Очередное занятие цикла «Разговоры о важном» пройдет в российских школах 19 сентября. Урок посвятят 165-летию со дня рождения К. Э. Циолковского. Рассказываем, как его проведут для школьников разного возраста.
В новом учебном году в российских школах проводят цикл уроков «Разговоры о важном». Учителя уже провели 2 занятия – 5 и 12 сентября. Первое было посвящено Дню знаний, второе – теме «Наша страна – Россия», где речь шла о природных особенностях страны, ценностях и традициях. В сентябре школьникам предстоит побывать еще на двух занятиях цикла – 19 сентября урок посвятят Константину Циолковскому, а 26 сентября – Дню пожилых людей.
Для удобства учителей при подготовке уроков Минпросвещения опубликовало «Дневник классного руководителя». Он содержит анкету (нужно указать регион, населенный пункт, школу, класс), чек-лист с основными пунктами подготовки, анализ и комментарии непосредственно по темам. Вести данный дневник не обязательно, но он помогает педагогу лучше подготовиться к проведению «Разговоров о важном». Рассказываем о том, что ждет ребят на ближайшем занятии 19 сентября.
Темой урока станет «165-летие со дня рождения К. Э. Циолковского». К каждому уроку для определенных параллелей прилагаются сценарии, методические материалы, инструкции, видеоролики, презентации, интерактивные элементы.
Урок для учащихся 1–2 классов назовут «Мечтаю летать»
Ребят познакомят с жизнью и деятельностью изобретателя и ученого Константина Циолковского. С ними поговорят о таких качествах личности, как целеустремленность, умение мечтать, желание творчески подходить к делу. На уроке дети расширят свои представления о важности изобретений и трудов Циолковского для развития космонавтики.
Учитель покажет видеоролик о мечте человечества – полетах в космос, о роли Циолковского в реализации этой мечты. Ребята совершат путешествие по интерактивной карте, узнают о достижениях нашей страны в освоении космоса, о вкладе великого ученого в разработки, связанные с космическими полетами.
Учащимся, в частности, расскажут о детстве и юности известного изобретателя. У него рано умерла мать, в 10 лет он простудился и в результате осложнения почти полностью оглох. Читать семилетний Костя научился сам по книжкам «Сказки». Играть с друзьями ему мешала глухота. Мальчик увлекся конструированием, к окончанию гимназии соорудил паровой автомобильчик, аэростат и начал рисовать машины с крыльями. Учиться в гимназии глухому мальчику было непросто: он почти не слышал учителей. И в университете Циолковский тоже не смог учиться из-за глухоты. Все знания он осваивал самостоятельно: много читал, изучал математику. Вопреки болезни, мальчик много мечтал и стремился к знаниям.
В конце занятия ребятам предстоит выполнить интерактивные задания по итогам путешествия, а также на знания космических устройств. На дом им зададут творческое задание.
Урок для учащихся 3–4 классов
В ходе урока младшие школьники узнают о детских годах Циолковского, его учительской деятельности и вкладе в развитие космической отрасли нашей страны. Большая часть информации предлагаемого к показу видеоролика представлена в вопросах игры-соревнования.
Кроме преподавания, Константин Эдуардович занимался физическими опытами, астрономией, писал научные статьи. Он построил и запустил в небо воздушный шар, сконструировал дирижабль. Циолковскому принадлежит идея постройки аэроплана, батискафа. Он придумал ракету, изобрел реактивный двигатель. Идеи Константина Эдуардовича использованы при создании современных орбитальных станций. Его называют отцом космонавтики. По итогам занятия ребятам предстоит выполнить два интерактивных задания.
Урок для школьников 5–7 классов
Тема урока: «Невозможное сегодня станет возможным завтра» (К.Э. Циолковский). Занятие пройдет в форме эвристической беседы. Его посыл – «мечта – это сила, это смысл жизни». В интерактивной игре учащиеся вспомнят информацию, связанную с освоением космоса, что позволит сформулировать цель урока.
Школьникам предстоит поработать в группах с карточками, где описаны биографии известных ученых, чья жизнь была связана с космосом, космическими исследованиями. Продолжение разговора – уже в свободной форме – будет о мечте и героизме. Детям предложат интерактивное задание в форме викторины «Что? Где? Когда?».
Видеофильм, который продемонстрируют школьникам, расскажет о том, что Циолковский предложил особое ракетное топливо, разработал модели ракет, предложил создавать орбитальные космические станции. Все свои силы он отдавал науке и почти все учительское жалование в 27 рублей тратил на научные опыты. Свои первые научные работы «Теория газов», «Механика животного организма», «Продолжительность лучеиспускания Солнца» он отправил в столицу. Ему предложили вступить в Русское физико-химическое общество. Главным проектом Циолковского в тот момент был дирижабль.
Интерес к полетам над землей у Циолковского перерос в любовь к звездам, к далеким галактикам. В 1903 году он окончательно переключился на работы, связанные с освоением космоса. В сентябре 1935 года Циолковский скончался, но за несколько месяцев до этого выступил на радио перед слушателями и выразил уверенность в том, что космические путешествия будут осуществлены, и что многие радиослушатели будут свидетелями освоения космического пространства. И 4 октября 1957 года весь мир облетело сообщение: в Советском Союзе запущен первый искусственный спутник Земли. Эта дата стала началом космической эры. Именно об этом так долго мечтал Константин Эдуардович.
Урок для учащихся 8–9 классов
Занятие посвящено той же теме, что и урок для 5–6 классов. Школьникам расскажут о развитии астрономических знаний в истории человечества. Из видеофильма ребята узнают об отдельных эпизодах жизни и творчества Циолковского. Затем им предстоит групповая работа с текстом биографии ученого. Интерактивное задание в виде викторины «Что? Где? Когда?» закрепит полученную информацию.
Школьникам расскажут, что с детства, на протяжении своих 78 лет жизни, Циолковский «болел» идеей освоения космического пространства. Он опубликовал за свою жизнь 148 работ (большей частью статей и небольших брошюр), в архиве сохранилось более 600 неопубликованных рукописей. Несмотря на то, что Циолковский жил в Калуге, вдали от научных центров, не владел ни одним иностранным языком, он вел большую переписку с 7 зарубежными учеными, стремился распространять свои труды, заботясь не столько о своем приоритете, сколько об авторитете своей Родины. В 1909–1911 гг. ученому удалось запатентовать изобретение дирижабля в девяти странах: России, Германии, Франции, Бельгии, Австрии, Италии, Швеции, США и Великобритании.
Творческое задание ребята будут выполнять в письменной форме. Им предложат ответить на вопрос «Реализовались ли грезы о Земле и небе в жизни К.Э. Циолковского?»
Урок для 10–11 классов
Педагог расскажет детям о гражданском подвиге Циолковского во имя науки и своей страны. Видеоролик, который увидят школьники, повествует о выдающихся открытиях Циолковского, о его роли в освоении космоса. С детьми побеседуют о жизненном пути и открытиях Циолковского. Интерактивное задание пройдет в виде викторины, затем ребят ждет беседа на основе высказываний ученого. Второе интерактивное задание предполагает выбор верного ответа.
Школьникам расскажут и о других выдающихся ученых нашей страны. Например, напомнят, что становление российской науки связано с именем Михаила Васильевича Ломоносова, который в стремлении получить образование прошел свыше тысячи километров из родного Архангельска в Москву, с именем Дмитрия Ивановича Менделеева, создателя Периодической таблицы химических элементов, признанного величайшим химиком мира, и многих других.