Плохая работа памяти связана с различными расстройствами мозга, проблемами психического характера и просто возрастными изменениями в организме. Нейрофизиологи стараются найти факторы, способные улучшить ее эффективность, чтобы человек мог усваивать максимум информации как можно дольше.
Последнее время профессиональное внимание исследователей из Медицинского университета Хиого (Япония) было сосредоточено на изучении механизма дыхания человека. Именно в этой области им удалось сделать открытие, которое позволит улучшить свойства памяти и облегчить участь больных, страдающих психическими и другими нарушениями головного мозга.
Нейрофизиологи обнаружили способность дыхательных паттернов (предсказуемо повторяющиеся элементов какого-либо шаблона или образца) влиять на свойство памяти запоминать информацию. В заднем отделе коры больших полушарий расположен продолговатый мозг, который отвечает за основные процессы жизнедеятельности, в том числе за дыхание.
Из главного дыхательного центра человека, находящегося в мосту продолговатого мозга, нервными клетками постоянно посылаются импульсы, которые активируют дыхательный процесс, обеспечивая его спокойный равномерный ритм – от 10 до 15 вдохов-выдохов в минуту.
Изменение такого режима дыхания, в частности, изменение его частоты и паузы, оказывает существенное влияние на способности памяти. Происходит активизация гиппокампа – зоны мозга, в которой формируются эмоции, осуществляется консолидация памяти (ее переход от краткосрочного в долговременное состояние), а также корректируется пространственная память, необходимая для навигации.
Эксперименты проводились над генетически модифицированными грызунами, частотой дыхания которых биологи могли управлять. Выяснилось, что при нерегулярном дыхании память улучшается, а при замедлении дыхания происходит обратный эффект. Результаты исследования опубликованы в издании Nature Communication.
Ранее Сетевое издание «Учительская газета» рассказало, в какое время суток новая информация запоминается быстрее и легче. Сообщило о механизмах повышения мотивации и скорости обучения.
Комментарии