В 2014 году исполняется 110 лет со дня выхода царского указа «Каким должно быть образование, чтобы не навредить здоровью школьника». Вопрос, заданный царским указом, остается открытым по сей день.
Проблема сохранения здоровья детей – проблема национальной безопасности государства. Метафора «Дети – наше будущее» сегодня имеет новый ракурс понимания, поскольку мы говорим о развитии человеческого капитала страны. Демографический спад 90-х перешел в стабильный демографический рост настоящего времени, это позволяет позитивно прогнозировать развитие всех уровней образования, модернизировать и развивать образование с учетом прогнозов. В 2010 году в рамках профессиональной деятельности на государственной службе мне довелось участвовать в международном симпозиуме «Образование в Европе для гармоничного развития учащихся», участники которого обратились к парламентам европейских государств, национальным правительствам Европы и международным организациям с призывом объединить усилия для сохранения и развития образованности и здоровья детей. Этот международный форум, который проходил в Москве при участии представителей Совета Федерации, Государственной Думы, был знаковым, поскольку консолидировано на уровне всех государств были выделены три социально значимых тезиса по сохранению здоровья детей. Первый – образованность и здоровье детей – фундаментальные жизненные блага, качество которых определяется как уровень жизни каждого человека, так и состоятельность каждого государства. Второй – образование и здравоохранение в большинстве европейских стран рассматривают как самостоятельные сферы, однако задачи укрепления здоровья детей должны иметь комплексный и межведомственный характер. Третий – документы ВОЗ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ПАСЕ, декларирующие необходимость здорового образа жизни на уровне действующих государственных систем образования, должны быть обеспечены, усилены и подкреплены механизмами создания и развития современной инфраструктуры, природо- и культуросообразных условий, здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающих сохранение здоровья детей. Признано, что необходимо развивать педагогические программы и проекты формирования ответственного отношения к здоровью у детей и взрослых, реализовывать здоровьсберегающие образовательные технологии. Ясно, почему это надо. Современная образовательная сфера превратилась в ведущий фактор экономического роста: каждая единица затрат на образование дает отдачу на уровне 1,7-1,9 единицы объема ВВП, что очень показательные цифры. На 2014 год был спланирован второй международный симпозиум по вопросам здоровьесбережения. Это означает, что на государственном уровне всех стран мира внимание к сохранению здоровья детей в процессе образования остается повышенным. В ежегодном Послании Президента РФ Владимира Путина в декабре 2013 года было уделено внимание проблемам здоровьесбережения детей, отмечено, что особый акцент необходимо сделать на развитии системы профилактики. Президент РФ дал поручение спланировать с 2015 года обязательную ежегодную бесплатную диспансеризацию детей и подростков. Предложение президента о возрождении традиций милосердия, широкого развития волонтерского движения добровольцев, готовых принимать участие и оказывать посильную помощь нуждающимся в поддержке, помощи другим людям, говорит о том, что в основе всего духовное здоровье человека, чистота нравственности, готовность к сочувствию, понимание других. В этом баланс индивидуального и коллективного, гармоничность личного и общественного. Это, безусловно, может быть обеспечено формированием ответственного отношения к здоровью у школьников и системы школьного воспитания. Государственная позиция развития воспитания очевидна: «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны, впитавших ее ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить». Говоря о роли учителя, Владимир Путин подчеркнул, что современный учитель должен использовать в обучении современные технологии, в том числе уметь работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Достижения российских спортсменов в Паралимпиаде в Сочи продемонстрировали не только неограниченные возможности наших паралимпийцев, но и политическую волю к реализации продекларированных идей. Здоровье человека в государстве должно быть высочайшей ценностью, на это должны быть развернуты все социальные сферы: здравоохранение, образование, физическая культура и спорт, туризм. Рубль, вложенный сегодня в медицину, восстанавливает ресурсы здоровья на 6 рублей (тот же рубль, вложенный в физическую культуру, – на 42 рубля), и это государственный подход, но, как ни парадоксально, здоровье нации формируется не в системе здравоохранения, а в системе образования. Это тот важнейший универсальный социальный институт, где сосредоточены и завязаны все узловые вопросы сохранения здоровья детей, их формирования и полноценного развития. Здоровье как качественная характеристика обладает прежде всего социальными характеристиками образованности и здоровьесберегающей компетентности. Вот почему проблема сохранения здоровья нации коренится в системе образования. Медицина призвана лечить болезни, а образование в своем «всеохватывающем и всепронизывающем» социальном статусе призвано учить быть здоровым. Вот какой ракурс принимает эта проблема, а здоровье детей становится проблемой педагогики. Система здравоохранения дает нам статистику показателей состояния здоровья детей, поступающих в школу. Многие бьют тревогу: абсолютно здоровых детей ежегодно становится меньше. Однако и меняются сами показатели здорового человека. Кого считать абсолютно здоровым? Как на 100% сохранить здоровье в условиях вызовов глобализации, стрессовой жизни в мегаполисе? В 2011 году в Москве прошел XVI конгресс Европейского союза школьной и университетской медицины и здоровья «EUSUHM-2011». Данные, приведенные на этом конгрессе, вызвали тревогу: лишь 22% детей, поступающих на обучение в школу, могут быть признаны полностью здоровыми, а к 9-11-му классу хроническими болезнями страдают почти 70% российских школьников. За последнее десятилетие заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34%, в возрасте 15-17 лет – на 65%. По данным медицинской статистики, здоровыми можно назвать не более 2% выпускников, а детское население нашей страны составляет 25,985 млн человек, или 18,4% от всего населения. Эта проблема остается важнейшей на государственном уровне, поскольку здоровье детей и подростков – ключевой индикатор благополучия общества и государства. Как показывают данные диспансеризации обучающихся образовательных учреждений Москвы, проведенной в 2012 году, 25,9% школьников отнесены к I группе здоровья (основная физкультурная группа), 56,8% – к II группе здоровья (подготовительная группа), 15,5% – к III группе здоровья (специальная группа), около 1,7% школьников относят к IV и V группам здоровья (специальная группа). Эти цифры должны заставлять педагогов не просто беспокоиться, но и активно включаться в решение проблем обеспечения здоровья обучающихся и создания качественной здоровьесберегающей образовательной среды. Ведь важными факторами риска, снижающими показатели здоровья детей и подростков, выступают социальные факторы – нерегулярное и неполноценное по составу питание, связанная с ним избыточная или недостаточная масса тела, низкая доступность занятий спортом и физкультурой, недостаточная физическая нагрузка в течение дня.Надо подчеркнуть, что Правительство Москвы приоритетно оценивает архиважность этих вопросов. Они на контроле московского мэра Сергея Собянина. Забота об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения входит в число приоритетных задач государственной программы города Москвы «Столичное образование». В московской системе образования сложились традиции сбережения здоровья учащихся, в школах накоплен интересный и богатейший опыт организации многообразной работы по созданию здоровьесберегающей образовательной среды, по реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Теперь необходимо добиться того, чтобы этот опыт был использован каждой школой, поскольку задача укрепления физического и психического здоровья обучающихся должна стать первоочередной. На решение этих задач было нацелено одно из направлений деятельности Московского института развития образования. Изменение законодательной и нормативной базы внесло множество уточнений и изменений в организацию здоровьесберегающей деятельности в системе образования, что вызвало необходимость обновления, обобщения, систематизации самых последних современных нормативно-методических рекомендаций. Сотрудники Московского института развития образования в краткие сроки подготовили сборник нормативно-методических материалов «Охрана здоровья и формирование здорового образа жизни обучающихся в общеобразовательных организациях города Москвы». Руководители образовательных организаций Москвы оценили и поддержали такую научно-методическую помощь, поскольку сверхстремительное время изменило ландшафт здоровьесберегающего ресурса системы образования. Теперь законодательно определены и закреплены базовые позиции и понятия, которые на современном этапе определяют новый статус и расширение возможностей решения здоровьесберегающей проблемы в образовании: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей». Таким образом, налицо новый этап создания условий для сохранения здоровья всех детей, интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс общей школы, их социализация, гармонизация отношений всех участников образовательного процесса. Наверное, мы еще не успели оценить гуманистический смысл доступности образования в многопрофильных образовательных организациях, где сконцентрированы материально-технические и кадровые ресурсы, модернизирована образовательная среда, доступная для детей разных возможностей, создана современная инфраструктура для развития спорта, физической культуры, творчества, искусства, общения. Не случайно с легкой руки родительской общественности территориальные комплексы стали называться образовательными городками, где есть все необходимое и разнообразное по условиям и возможностям. Есть известное изречение: что сделает для здоровья учеников один учитель, не сделают десять врачей. Почему? Потому что учитель ближе всего к ученику, ребенку, доверие к учителю в области сохранения здоровья остается на достаточно высоком уровне, несмотря на подрывающее влияние СМИ, Интернета. Это показали результаты небольшого исследования, проведенного в Московском институте развития образования в 2013 году. Наши научные сотрудники провели мониторинг факторов влияния на здоровье школьников, в ходе которого было изучено мнение учащихся 3-6-х классов нескольких московских школ. Опрос включал несколько блоков вопросов, которые выявляли отношение учащихся к своему здоровью, вредным привычкам, информированность о правильном питании. Группа наших исследователей получила довольно показательные результаты. В среднем более 20% опрошенных школьников оценивают свое здоровье как «прекрасное», 63% школьников осознают, что забота о своем здоровье – это задача самого человека, 20% считают, что за здоровье детей отвечают их родители, 16% – что за это отвечают врачи. В качестве самого первого и доверительного источника информации по вопросам здоровья 92% школьников назвали своих родителей, врачам и психологам доверяют 60% опрошенных, учителя занимают важное место в качестве доверительного источника информации по вопросам здоровья, их назвали более 30% опрошенных, Интернету доверяют также более 30% детей. Как видно, учитель и школа остаются важным источником информации и ресурсом формирования позитивного отношения школьников к своему здоровью. Современные школьники проводят неограниченное время за компьютером (50%), недосыпают в связи с этим 50%, не во всех семьях в условиях темпов жизни мегаполиса соблюдают режим труда и отдыха (42%). Среди негативных факторов, влияющих на здоровье, можно назвать нахождение вблизи зон табачного дыма – 30%. Еще один важный фактор, влияющий на здоровье детей, – 39% опрошенных детей не завтракают перед школой! Это значит, что организация питания в школе имеет огромное значение для сохранения здоровья. Надо отметить, что проведенное исследование выявило, что у 84% опрошенных московских школьников сформировано адекватное представление о правильном питании, пользе и вреде продуктов, о вреде фастфуда имеют правильное представление 64% школьников. Подавляющее большинство школьников – 80% из числа опрошенных – выразили желание и готовность заниматься своим здоровьем и принимать участие в школьных проектах по укреплению своего здоровья.Здоровье школьников может сохранить здоровый учитель. Это факт! За мою многолетнюю государственную службу мне доводилось встречаться с огромным количеством учителей, и ни разу ни от одного учителя я не услышала о планах собственного оздоровления, лечения, о заботе о собственном здоровье. Учитель делится планами работы, учебными и воспитательными планами, но только не планами сохранения собственного здоровья! А ведь это опасно! Учитель, идущий на урок, должен быть заряжен здоровьем, энергией созидания, творчества, предвкушения радости общения. Сегодня надо помнить об этом важнейшем ресурсе национальной безопасности. Современному руководителю школы необходимо иметь еще один вектор развития кадрового потенциала – заботы о здоровье учителя. Аттестация, повышение квалификации, обеспечение качества образования имеет смысл только при одном базовом условии: если учитель здоров, если он с радостью идет в класс к детям, если школа, в которой он работает, такая, из которой не хочется уходить домой, – школа эмоционального равновесия, педагогического счастья, профессионального роста, общественного признания. Мария ЛАЗУТОВА, доктор исторических наук, профессор
Комментарии