search
main
Топ 10
На ОГЭ по математике в 2024 году разрешено использовать калькулятор Базовая математика. Отличный результат на ЕГЭ – результат хорошей подготовки Пермская школа оказалась в центре скандала из-за формулировок в учебном плане 12 учителей одной школы написали заявления об увольнении: скандал в Екатеринбурге не утихает ЕГЭ-2024: какие изменения ждут выпускников школ В Госдуме предложили поменять поход к процедуре назначения директоров школ В Курганской области ко Дню учителя станет известно имя первого Почетного работника образования Учителей, студентов и школьников приглашают принять участие в акции «Педагогический диктант» Кемеровский поселок рискует остаться без школы Финал «Учитель года России – 2023»: торжественное открытие состоится 22 сентября в Доме правительства Подмосковья Педагоги из Саратовской области будут получать повышенную зарплату за наставническую и методическую работу Для медицинских классов в Прикамье купят оборудование Кузбасские депутаты предложили больше поддерживать школьников и учителей В Черкесске прошли первые испытания конкурса «Лучший учитель родного языка и литературы» Полвека и более: педагогов-ветеранов чествовали в Чеченской Республике Объявлены имена лауреатов Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям-2023» Толстовский педуниверситет отметил 85-летие открытием педагогического «Кванториума» В Минпросвещения считают необходимым вернуться к советскому опыту профориентации школьников Перемену объявили в Иркутске, следующий звонок прозвенит в Красноярске Минпросвещения: финалисты конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» начинают бороться за победу
0

Картинка – слово

Учитывая особенности, учитель может использовать специальные приемы и средства для развития ребенка

Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии.

Лев Выготский

 

Детей младшего школьного возраста, которые обучаются по варианту адаптированной программы для обучающихся с задержкой психического развития, немало. Основанием для такого обучения служит заключение ЦПМПК. Образовательная организация конкретизирует рекомендации комиссии и выстраивает индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

У этих детей наблюдаются несформированность и неравномерное развитие высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь). Крайне необходимо на ранних этапах выявить все дефициты и определить ресурсы всех высших психических функций ребенка, от этого будет зависеть результат коррекционно-развивающего обучения.

Дети с задержкой психического развития обладают определенными особенностями, и на основании этого формируются коррекционно-развивающие задачи для учителя и специалистов.

Развитие внимания

Внимание: слабое произвольное, неустойчивое; отмечаются трудности в переключении и распределении, низкий объем и концентрация.

Внимание – это процесс, который участвует в формировании всех учебных навыков, знаний и умений.
В практической деятельности детям сложно сосредоточиться на учебной задаче, они допускают специфические ошибки в письме, в математике и чтении.

Поэтому на каждом уроке учителю необходимо помогать и формировать у ребенка сознательное отношение к учебной деятельности.

Простые рекомендации смогут помочь учителю:
– сообщать информацию и инструкцию медленно, с многократным повторением, делать логические паузы и акценты на главном;
– использовать наглядные опоры к инструкциям и давать краткие комментарии;
– применять на уроках чередование деятельности (учеба, кратковременный отдых);
– использовать коррекционно-развивающие упражнения на развитие внимания на каждом уроке.

Развитие памяти

У обучающихся данной категории отмечается низкая способность к накоплению, сохранению, воспроизведению информации.

Для ребят будут полезны следующие рекомендации:
– заучивать стихи;
– пересказывать тексты с помощью опорного плана или наглядных картинок;
– выделять нужную информацию (правила) в рамку цветным карандашом и давать краткие комментарии, пояснения;
– в структуру урока включать упражнения на развитие памяти детей.

Развитие мышления

С помощью мышления происходит познавательная деятельность человека. У ребенка с ЗПР с большим трудом формируются операции мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование, конкретизация. Учителю необходимо понимать, что словесно-логическое мышление у детей формируется в медленном темпе.

Учитывая эти особенности, учитель может использовать специальные приемы и средства для развития мышления:
– разработать и применять алгоритмы-инструкции, алгоритмы-памятки, алгоритмы работы правилом, алгоритмы решения задачи, алгоритмы последовательности действий при выполнении задания;
– разработать и применять шаблоны для выполнения конкретного задания, показывающие последовательность действий;
– разработать и использовать задания, снабженные визуальной инструкцией;
– использовать задания с возможностью выбора из 2‑3 вариантов ответов.

Важно учитывать, что если ребенок может выполнять самостоятельно практическое задание, то необходимо постепенно сокращать использование специальных приемов и средств обучения.

Развитие восприятия и пространственно-временных представлений

Ребенку с ЗПР с большим трудом удается дифференцировать пространственные представления объектов, понимать временные отношения.

Учителю важно использовать в работе:
– цветные подсказки (обозначения вариантов пространственных отношений) – перед, за, через, вверху, внизу, слева, справа;
– использовать наглядные средства для изучения временных отношений (дидактическая игрушка «часы», плакаты, картинки, элементарные схемы);
– ориентирование в тетради: маркировка начала работы (желтая полоска), обозначение начала строки, проведение дополнительных наклонных линий, обозначение красной точкой нужной клетки.

Развитие речи

Речевое развитие детей с ЗПР обладает характерными особенностями: бедный словарный запас, часто встречаются нарушение звукопроизношения, ошибки, связанные с неправильным пониманием и применением слов в речи.

Для ребенка будет полезно выполнять следующие рекомендации:
– составлять рассказы с помощью сюжетных картинок;
– описывать иллюстрации с помощью направляющих вопросов учителя;
– выполнять артикуляционную гимнастику и упражнения на мелкую моторику;
– расширять словарный запас с помощью соотнесения «картинка – слово»;
– составлять простые тексты с помощью опорного плана и необходимых лексических средств по теме;
– читать простые тексты и отвечать на вопросы по содержанию текста.

Безусловно, эта работа должна быть системной и комплексной. Специалисты коррекционно-развивающего обучения продолжают на своих занятиях формировать и закреплять необходимые знания, умения и навыки у детей. Важно понимать, что все участники образовательного процесса должны руководствоваться едиными коррекционными задачами.

Только при такой системе комплексного взаимодействия возможны образовательные результаты, учебные достижения детей с особыми образовательными потребностями.

Ольга НОВИКОВА, методист школы №760 имени А.П.Маресьева; Татьяна ФЕДОРЧЕНКО, учитель класса для детей с особыми образовательными потребностями школы №760 имени А.П.Маресьева

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте