search
main
0

Кавалерийские атаки ни к чему. Кто и как будет реформировать систему повышения квалификации работников образования

К написанию этой статьи меня подтолкнул броский заголовок интервью директора Федерального института развития образования Александра Асмолова «В повышении квалификации учителей не место крепостничеству», которое он дал РИА «Новости». В этом интервью идет речь о «жесткой привязи учителей к региональным институтам повышения квалификации», к «своему подворью». В этом же интервью выдвигается идея реформирования системы повышения квалификации учителей на основе «подушевого финансирования» расходов на повышение квалификации.

За последние годы в ходе дискуссий о судьбах российского образования, о стратегии его развития по пути модернизации и реформирования вопросы повышения квалификации школьного учительства нередко становились основными, ключевыми. Именно в реформировании существующей системы повышения квалификации многие участники дискуссии видели залог успешных изменений во всей образовательной системе страны. При этом одни требовали немедленного «разрушения Карфагена» как системы консервативной, планово-советской, где годами не меняются образовательные программы. Другие, менее радикально настроенные, предлагают присоединить ныне существующую сеть образовательных учреждений повышения квалификации к высшим учебным заведениям, полагая тем самым усилить научно-фундаментальную основу переподготовки педагогических кадров. Третьи, так называемые рыночники,  полагают, что ничего не надо менять, все проблемы решит конкурсная борьба на рынке образовательных услуг в сфере повышения квалификации. Нет слов, существующая система повышения квалификации педагогических кадров небезгрешна. Но прежде чем устраивать лихие кавалерийские атаки с целью разрушить до основания, давайте серьезно, без лихоимства и излишнего реформаторского зуда разберемся по существу, в том, что на самом деле представляет собой государственная федерально-региональная система повышения квалификации работников, что в ней на самом деле надо менять, кто и как будет реформировать систему повышения квалификации работников образования. Сегодня в стране действует 87 государственных учреждений дополнительного профессионального педагогического образования. Таким образом, в 82 субъектах РФ и в 5 муниципальных структурах функционируют учреждения «с лица необщим выраженьем». Так, в их числе 4 академии, 51 институт повышения квалификации, 16 институтов усовершенствования учителей, 3 республиканских института образования, региональные центры развития образования, институт открытого образования, институт непрерывного профессионального образования и институт дополнительного профессионального педагогического образования. Такие видовые отличия характеризуют всю систему повышения квалификации как различающуюся друг от друга прежде всего по направлениям своей деятельности, при этом наряду с основной – повышением квалификации – наши учреждения исполняют многие другие функции. Так, они осуществляют организационно-методическое сопровождение ЕГЭ, организуют изучение качества образования, проводят научные исследования развития инновационных процессов в образовании своего региона, обеспечивают экспериментальную деятельность образовательных учреждений, координируют работу муниципальных методических служб, осуществляют издательскую деятельность. И это лишь часть многообразной работы региональных учреждений повышения квалификации. Где, как не в региональных учреждениях повышения квалификации, осуществляется регулярная массовая переподготовка учителей… Только за последние 5 лет в 87 учреждениях дополнительного профессионального образования  прошли обучение около 3 млн работников образования. Если учесть, что в стране 1,2 млн школьных педагогов, то каждый учитель за пять лет трижды осуществлял свое конституционное право на бюджетное (бесплатное для работника) повышение квалификации. Напомню, что обязательной нормой является повышение квалификации 1 раз в 5 лет. Именно региональные ИПК успешно ликвидируют острейший дефицит кадров по таким специальностям, как «олигофренопедагогика» (срок обучения 2 года), «изобразительное искусство» (3 года), «менеджмент в образовании», «иностранный язык» (2 года), «социальная педагогика». Для широкого использования учителям предоставляется возможность выбора из более чем 20 тысяч образовательных программ, реализуемых в региональных учреждениях повышения квалификации. В отличие от системы общего или профессионального образования в системе дополнительного профессионального образования нет государственного образовательного стандарта. Поэтому вряд ли можно говорить о каком-либо «обязательном ассортименте». Более того, образовательный запрос на повышение квалификации (а точнее, исследование этого запроса, как, например, по директорам в Омской области) является одним из главных источников для проектирования содержания дополнительной профессиональной образовательной программы. За последние два года ряд институтов разработал и апробировал технологию разработки вариативной части программы по мере комплектования учебной группы. То есть день заезда группы – уточнение образовательного запроса. Второй день – окончательная верстка вариативной части учебного плана и расписания занятий. Нам говорят: «Вы монополисты, не подпускаете к повышению квалификации учителей никакие иные учреждения». По имеющимся у нас данным, треть учителей повышают свою квалификацию не в ИПК.  Свидетельством разрушения «монополизма» на проведение повышения квалификации является участие «Учительской газеты» в этой работе. Многие годы газета не только информирует читателей о лучших образцах педагогической деятельности, но и выступает организатором массового повышения квалификации. Так, в рамках конкурса «Учитель года», организатором которого является газета, академия вместе с «УГ» проводит обучающие курсы для участников. Газета выступает инициатором распространения опыта победителей конкурсов, на своих порталах ведет мощную консультационную поддержку учителей по различной проблематике. «Учительская газета» стала площадкой, на которой активно общаются, обмениваются опытом десятки тысяч работников образования.О каком «крепостничестве» может идти речь, когда никаких плановых централизованных заказов на повышение квалификации учителей просто не существует. Уже много лет заказы на повышение квалификации ИПК выигрывают на конкурсной основе в жесточайшей борьбе с многочисленными конкурентами. Более чем в 2/3 учреждений повышение квалификации работников образования осуществляется на основе персонального заказа. Треть учреждений повышения квалификации уже который год живут в условиях «автономки», когда «клиент» диктует содержание и приносит реальные деньги. Как видим, ни о какой жесткой привязке учителя к «своему подворью» в этом случае речи быть не может.  Другое дело перевод повышения квалификации на подушевой принцип финансирования. Сегодняшние расчеты нормативов такого финансирования не покрывают необходимых командировочных затрат и тем самым лишают учителей какой бы то ни было возможности «оторваться от своего подворья». А как все понимают, расходы, обеспечивающие возможность выезда учителя за пределы региона, немалые. Да что там за пределы – передвижение учителя на предмет повышения квалификации в пределах таких регионов, как Красноярский край, Якутия, Чукотка, требует очень серьезных затрат. Ни один региональный бюджет подобного рода расходов не предусматривает. Нам говорят, что ныне существующую государственную систему повышения квалификации успешно заменят создаваемые в инициативном порядке различного рода учебные центры, дело доходит до индивидуального предпринимательства без лицензий и аккредитации. Представим на секунду, что сеть учреждений повышения квалификации стараниями любителей радикальных перемен будет разрушена. Что за этим последует? Рассмотрим несколько возможных сценариев. Так, при массовом переходе старшей школы на профильное обучение (стратегически значимое направление развития новой школы) предстоит переучить более 300 тысяч учителей-предметников старших классов. При этом нет сомнения, что с научной составляющей повышения квалификации с успехом справятся классические университеты. Переход на профильное обучение кроме научного повышения квалификации учителей предполагает решительный отказ от репродуктивной педагогики и слом классно-урочной системы. Есть ли сегодня в стране реально действующие структуры, которые могут принять на обучение 300 тысяч учителей и обучить их интерактивным методам преподавания с использованием проектно-исследовательских методик и других современных технологий? Созданная десятилетиями государственная система повышения квалификации способна успешно решить такую гигантскую задачу. И не только способна, но и практически обеспечивает решение этой проблемы. Кто способен планово, с расчетом по годам,  с опорой на созданные кадровые и материальные ресурсы в течение 2-3 лет осуществить переучивание 1,5 млн учительской армии в связи с переходом на новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов? Мифические центры и всякого рода шарашки по оказанию рыночных образовательных услуг учителям нацелены только на отъем денег. Существующая практика – так называемая каскадная модель организации повышения квалификации – позволяет в короткие сроки и эффективно подготовить педкадры к работе по новым образовательным стандартам. И модель эта не единожды подтверждала свою эффективность. Так, при осуществлении перестройки исторического образования потребовалось практически в течение одного года переучить более 100 тысяч учителей истории и обществознания. При этом в академии  из специалистов региональных ИПК, педвузов, методистов было подготовлено 1000  тьюторов. Авторы нового курса новейшей истории России и обществознания, разработчики учебно-методических материалов приняли участие в подготовке 800 тьюторов  к работе со школьными учителями. Тьюторы разъехались по регионам и на базе местных ИПК осуществили массовую (110 тысяч человек) переподготовку учителей истории и обществознания. Переход на новое содержание исторического и обществоведческого образования старшеклассников  был осуществлен в короткие сроки и очень профессионально. Только летом этого года в академии прошли курсы для региональных образовательных команд по планированию работы в регионах, связанной с переходом на новые ФГОС. В региональную команду входили 10-12 человек – руководители разного уровня, работники  ИПК, методисты, директора, учителя. В активном деятельном режиме участники курсов под руководством разработчиков ФГОС и специалистов академии разработали конкретные планы перехода на новые образовательные стандарты. Планы, согласованные на всех возможных уровнях, синхронизированные по времени, содержанию и способам предстоящей работы. При этом трудно переоценить тот бесценный опыт межрегионального общения, которое не прекращалось буквально сутками. В течение двух последних лет нам удалось при серьезной федеральной финансовой поддержке посадить за парты 30 тысяч директоров общеобразовательных школ и в режиме скорой помощи вооружить их современными способами управления образовательным учреждением. Треть директорского корпуса страны (а это более 50 тысяч человек) после этих курсов поступила на курсы переподготовки по специальности «менеджер образования». Таким образом, в стране сложилась и институционально оформилась государственная отраслевая федерально-региональная система повышения квалификации. Нет слов, перемены, модернизация системы повышения квалификации работников образования необходимы. Осуществлять эти изменения предстоит на основе продуманной стратегии и государственной программы развития системы повышения квалификации на ближайшие 10-15 лет. Искренне хотелось бы перейти от всякого рода страшилок и разрушительных схем реформирования к совместному, согласованному как на федеральном, так и на региональном уровне поиску  путей совершенствования отраслевой государственной федерально-региональной системе повышения квалификации работников образования. И начать бы следовало с обсуждения статей проектируемого нового закона «Об образовании в РФ», касающихся порядка и условий повышения квалификации.  Уместно ожидать от Минобрнауки России подготовки документов, определяющих общий порядок организации повышения квалификации работников образования, государственные требования к образовательным программам в системе ДПО, порядок и условия аккредитации и лицензирования учреждений ДПО, и, наконец, самого типового положения о государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования. Как обеспечить мобильность педагогов при повышении квалификации, кто и как будет отвечать за результаты и качество повышения квалификации, как перестраивать повышение квалификации с опорой на современные ИКТ-технологии, у кого будут деньги на повышение квалификации, каковы нормативы финансирования, как формируются  рынок и государственно-муниципальные заказы на повышение квалификации? Об этом и многом другом в следующих номерах «Учительской газеты». ​Эдуард НИКИТИН, ректор АПКиППРО, доктор педагогических наук, профессор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте