«Учительская газета» продолжает освещать тему зарплат педагогов в регионах страны.
В Новгородской области выплаты за классное руководство постоянны. На эти выплаты предусмотрены отдельные средства стимулирующего фонда, расчет которых закреплен в областном законе Новгородской области от 10.12.2013 № 382ОЗ «О порядке расчета субвенций бюджетам муниципальных районов, городского округа». В среднем, выплата в месяц составляет 1,5 тысяч рублей за работу с одним классом.
Вслед за Санкт-Петербургом и Екатеринбургом о ситуации с оплатой труда в начале нового учебного года рассказывают директора школ и учителя Новгородской области.
Валентина Александрова, директор школы села Опеченский Посад Боровичского района:
– Передо мной лежит сводная таблица – сколько учителя нашей школы получали с 2012-го по 2015 годы. Средняя заработная плата у нас в 2012 году (когда в школе работало 12 учителей) составила 16 083 тысяч рублей. В 2013-м (в школе было 11 педагогов) средняя зарплата сделала скачок до 19 415 тысяч. В 2014-м (в школе работало 12 учителей), средняя зарплата упала до 16 486 рублей. В начале 2015-го (опять стало 11 учителей) средняя зарплата поднялась до 21 003 рублей.
От чего зависит уровень зарплат? Во-первых, как мы видим по приведенным выше цифрам, срабатывает правило: чем меньше людей в коллективе, тем выше зарплата. В этом учебном году в нашем педколлективе стало 12 человек, а в конце прошлого учебного года было 11. Поэтому в начале 2015-16 учебного года я ожидаю некоторого падения средней зарплаты по нашему учреждению.
Второй фактор – количество классов-комплектов. Снова взглянем на те же цифры, которые я приводила вначале. В 2014 году зарплаты учителей упали еще и потому, что у нас не оказалось 10 класса. Сложилось так, что все выпускники 9 класса решили получать профессиональное образование. Соответственно, нагрузка учителей оказалась меньше. На сентябрь нынешнего года у нас в школе 11 классов-комплектов. Значит, этот фактор на наши зарплаты не повлияет.
Из чего складываются сейчас наши зарплаты? Кроме того, что каждый учитель получает деньги за часы (а педагоги получают по-разному, потому что у кого-то 18 часов, а у кого-то 25), ему выплачиваются дополнительно 0,25 ставки за работу в условиях сельской местности, оценивается также образование и наличие квалификационной категории. Кроме того, педагогам выплачиваются стимулирующие и компенсационные выплаты. Компенсационные выплаты – за увеличение объема работы. Их мы назначаем за проверку тетрадей, за ведение записей в системе электронных журналов. А стимулирующие выплаты назначают, например, за победы в олимпиадах.
Снова взглянем на те же цифры зарплат по годам. Стимулирующие выплаты у нас в школе были довольно большими в 2013 году и резко упали в 2014 году. Если в 2013-м наша внутришкольная комиссия расписывала по положению все возможные достижения и устанавливала баллы, то в уже в 2014 году мы от системы начисления баллов отказались. Настолько малы были деньги, что не имело смысла их делить.
Таким образом, в нынешнем учебном году мы оставили выплаты лишь за проверку тетрадей и за электронный журнал. Только если у кого-то будет очень значимая победа в конкурсах, олимпиадах, тогда этот педагог сможет рассчитывать на дополнительную стимулирующую выплату. За проверку тетрадей мы доплачиваем 500-800-1000 рублей. За электронный журнал, если средства есть, выплачиваем по тысяче, если нет, то чуть меньше.
Еще тысячу рублей педагоги получают за классное руководство, это из федерального бюджета. Но и то не тысячу ровно. Она полагается за полный класс-комплект, то есть, в сельской школе, за 14 человек. А у нас нет ни одного класса по 14 человек. Самое большее – 13, а есть классы и по 7-9 учеников.
При этом сумма в 21 003 рублей на конец прошлого учебного года – это ведь средняя заработная плата по нашей школе. Это значит, что кто-то из педагогов получает 23 тысячи, а кто-то и 12.
Хотелось бы, чтобы государство по достоинству оценило труд учителя. На сегодняшний день наши зарплаты нуждаются в том, чтобы их поднимали.
От автора: сообщаем нашим читателям любопытный факт: школа села Опеченский Посад дважды вошла в список лучших сельских школ России (список, подготовленный Московским центром непрерывного математического образования при информационной поддержке «Учительской газеты» и содействии Минобрнауки России) в 2013 и 2014 годах.
Что ж, узнаем теперь, как живется в период кризиса учительских зарплат другой «звездной» школе Новгородчины. Гимназия №3 Великого Новгорода в 2006 и 2007 годах получала гранты Президента РФ в рамках ПНП «Образование». Кроме того, это учреждение первым в регионе вошло в автономию – еще в 2009-м. О зарплатах своих педагогов нам рассказал директор гимназии Александр Жмурко:
– Понятие средней заработной платы – термин финансовый и не всегда верно понимаемый работниками. В нашей гимназии эта сумма в 2015 году была в пределах 26 тысяч рублей, но это, еще раз уточняю, средняя зарплата.
С сентября 2015 года сокращения стимулирующих выплат у нас не ожидается – ведь бюджет рассчитан по 31 декабря. Что будет в 2016? Получим бюджет, сначала рассчитаем все основные выплаты, а то, что останется, направим в стимулирующую часть. Но она и сегодня в фонде заработной платы составляет не больше 30 процентов. А вот у каждого работника доля стимулирующих выплат разная в объеме его заработной платы. У кого-то она 5 % или 10 % , а кого-то и 50-60%. Но это – выбор самого работника. У стимулирующей части есть парадокс – чем лучше вы работали и получили большое количество баллов, тем меньше будет стоимость балла. Мы периодически напоминаем об этом учителям.
У нас есть отдельная шкала оценки работы классного руководителя. По ней максимальная выплата может быть 4000 рублей плюс так называемая президентская тысяча. Хотя когда она вводилась лет 10 назад – это были серьезные деньги. Сейчас эта сумма уже слишком мала.
В некоторых регионах педагогов собираются перевести на срочные контракты на 9 месяцев — с 1 сентября по 31 мая, то есть после учебного года учитель должен будет уволиться из школы на лето. Но, я думаю, в Новгородской области вряд ли может быть подобная практика. Экономия весьма призрачная, так как учителя работают по 30 июня – экзамены, пришкольные лагеря. А затем – отпуск 56 дней или, в любом случае, выплата компенсации. Выигрыш в десять дней при выплате компенсации и потери несоизмеримы. Люди не будут трудиться в условиях нестабильной работы. Школа – не тот организм, в котором срочный контракт может помочь. Это была бы практически катастрофа.
Руководитель департамента образования и молодежной политики Новгородской области Александр Ширин занимает этот важный пост недавно, с нынешнего лета. Однако Александр Глебович согласился дать свой комментарий к ситуации с зарплатами педагогов «Учительской газете»:
– По итогам 2014 года средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций составила 25 655 рублей.
Департамент образования и молодежной политики Новгородской области до конца 2015 года не планирует сокращение стимулирующих выплат педагогам. Стоимостное выражение 1 балла в критериях оценки деятельности работников образовательных организаций осуществляет сама образовательная организация. В связи с тем, что сокращение фонда оплаты труда педагогических работников до конца 2015 года не планируется, то не предполагается и сокращение стимулирующих выплат, соответственно и стоимостного выражения балла.
В Новгородской области выплаты за классное руководство постоянны. На эти выплаты предусмотрены отдельные средства стимулирующего фонда, расчет которых закреплен в областном законе Новгородской области от 10.12.2013 № 382-ОЗ «О порядке расчета субвенций бюджетам муниципальных районов, городского округа». В среднем, выплата в месяц составляет 1,5 тысяч рублей за работу с одним классом.
В школах региона массовый перевод на срочные контракты для педагогических работников списочного состава не практикуется.
От автора. Сверим еще раз цифры. Получается, что в гимназии №3 Великого Новгорода размер средней зарплаты учителей соответствует аналогичной цифре по области. А вот в школе села Опеченский Посад средняя зарплата «не догоняет» аналогичную областную примерно на 4,5 тысячи рублей. Между тем, в этой сельской школе работают отличные учителя – они, например, были наставниками победительницы Всероссийской олимпиады по праву 2014 года Валентины Страховой. Почему же такая разница? Можно еще и еще раз перечитывать комментарии директоров и пытаться это понять. Но невольно задаешься вопросом: почему нельзя сделать так, чтобы в каждой школе страны учителя получали высокую, достойную зарплату и были педагогами, а не экономистами…
Фото автора
Комментарии