, как в фильме про трех мушкетеров кричит: «Имя, сестра, имя!», спрашивая, что конкретно ему нужно делать.
Третьим «китом» спикера стал принцип «чтения по ролям». На то, как именно решаются учебные задачи, влияет буквально все: погода, настроение, сосед по парте и т.д. По мнению спикера, учитель со своим уроком почти никогда не бывает для ученика «к месту», каждый раз вторгаясь в поток его жизни.
Если на уроке рассказывать про Александра Македонского, для ученика, который, например, влюбился, все эти рассказы будут совершенно не кстати. Однако конечной задачей урока является вовсе не «чтобы все дети непременно все поняли», а чтобы «какая-то часть, из того, что мы предлагаем, оказалась для него в данный момент важнее, чем то, что происходит в его голове, в его жизни».
Обобщая сказанное, спикер обратил внимание на то, что на любом уроке педагогу важно применять индуктивные методы (ученику необходимо иметь дело с частной информацией, поскольку общее, он как правило, видит хорошо, а с частностями бывает сложно), четко ставить учебную задачу и актуализировать индивидуальный опыт ребенка. С трансляцией мастер-класса можно ознакомиться на Youtube-канале проекта.
Партнерами онлайн-школы являются Общероссийская общественная организация лидеров образования «Учитель года», сетевое издание «Учительская газета», Мультимедийный исторический парк «Россия – Моя история», Общероссийский Профсоюз образования. Подробную информацию о проекте можно получить на сайте «Высшей лиги».
На предыдущем занятии онлайн-школы «Высшая лига» о своих трех китах педагогики рассказывал абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» – 2018, преподаватель обществознания Алихан Динаев.
Комментарии