Доха, Катар. Это место, где на саммит WISE ежегодно собираются ученые и инноваторы со всего мира, чтобы обсудить лучшие инициативы в области образования. В любой стране, неважно, богата она или бедна, образование открывает широкие возможности перед каждым, кто им обладает.Задача саммита – продвижение инициатив его лауреатов на международный уровень в интересах всеобщего образования.
Учись и работай!
Важнейший вопрос, обсуждавшийся в ходе дебатов на саммите – финансирование образования, и одна из основных тем – смогут ли частно-государственные партнерства или система поручительств со стороны образовательных учреждений способствовать предоставлению качественных образовательных услуг при ограниченных государственных дотациях. На саммите была продемонстрирована разработанная в Чикаго Объединенная программа Кристо Рей «Учись и работай» (Cristo Rey Network Corporate Work Study Program). Эта программа помогает детям из наиболее социально-неблагополучных районов многих городов США, в особенности представителям этнических меньшинств, получить необходимые знания, раскрыть свои таланты и способности, которые они смогут применить в колледже и на работе. Учащиеся по пять дней в месяц работают на низких или стартовых позициях в учреждениях, которые перечисляют заработную плату на их обучение. Проект дает устойчивый доход, при этом он не опирается исключительно на традиционный сбор средств или государственное финансирование. В 2011-2012 учебном году школьники заработали 37 млн. долларов США на свое обучение. Организация Кристо Рей оказывает поддержку 25 частным средним школам по всей Америке, помогает 7400 учащимся и сотрудничает с 1700 компаниями. Эта программа представляет собой доступную высококачественную альтернативу частному образованию, дает надежду на защищенное и обеспеченное будущее и возможность самореализации тысячам молодых людей. Наиболее важный стимул для внедрения кардинальных изменений в образование детей из малообеспеченных слоев населения – это убежденность в том, что студенты из незащищенных категорий граждан могут быть успешными только в том случае, если они получат достойное образование. Сейчас среди учителей все еще бытует стереотип, что дети, растущие в малообеспеченных семьях, менее способны к усвоению знаний. В результате, планка требований как к ученикам, так и к качеству работы преподавателей оказывается заниженной. Но все должно быть совершенно иначе – любой ученик, независимо от расы или экономического положения может хорошо учиться и его знания могут отвечать самым высоким требованиям. Именно поэтому преподаватели должны нести ответственность за повышение уровня успеваемости учеников. Только так дети получат качественное образование и будут готовы к успешной жизни. Как показывают данные клиринговой палаты National Student Clearinghouse, 88% выпускников Кристо Рей 2008-2011 годов поступили в колледжи. 97% заканчивают школу с высокими результатами. Почему? Программа Кристо Рей использует образовательную модель с такими обучающими методиками и инструментами, которые целенаправленно развивают эффективность преподавания и улучшают успеваемость учеников. Студенты Кристо Рей получают также и необходимую психологическую поддержку. Даже находясь вне класса, ученики продолжают обучаться. Благодаря «Учись и работай» работодатель выступает также как советчик и наставник для учащихся, т.е. становится тем, кем для них является преподаватель в классе. Создатели этой обучающей инициативы говорят, что, согласно последнему исследованию, выпускники Кристо Рей отмечают – именно программа «Учись и работай» помогла им быть успешными в колледже и многого достигнуть, она помогла им учиться и мечтать. Объединенная Программа Кристо Рей «Учись и работай» наряду с пятью другими выдающимися проектами, стала лауреатом премии WISE Awards 2012 и была признана примером преподавания и эталоном того, как можно налаживать взаимовыгодное сотрудничество с бизнес-структурами. Пассивное обучение? Вчерашний день! Инициатива Al Jisr School-Business Partnerships (Морокко) На саммите WISE речь шла о технологиях преподавания в 21 веке. Как перейти от пассивного обучения в классе к методам, которые позволят открыть ученику современный мир во всем его многообразии? Как адаптировать профессиональные компетенции учителей к тем требованиям, которые им предъявляются? Товарищество бизнес-школ Аль-Джиср в Марокко (Al Jisr School-Business Partnerships in Morocco), о которой рассказано в Книге WISE «Учиться жить: инновации в образовании для работы», с помощью наставников знакомит молодых людей из неблагополучных районов с основными принципами создания и ведения собственного бизнеса. Это практическая форма обучения, которая поощряет студентов принимать самостоятельные решения. Этот проект стал импульсом к созданию компаний, во главе которых встали студенты, многие из которых продолжают совершенствовать свои знания и навыки даже после окончания формального курса обучения. Миссия бизнес-школ Аль-Джиср – улучшить качество обучения, вовлекая в это бизнес, от которого ждут не благотворительности, а взаимовыгодного сотрудничества. Цель – использовать знания, инструменты бизнес-сектора для более качественного управления и улучшения образовательного процесса в учебных заведениях. В каждой школе организуется Комитет поддержки, а вовлеченные бизнес-лидеры, администраторы, учителя, учащиеся и родители становятся партнерами в общем деле повышения качества образования и функционирования школы. Председатель и главный исполнительный директор организации Injaz Аль-Магриб и основатель бизнес-школ Аль-Джиср, лауреат WISE Awards 2011 года, Мухаммед Аббад Андалусси признается, что убедить бизнес-сообщество начать сотрудничество было непросто: «Наши основные аргументы в необходимости их участия в образовательной инициативе были таковы: \”Вы инвестируете в образование, вы инвестируете в будущее; вы делаете вклад в построение стабильного общества». Компании согласны сотрудничать со школьным Комитетами поддержки и финансировать их при условии, что школы сами будут стремиться к качественным изменениям и преобразованиям. Вместе партнеры несут ответственность за сотрудничество в тех инициативах, которые призваны повышать качество образования. Первым шагом Комитетов поддержки стало проведение оценки потребностей школы. Вторым – помощь Комитету в разработке плана действий, который бы проводил необходимые изменения. Третий шаг – это помощь Комитетов поддержки в практическом осуществлении намеченного плана. Четвертый шаг – проведение оценки эффективности. В результате школы оснащаются новым оборудованием, появляются компьютерные классы, ремонтируются здания и игровые зоны, разрабатываются и внедряются внеклассные мероприятия. Все эти изменения происходят при поддержке и сотрудничестве с Microsoft. Большое внимание уделяется уровню квалификации самих преподавателей – их знания тоже оцениваются и при необходимости проводятся специальные курсы по обучающим методикам. В этом существенную помощь оказывает организация Международного бакалавриата. При содействии организации Injaz, члена Junior Achievement Worldwide учащиеся получают от руководителей знания по вопросам предпринимательства, финансовой грамотности и просто жизненных навыков. Благодаря усилиям этой программы в более чем 300 школах качество образования заметно выросло. Многие из выпускников таких экспериментальных школ в будущем планируют создать собственный бизнес. Все в школу! Победитель WISE Prize 2012 – Мадхав Чаван Саммит WISE открылся объявлением победителя премии WISE Prize 2012: награда досталась тому, кто внес выдающийся мировой вклад в образование. Международное жюри, в состав которого входят заслуженные деятели образования, выбрало человека, стремящегося изменить статус-кво существующей системы образования, подобрать инновационное решение вопросам, которые еще долгое время будут открытыми. «У меня было много друзей, борющихся за права женщин, работающих над популяризацией науки. Я сказал им – ни одна из целей, которые вы ставите перед собой, не будет достигнута, если люди не научатся читать и писать», – вспоминает о старте своей инициативы Мадхав Чаван, соучредитель и глава Организации Pratham, лауреат премии WISE Prize 2012. В свое время он, молодой преподаватель химии в Университет Мумбаи был поражен тем, в какой нищете живут люди в этом городе. Именно тогда у него родилась идея изменить бедственное положение. По его мнению, именно низкий уровень образованности был основным препятствием для развития страны. Он сумел грамотно использовать сотрудничество ЮНИСЕФ и городских властей, чтобы каждый ребенок мог ходить в школу и получать качественное образование. Чувство социальной справедливости сподвигло его на создание масштабного проекта с изначально низкими затратами. Благодаря совместному участию государственных структур, корпоративных ресурсов и работе добровольцев результат превзошел все ожидания – на сегодняшний день миссия распространилась на 17 из 28 штатов Индии. Основной фокус инициативы Мадхава Чавана – дошкольное образование, обеспечение знаниями детей, посещающих школу и тех, кто лишен такой возможности, навыки работы на компьютерах, профессиональная подготовка и специальные программы для детей из уязвимых слоев населения и работающих детей. Независимые исследования показали, что дошкольники, задействованные инициативой Pratham, имеют гораздо больше шансов посещать начальную школу, нежели другие их сверстники. И именно дети из Pratham демонстрируют наиболее высокую успеваемость на уроках. Научный подход этого проекта включает в себя мониторинг и оценивание на всех его этапах. Благодаря тому, что эта инициатива вызвала общенациональный интерес, ежегодное исследование НПО в Индии (Annual Status of Education Report (ASER) высоко оценило Pratham по количеству учащихся, материально-техническому обеспечению и качеству образования. Уже сегодня инициатива воспроизведена в ряде стран Азии и Африки. По словам Мадхава Чавана, он всецело разделяет врученную ему награду с теми, кто вместе с ним работает над этим проектом. Вместе с тем, он считает, что еще многое предстоит осуществить в деле образования. WISE Awards – собрание лучших образовательных инициатив по всему миру
Каждый год премия WISE Awards находит, показывает и популяризирует шесть инновационных образовательных проектов, которые способны изменить к лучшему систему образования и общество в целом. Организаторы надеются, что эти проекты вдохновят участников на адаптацию этих или подобных методик у себя в стране. Проекты-победители устанавливают новые стандарты для мирового сообщества. WISE в свою очередь, дает им возможность рассказать о своей инициативе и способствовать дальнейшему ее распространению. Огромное разнообразие проектов в числе претендентов и лауреатов премии WISE – собрание лучших образовательных инициатив по всему миру, которые должны стать достоянием каждого, кто так или иначе вовлечен в процесс образования. Как показал проведенный по итогам саммита 2012 опрос, 76% респондентов считают, что необходимо наращивать потенциал педагогов к восприятию, внедрению и созданию инновационных изменений в образовании. 51% считают, что наиболее действенной и эффективной инвестицией в образование может быть непрерывное профессиональное развитие.
WISE Prize – это самая значимая премия в области образования, по престижу не уступающая наиболее известным международным наградам в области литературы, экономики, сохранения мира и др. WISE Prize вручается человеку или группе до 6 участников за выдающийся вклад в образование.
NB! Во Всемирном саммите по инновациям в сфере образовании WISE, прошедшем с 13 по 15 ноября 2012 года, приняло участие более тысячи ведущих экспертов в образовании, инноваторов, руководящих лиц более чем из ста стран мира. Международная организация WISE была создана в 2009 году по инициативе Ее Высочества шейхи Мозы бинт Нассер, Главы Фонда Катара по поддержке образования, науки и общественного развития. Первая премия WISE Prize в области образования была вручена в 2011 году сэру Фазли Хасан Абеду, основателю и председателю Бангладешского комитета развития села (BRAC), улучшившего жизнь миллионов людей на трех континентах посредством образования. Сейчас WISE является ключевой площадкой для обсуждения инноваций в образовании, а также программ, которые были реализованы на различных уровнях в самых разных уголках земного шара.
Руководство WISE Е.П. Шейх Абдулла бин Али Аль-Тани, доктор философии, председатель WISE: Е.П. Шейх Абдулла бин Али Аль-Тани является ректором университета Хамад бен Халифа – исследовательского университета, созданного на базе сотрудничества международных партнеров. На сегодняшний день Университет Хамад бен Халифа включает 10 учебных центров, предлагающих большой выбор образовательных программ для студентов и аспирантов, а также Университет оказывает поддержку в проведении исследований. Ожидается, что по мере развития процесса интеграции, новые партнеры университета будут вносить свой вклад в предоставлении высоких стандартов обучения. Д-р Аль-Тани также является вице-президентом образовательного кластера Фонда Катара и Председателем Всемирного саммита по инновациям в сфере образования (WISE). На Мировом Экономическом Форуме Аль-Тани назвали Молодым Лидером Международного масштаба за его работу в сфере образовательных инноваций на региональном уровне. В 2010 году шейх Абдулла организовал встречу министров по вопросу качества образования в арабском мире, по итогам которой 17 арабских государств внедрили единую систему оценки начального образования. Помимо многочисленных постов, связанных с образованием, шейх Аль-Тани является членом Катарского Центра Лидеров, созданного по инициативе Его Величества шейха Тамима бин Хамада Аль-Тани, престолонаследника Катара. Доктор Аль-Тани входит в Высший совет Катара по вопросам образования, который занимается реформой образовательного цикла, охватывающего начальное и среднее образование. Он запустил проект строительства Национальной библиотеки Катара, где будет храниться самая большая коллекция книг Арабского мира. Аль-Тани входит в Исполнительный Совет Мировой электронной библиотеки при Библиотеке Конгресса в Вашингтоне и в Управление Института Непрерывного Обучения ЮНЕСКО, расположенного в Гамбурге. Шейх Аль-Тани назначен членом Попечительского Совета Американского Университета Бейрута, является членом Попечительского Совета 3-го Института общественной политики Дж. Бейкера при Университете Райс в Хьюстоне, штат Техас. Также он – член правления Палестинского Центра «Счастливый Ребенок», предоставляющего пособия детям-инвалидам. После получения докторской степени Университета в Саутгемптоне (Великобритания) в области жилищно-гражданского строительства Аль-Тани преподавал инженерное дело в Университете Катара. Сейчас он является председателем Исполнительного Совета и членом Попечительского Совета этого учебного заведения. Доктор Аль-Тани является членом совета директоров компании «Накилат» – национальной газотранспортной корпорации, которая представляет собой ключевое звено цепочки транспортировки сжиженного газа в Катар.
Фото предоставлено пресс-службой WISE
Комментарии