В школе Александр Васильевич ЛИТВИНОВ работает более 20 лет. Он директор и учитель истории 10-й средней школы г.Лабинска Краснодарского края. Лауреат конкурса “Учитель года России-94”. Автор задачника “История становится ближе”, вышедшего в московском издательстве “Народное образование” в 1996 году. Литвинову я задала простые вопросы.
– Как надо сейчас преподавать историю в школе? Что является основополагающим?
– Прежде всего надо помочь ребенку осознать все, что происходит вокруг, через призму исторических фактов и событий, через весь процесс бытия. Чтобы наш ученик не просто оценивал, что хорошо, а что плохо (так в истории никогда не было и не будет), а понимал, почему произошло то или иное событие. В преподавании истории есть несколько факторов, которые способствуют тому, чтобы ее понимание действительно состоялось. Первый – инициирование интереса. В данном случае мне особенно помогают познавательные задачи, которые я сам составляю. Учебный материал часто насыщен фактами и событиями, но нет в нем “изюминки”. Надо побудить детей к размышлению, удивлять ребенка. Второй фактор – ситуация успеха. Ее обязательно нужно создать на уроке, чтобы помочь ребенку проявить себя. Чтобы он почувствовал, что может ответить на любой вопрос. Можно сразу поставить детей в какую-то тупиковую ситуацию. Например, зачем военному предводителю Японии в 1600 году в походе были нужны 7 котов? Дети дают массу версий, которые позволяют увидеть широту воспринимаемого ими мира. Ситуация успеха определяется еще и тем, что ребята могут использовать собственный опыт. Особенно здорово это видно на уроках, посвященных быту древних славян, наших предков. Мы всегда были двоеверцами, язычество у нас всегда шло наравне с христианством. Эти обряды и верования продолжают существовать даже сегодня. Вдруг ребенок на уроке вспоминает какие-то слова бабушки, услышанное от нее поверье. Почему она в это поверила? Он узнает, что так думали его дальние предки, пытается объяснить и понять, почему. Третий фактор – чтение книг. Удивление и интерес, ситуация успеха – все это приобщает ребенка к чтению.
– Трудно ли учителю создать историческую задачу?
– Нужен очень интересный факт, но это еще не значит, что задача получится. Необходимо прийти к ответу путем размышления. Цель наша: наравне с развитием эрудиционной памяти – развитие творческой поисковой памяти.
– Сколько задач вы всего составили?
– Более 500. Все они обладают элементами занимательности, дополняют материал, а в ряде случаев я могу провести урок только на решении задач. Некоторые задачи я поправляю, так как вижу, что в условии чего-то не хватает для работы мысли.
Мои задачи были напечатаны в детских московских журналах, и я получил большой отклик. А затем отдельной книгой вышел мой задачник. Там много самых разных тем, задачи посвящены славянам, древним грекам, римлянам, египтянам, китайцам. Я особенно рад, что удалось сделать два раздела: животные и растения в истории народов мира. Детям они очень нравятся, ведь окружающий их мир вдруг заговорил и стал участником истории.
– Есть ли у вас любимая историческая задача?
– Обычно это задачи, составленные на основании легенд. Вот одна из них. Древние греки были убеждены, что Зевс дал им жизнь короткую, но яркую и хорошую. Человек по своей сообразительности построил дом и стал жить. Наступили холода. К человеку прибежал конь и попросил приюта. Человек согласился, но поставил условие, чтобы конь отдал ему часть своих лет. Потом пришел бык и тоже попросил приюта. Человек не возражал, но снова поставил то же условие. А затем появилась собака и также подарила ему часть своих лет. Древние греки были убеждены, что те годы, которые отвел им Зевс, они живут счастливо – по-человечески. Когда же доживают до бычьих лет, становятся тружениками и страдальцами. “Каким же бывает человек, доживший до конских лет и до собачьего века?” – спрашиваю я у ребят. В ответах на такой вопрос виден весь социальный срез класса. Дети высказывают свои догадки, а я вижу их отношение к людям вообще, к действительности. Возраст собаки – это возраст старости. Ребенок может сказать, что человек становится ворчливым и сварливым, но при этом дает какой-то комментарий, который характерно показывает его отношение к старикам.
– Задачи помогают мыслить, но наверняка случаются и курьезы?
– Я не имею права смеяться над ребятами, только вместе с ними. Могу улыбнуться про себя. Так, например, одна девочка восприняла возраст собаки как возраст мудрости и сказала, что, по ее мнению, человек, доживая до собачьих лет, становится мудрым, он все знает, “вот как вы!” Как же тут не улыбнуться?
Светлана КАЗЕНОВА
Комментарии