search
main
0

Какие перемены грядут в профессиональном образовании?

Наступивший год судя по всему будет нелегким для России, в том числе и для профессионального образования. Как сложится судьба профессиональных училищ, техникумов и колледжей в связи с переходом на региональный уровень финансирования? Какие перемены грядут в профессиональном образовании? И наконец – каковы итоги года ушедшего?

Именно об этом рассуждают наши эксперты – директор Красногорского оптико-электронного колледжа, президент Союза директоров ссузов России Виктор ДЕМИН, ректор Государственного университета – Высшей школы экономики Ярослав КУЗЬМИНОВ и ректор МГТУ имени Баумана, председатель Совета ректоров Москвы и Московской области Игорь ФЕДОРОВ.

Виктор ДЕМИН, директор Красногорского оптико-электронного колледжа, президент Союза директоров ссузов России: Проблема года – кадры!

– Главное событие уходящего года для среднего профессионального образования страны, на мой взгляд, – это визит первого сентября Президента РФ Владимира Путина в ссуз – Красногорский оптико-электронный колледж. Во время своего посещения президент еще раз подчеркнул важность и необходимость опережающего развития среднего профессионального образования. Президент также обозначил главные критерии качественной работы ссузов – мобильность и успешность их выпускников, а также гибкость и адаптивность ссузов к требованиям рынка. Успешность экономики России, увеличение валового национального продукта во многом будет зависеть от качества подготовки специалистов, их умения работать в новых условиях, отметил президент.

Сегодня к среднему профессиональному образованию предъявляются новые требования: уже работает новое поколение государственных стандартов, формируются новые механизмы взаимодействия с социальными партнерами. В этом вопросе большая роль отводится Союзу директоров ссузов. Наконец, можно говорить о том, что 2003 год несколько оздоровил экономику учебных заведений в плане материально-учебной базы за счет внебюджетных средств. Среди наиболее острых проблем года – кадровая. Нас волнует подготовка преподавателей для системы среднего профобразования, где 70 процентов учебного времени – это практико-ориентированное обучение, формирование определенных навыков и умений. Все это определяет характер и специфику подготовки преподавателей ссузов. После визита президента наконец-то решается вопрос об установлении надбавок к заработной плате педагогов ссузов, имеющих ученые степени и звания.

Кроме того, в этом году шла большая подготовительная работа по оптимизации системы управления в СПО. Сегодня отрабатывается механизм передачи этих учебных заведений и их оптимизация с точки зрения интеграции между учебными заведениями СПО и вхождения в состав университетских комплексов. Мы боимся перевода на региональный уровень, поскольку в условиях существующей неопределенности вузы всеми правдами и неправдами постараются взять средние специальные учебные заведения под свое крыло, а потом просто их ликвидируют, присвоив материально-учебную базу ссузов. В результате сотни преподавателей средних специальных учебных заведений и студентов окажутся на улице. К сожалению, есть примеры, пускай и единичные, когда система СПО разрушается в результате того, что формирование университетских комплексов идет нецеленаправленно. Оптимизация сегодня вызывает определенные проблемы и в регионах. Не каждый из них готов принять ссузы под свое руководство. Все это ставит под вопрос будущее учебных заведений. Кроме того, мы сталкиваемся с объективными явлениями, когда рынок труда не всегда бывает заинтересован в высоком качестве подготовки специалистов. Потребность в специалистах деформирована, а значит, мы не можем на нее влиять, конкуренция на рынке труда отсутствует, кадровый менеджмент на ряде предприятий несовершенен. Механизмы новых отношений с работодателями еще только формируются и пока что неэффективны. Кроме того, низок уровень оплаты молодого специалиста.

Сегодня, к сожалению, мы пока не видим серьезных решений по увеличению бюджетных ассигнований для развития системы СПО, так что в 2004 году нам придется быть более конструктивными в работе с новой Государственной Думой при формировании бюджета в 2005 году.

В конце года прошло расширенное заседание президиума Союза директоров ссузов, на котором были рассмотрены вопросы Болонского процесса и Копенгагенской конференции, где шла речь о признании российских дипломов, в том числе и средних специальных учебных заведений. Создание единого образовательного общеевропейского пространства требует изменения структуры и содержания средней профессиональной школы. Мы приняли участие в съезде ассоциаций профессионального образования Европы. Союзу директоров ссузов было предложено вступить в Европейский союз профессионального образования.

Игорь Федоров, ректор МГТУ имени Баумана, председатель Совета ректоров Москвы и Московской области: Нужны специалисты в области высоких технологий

– Среди важнейших событий уходящего года, несомненно, – вхождение России в Болонский процесс. Но пока лишь подписана декларация, и, на мой взгляд, конкретно это событие еще никак не отразилось на жизни российской высшей школы. Хотя во многих вузах России, в том числе и нашем, многоступенчатая подготовка ведется уже давно, но, чего греха таить, российский работодатель пока что не особо жалует новоиспеченных бакалавров и магистров, отдавая предпочтение традиционным специалистам – инженерам, учителям, врачам… Куда более важное влияние на нас в 2003 году оказывали решение VII съезда Российского союза ректоров высших учебных заведений, который прошел в декабре 2002 года. Именно там шла речь о стратегии модернизации высшего образования, на VII съезде было принято постановление о введении категории «ведущий вуз РФ», а также высказано предложение о создании Московской декларации, аналогичной Болонской.

В наступающем году нас ждет напряженная работа по совершенствованию образовательных программ и планов, а также по реструктуризации направлений подготовки в плане увеличения выпуска специалистов в области высоких технологий. Радует, что в 2003 году увеличился прием на новые и перспективные специальности, связанные с техническими направлениями. По-прежнему острой остается проблема недостаточного финансирования высшей школы. И как следствие этого – недостаток в молодых преподавательских кадрах, старение профессорско-преподавательского состава.

Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор Государственного университета – Высшей школы экономики: НПО – это попытка одновременно поехать в разные стороны

– Финансирование системы СПО в основном удалось удержать на федеральном уровне. На мой взгляд, это правильно, потому что учреждения СПО сейчас очень близки к вузам. И нам нужно в соответствии с мировыми тенденциями подтягивать их к вузовскому уровню образования, то есть делать нормальным техническим бакалавриатом, который есть во многих странах. Иначе объединять учреждения СПО с вузами в университетские комплексы потом, когда у них окажется по несколько учредителей, будет достаточно сложно. Поэтому я доволен тем, что министр образования Владимир Филиппов и его первый заместитель Григорий Балыхин отстояли большую часть техникумов и оставили их пока на федеральном бюджете.

Что касается учреждений НПО, то они передаются в регионы. В ближайшие два-три года с ними произойдут достаточно серьезные изменения, потому что у нас резко сократится поток выпускников из 9-го класса: к 2010 году – на 40%, а к 2013 году – наполовину. Это означает, что нам нужно разработать совершенно иные стимулы для тех, кто выбирает карьеру исполнителя. Это должен быть очень квалифицированный исполнитель, вполне возможно, что он будет все-таки с вузовским образованием. То есть эта промежуточная прослойка в системе образования или исчезает, или становится базовой.

Пока же ПТУ объединяет в себе попытку поехать одновременно в две разные стороны: дать общее среднее образование и предоставить квалификацию. И в итоге выпускает рабочих с квалификацией 3-4-го разряда, тогда как на рынке востребован пятый-шестой, не говоря уже об обучении на устарелой технической базе. По всей видимости, путь, которым мы должны пойти, – ликвидация этой системы как таковой, выделение собственно профессиональных блоков, которые бы никакой второй задачи не решали. И мы должны большинство детей учить в полной средней школе. После этого они могут пройти профподготовку за год-полтора и получить нормальную квалификацию.

Регионы в первую очередь заинтересованы в том, чтобы у них велась подготовка квалифицированных рабочих, а это из центра сделать невозможно, к тому же в ведении территорий также сеть школ. Так что передача НПО на региональный уровень – совершенно правильная идея.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте