Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии.
Лев Выготский
Детей младшего школьного возраста, которые обучаются по варианту адаптированной программы для обучающихся с задержкой психического развития, немало. Основанием для такого обучения служит заключение ЦПМПК. Образовательная организация конкретизирует рекомендации комиссии и выстраивает индивидуальный образовательный маршрут ребенка.
У этих детей наблюдаются несформированность и неравномерное развитие высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь). Крайне необходимо на ранних этапах выявить все дефициты и определить ресурсы всех высших психических функций ребенка, от этого будет зависеть результат коррекционно-развивающего обучения.
Дети с задержкой психического развития обладают определенными особенностями, и на основании этого формируются коррекционно-развивающие задачи для учителя и специалистов.
Развитие внимания
Внимание: слабое произвольное, неустойчивое; отмечаются трудности в переключении и распределении, низкий объем и концентрация.
Внимание – это процесс, который участвует в формировании всех учебных навыков, знаний и умений.
В практической деятельности детям сложно сосредоточиться на учебной задаче, они допускают специфические ошибки в письме, в математике и чтении.
Поэтому на каждом уроке учителю необходимо помогать и формировать у ребенка сознательное отношение к учебной деятельности.
Простые рекомендации смогут помочь учителю:
– сообщать информацию и инструкцию медленно, с многократным повторением, делать логические паузы и акценты на главном;
– использовать наглядные опоры к инструкциям и давать краткие комментарии;
– применять на уроках чередование деятельности (учеба, кратковременный отдых);
– использовать коррекционно-развивающие упражнения на развитие внимания на каждом уроке.
Развитие памяти
У обучающихся данной категории отмечается низкая способность к накоплению, сохранению, воспроизведению информации.
Для ребят будут полезны следующие рекомендации:
– заучивать стихи;
– пересказывать тексты с помощью опорного плана или наглядных картинок;
– выделять нужную информацию (правила) в рамку цветным карандашом и давать краткие комментарии, пояснения;
– в структуру урока включать упражнения на развитие памяти детей.
Развитие мышления
С помощью мышления происходит познавательная деятельность человека. У ребенка с ЗПР с большим трудом формируются операции мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование, конкретизация. Учителю необходимо понимать, что словесно-логическое мышление у детей формируется в медленном темпе.
Учитывая эти особенности, учитель может использовать специальные приемы и средства для развития мышления:
– разработать и применять алгоритмы-инструкции, алгоритмы-памятки, алгоритмы работы правилом, алгоритмы решения задачи, алгоритмы последовательности действий при выполнении задания;
– разработать и применять шаблоны для выполнения конкретного задания, показывающие последовательность действий;
– разработать и использовать задания, снабженные визуальной инструкцией;
– использовать задания с возможностью выбора из 2‑3 вариантов ответов.
Важно учитывать, что если ребенок может выполнять самостоятельно практическое задание, то необходимо постепенно сокращать использование специальных приемов и средств обучения.
Развитие восприятия и пространственно-временных представлений
Ребенку с ЗПР с большим трудом удается дифференцировать пространственные представления объектов, понимать временные отношения.
Учителю важно использовать в работе:
– цветные подсказки (обозначения вариантов пространственных отношений) – перед, за, через, вверху, внизу, слева, справа;
– использовать наглядные средства для изучения временных отношений (дидактическая игрушка «часы», плакаты, картинки, элементарные схемы);
– ориентирование в тетради: маркировка начала работы (желтая полоска), обозначение начала строки, проведение дополнительных наклонных линий, обозначение красной точкой нужной клетки.
Развитие речи
Речевое развитие детей с ЗПР обладает характерными особенностями: бедный словарный запас, часто встречаются нарушение звукопроизношения, ошибки, связанные с неправильным пониманием и применением слов в речи.
Для ребенка будет полезно выполнять следующие рекомендации:
– составлять рассказы с помощью сюжетных картинок;
– описывать иллюстрации с помощью направляющих вопросов учителя;
– выполнять артикуляционную гимнастику и упражнения на мелкую моторику;
– расширять словарный запас с помощью соотнесения «картинка – слово»;
– составлять простые тексты с помощью опорного плана и необходимых лексических средств по теме;
– читать простые тексты и отвечать на вопросы по содержанию текста.
Безусловно, эта работа должна быть системной и комплексной. Специалисты коррекционно-развивающего обучения продолжают на своих занятиях формировать и закреплять необходимые знания, умения и навыки у детей. Важно понимать, что все участники образовательного процесса должны руководствоваться едиными коррекционными задачами.
Только при такой системе комплексного взаимодействия возможны образовательные результаты, учебные достижения детей с особыми образовательными потребностями.
Ольга НОВИКОВА, методист школы №760 имени А.П.Маресьева; Татьяна ФЕДОРЧЕНКО, учитель класса для детей с особыми образовательными потребностями школы №760 имени А.П.Маресьева
Комментарии