Учитель истории из школы №5 Петрозаводска Никита БОРОВСКИЙ – человек деятельный. В 2020 году выпустился класс, в котором семь лет был классным папой. И уже сейчас вокруг Никиты Вячеславовича бегают его дети – шебутные шестиклассники. В школьном холле они экипируются – надевают обвязки, крутят в руках веревки, переговариваются и помогают тем, кто сам не справляется. «Делимся на две команды!» – командует учитель. Почти мгновенно дети разбиваются на две группы, и начинается соревнование. Веревка, десяток карабинов и целый урок. Шестиклассники успевают набегаться, посоревноваться и деятельно отдохнуть – снять и заново надеть снаряжение.
Никита Боровский поясняет, что в школе №5 работают общеобразовательные и кадетские классы. У кадет особая программа, в рамках которой и происходит освоение туристической премудрости. Между тем педагог уверен, что туризм – это ресурс абсолютно для всех школьников. Поэтому-то он и решил создать проект «Школа детского туризма: наставничество в действии», который получил поддержку Фонда президентских грантов. Цель проекта – развитие детского и юношеского туризма в Петрозаводске. Проект подготовил наставников-старшеклассников, которые помогают ребятам помладше освоить туристические навыки и ознакомиться с природой родного края.
– Идея проекта родилась года четыре назад. В школе создана база, есть люди, которые могут подобное осуществить. Идея проста – обучить как можно больше школьников базовому уровню туризма за небольшой промежуток времени. Я работаю с коллегой Александром Филем. Каждый из нас ведет пять-шесть групп. Больше мы не сможем, иначе придется жить в школе. Мы решили обратиться к опыту, когда старшие обучали младших. Подобное мы делали на «Зарнице», – рассказывает Никита Боровский.
– Вы обучали старшеклассников азам взаимообучения?
– Мы провели мастер-класс для старших школьников. Рассказали, как работать с маленькими группами. Основа и база закладывались ранее, на это ушло несколько лет. По сути, мы учили методике обучения и попутно тому, как выявлять лидера, как выруливать из конфликтов. Мы учили объяснять, как делать то, что является базой, – разводить костер, вязать самые необходимые узлы, устанавливать палатки, работать с компасом. Подготовка у нас проходила весной. Летом мы сходили в несколько походов на два-три дня. Мы отрабатывали взаимодействие в микрогруппах. Старшие с группами в три-четыре человека выполняли разные задания.
– Как развивались события дальше?
– В сентябре запустили большой мастер-класс на всю школу для пятых – восьмых классов. Задействованы были не только кадетские классы, а все. Кадеты вновь проводили обучение тех, кому это интересно. В принципе каждую неделю подобное занятие и проходило. За осень прошло более 50 обучающих встреч.
– Чем завершилось это обучение?
– Совместно с Детско-юношеским центром Петрозаводска участники проекта «Школа детского туризма: наставничество в действии» на практике проверили то, чему они научились. На соревнованиях «Кругосветка» туристические испытания прошли больше 200 школьников Петрозаводска. Состязались классы школы №5 и участники программы «Мы и общество». Переправа через ручей с помощью альпинистского снаряжения, стрельба из лука, ориентирование, установка палатки, вязание морских узлов, веревочные переправы, разведение огня трением… Дополнительную станцию к тем, что придумали организаторы, добавила капризная карельская погода. Но снегом и ветром туристов не испугаешь.
– По сути, это и стало завершением проекта?
– Для детей – да. У нас остались еще образовательные события для педагогов и родителей. Мы будем говорить об отдыхе детей и о том, как с ними ходить в лес. Знаю, что нередко учителя сталкиваются с необходимостью заполнять множество документов, связанных с организацией внешкольных событий и тем более выездов. Но хотел бы поделиться и собственным опытом. Даже маленькие путешествия очень меняют ребят, делают их более самостоятельными. А бумаги? К ним привыкаешь, с каждым разом заполнять и согласовывать их все легче.
– Зачем это нужно?
– Многие мои коллеги не ходят с детьми в лес в принципе. Первая причина – страх, а вторая – непонимание, что там можно делать. Цель мастер-классов – создать актив, который понимал бы, что делать можно – как ориентироваться в лесу, как разжечь костер. У учителей должна появиться небольшая группа ребят, на которых они бы могли опереться в небольшой экспедиции. В классе активных ребят обычно три – пять человек, которым можно показать, что существуют походы, лес, природа. Так дети узнали, что кроме телефона есть путешествия и приключения, этим можно заниматься уже сейчас.
В перспективе Никита Боровский мечтает организовать в школе собственный скалодром, чтобы тренировки проходили в самом учебном заведении без поправок на капризную карельскую погоду. На днях в школе открылась фотовыставка «Кругосветка». Ребята – участники соревнований увидели себя со стороны, а остальные посмотрели на то, как было здорово. При желании у каждого из учеников школы №5 есть возможность наверстать упущенное и почувствовать себя туристом.
Мария ГОЛУБЕВА, Республика Карелия
Комментарии