search
main
0

Как защитить школы?

В Беслане террористы показали, что для достижения своих преступных целей используют любые средства и методы, не останавливаясь перед зверскими убийствами детей. Сразу после бесланской трагедии во власти и обществе начали дружно бить тревогу: школы беззащитны перед террором! Но прошло время, и эта кампания стала затихать. А между тем деятельность международных экстремистских и террористических организаций остается серьезной угрозой дестабилизации социально-политической ситуации в России. И общество должно быть постоянно готово к террористическим атакам, уметь грамотно противостоять им. Этой публикацией, предоставленной специалистами охранной деятельности, мы решили привлечь внимание к столь острой проблеме.

В центре Москвы

Об обеспечении антитеррористической безопасности образовательных учреждений рассказала начальник Центрального окружного управления образования Департамента образования Москвы Вера Лопатина.

Эти проблемы возникли давно, и трагедия в Беслане еще раз показала, что успокаиваться нельзя. Опираясь на поддержку префекта Центрального административного округа Сергея Байдакова, окружное управление образования совершенствует антитеррористическую защиту образовательных учреждений, разрабатывает обязательный для каждого из них комплекс мер.

На основании приказа столичного Департамента образования Москвы о вводе в штатное расписание должности заместителя руководителя по обеспечению безопасности в каждом образовательном учреждении ЦАО в 2004-2005 учебном году назначен такой специалист. Эти должности в приоритетном порядке комплектуются бывшими и действующими сотрудниками силовых ведомств (ФСБ, МВД, ГОЧС). В их обязанности входит обеспечение пропускного режима, взаимодействие с охранными структурами, подготовка документов по антитеррористической безопасности, проведение практических занятий по вопросам безопасности с персоналом, учащимися и т.д. Окружное управление образования создало систему профессиональной подготовки заместителей по безопасности, включающую семинары, учебно-методические сборы, обмен опытом.

В образовательных учреждениях разработан принципиально новый документ – паспорт безопасности (антитеррористической защищенности). В него входят сведения о составе учащихся, характеристика учреждений, ситуационные планы взаимодействия с правоохранительными органами и другие вопросы. При разработке паспорта безопасности составляются инструкции и алгоритмы действий персонала образовательного учреждения в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, в ряде школ введена карта безопасности учащегося, используемая в качестве пропуска. Предлагается также разработать новый документ – паспорт безопасности учащегося, в котором наряду с другими должны быть сведения о группе крови и медицинских противопоказаниях.

Игра всерьез

Центральное окружное управление образования совместно с муниципалитетом «Хамовники» и частными охранными предприятиями (ЧОП) их городской ассоциацией «Школа без опасности» во главе с О.Н. Завалюевым, впервые организовали и провели военно-патриотическую игру «Путь без опасности». В ней участвовали учащиеся 8-9 классов. Их разделили на «своих» и «чужих». Правила игры предписывали различать противников, проявлять бдительность, например, не брать у «чужих» продукты питания, воду, не трогать незнакомые предметы и т.д. В игре действовала группа, которая провоцировала ребят на такие поступки, проводились занятия по оказанию первой медпомощи, отрабатывались действия в экстремальных ситуациях, при обнаружении подозрительных предметов, пожаре.

Всеми конкурсами руководили профессионалы управлений ГОЧС и противопожарной службы административного округа. Игра высветила проблемы формирования у детей навыков безопасности. Так, лишь 4 команды из 20 не поддались на провокационные уговоры «чужих» взять у них угощение, «помочь убрать» незнакомые предметы. Несмотря на то, что условия игры предполагали повышенную бдительность, большинство учащихся проявили излишнюю доверчивость.

По результатам игры были сделаны выводы о том, что предмет ОБЖ должен стать иным, насыщенным практической информацией. Конечно же, педагоги образовательных учреждений проводят разъяснительную работу с родителями по вопросам безопасности. Часть курса Основ безопасности жизнедеятельности интегрирована в другие предметы. Со старшеклассниками эти вопросы рассматриваются в рамках ОБЖ. Классные руководители, обучаемые заместителями по безопасности, проводят занятия по мерам безопасности, антитеррористической защите и правилам поведения в чрезвычайных ситуациях. Но игра показала, что необходимо придать этой работе более конкретный, прикладной характер.

Охрана

Для улучшения технического обеспечения охраны образовательных учреждений окружное управление образования совместно с Управлением ГОЧС, УВД, вневедомственной охраной и частными охранными предприятиями рассмотрело различные варианты установки технических средств безопасности, кнопок тревожной сигнализации и создания четкой системы реагирования на сигналы из образовательных учреждений на пульты вневедомственной охраны УВД округа. На первом этапе кнопками тревожной сигнализации оснащены преимущественно образовательные учреждения круглосуточного пребывания детей. И эта работа продолжается, разрабатываются дополнительные технические меры безопасности. В частности, для слабослышащих воспитанников предусмотрены альтернативные варианты информирования о чрезвычайных ситуациях – световая сигнализация, специальные сигналы, подаваемые учителями.

В этой работе учитывается и специфика учреждений с круглосуточным пребыванием детей. Наряду с круглосуточной охраной практикуются дежурства воспитателей, дополнительные ночные дежурные. По ночам охрану этих учреждений регулярно проверяют руководство ЧОПов, УВД округа, управления образования.

На базе окружной диспетчерской службы создается единая система реагирования на сигналы в масштабах округа.

Перспективное направление технического оснащения – оборудование школ системами видеонаблюдения и автоматическими системами контроля доступа.

Префект ЦАО Москвы принял решение за счет префектуры Центрального округа обеспечить установку тревожных кнопок во всех образовательных учреждениях, ремонт или при необходимости возведение новых заборов вокруг образовательных учреждений, а также видеонаблюдение в 15 школах и 31 детсаду.

Управление образования округа вместе с руководителями образовательных учреждений ищет неиспользованные резервы повышения безопасности учащихся. К ним прежде всего относятся новое качество взаимодействия и координации деятельности управления образования с оперативными службами округа и ЧОПами, под охраной которых находятся многие из 328 образовательных учреждений ЦАО.

Управление образования систематически проводит оперативные совещания с руководителями ЧОПов, анализирует недостатки, намечает пути их устранения. Департамент образования Москвы ежегодно проводит смотры-конкурсы ЧОПов. По итогам года определяются наиболее эффективно работающие ЧОПы, которым предоставляется право охраны образовательных учреждений соответствующего округа столицы. В 2004 г. Департамент образования рекомендовал для работы в школах 84 надежных охранных предприятия, которые распределены по районам города.

Оплата услуг охраны в школах в основном ложится на плечи родителей. В Москве она составляет в среднем 50-150 рублей в месяц за одного ребенка.

По сравнению с охранниками, нанимаемыми школами самостоятельно, сотрудники ЧОПов обладают навыками и знаниями для действий в чрезвычайных ситуациях, а также предусмотренными законом правами и полномочиями. Их руководство организовало систему подготовки охранников, включающую обучение действиям, правовую подготовку.

Для своевременного реагирования на происшествия планируются дежурства мобильной группы ЧОП из трех сотрудников. Помимо контрольных функций в обязанности этой группы входит помощь оперативным службам при чрезвычайных ситуациях, принятие дополнительных мер защиты в других образовательных учреждениях района.

Зарубежный опыт

А как организована охрана учебных заведений в Израиле, где проявления терроризма стали повседневностью? Ответ на этот вопрос предоставили эксперты Союза охранных предприятий «Русь», побывавшие у своих израильских коллег в рамках программы профессиональной подготовки.

Там в каждом учебном заведении с числом учащихся более 100 полиция устанавливает охранника частного предприятия и контролирует его охрану. Каждодневное управление охраной – в ведении офицера безопасности местной мэрии. В течение рабочего дня полиция и инспекторы охранного предприятия проводят проверки, включая имитацию проноса взрывного устройства или огнестрельного оружия.

Строго регламентированы действия охранника, начиная от осмотров здания и прилегающей территории, проверки всех входящих и заканчивая предотвращением враждебных действий, а в случае нападения – вступлением в бой независимо от соотношения сил.

Во время повышенной опасности или согласно требованиям правоохранительных органов выставляется дополнительное наблюдение. Определены обязательные компоненты оборудования. К ним относятся забор по установленным стандартам, ворота, телефон, кнопка тревоги, громкоговорители, сторожевая будка и связь с ней. Предусмотрены и рекомендованные (дополнительные) компоненты.

По решению полиции может быть организовано дополнительное патрулирование внутри учебного заведения и автомобильное – между несколькими учебными заведениями, осуществляемое полицейскими.

На территорию учебного заведения разрешено вносить оружие для самозащиты, упреждения нападения, а также формирования у учащихся и работников уверенности в безопасности.

Политика министерства образования Израиля состоит в том, чтобы в каждом учебном заведении было как можно больше единиц оружия. Работник учебного заведения, получив оружие в личное пользование, несет за него ответственность на работе, дома, во время отдыха и т.д. Дополнительно к оружию, выданному министерством образования Израиля, по согласованию с местной администрацией можно получить огнестрельное оружие в армии обороны Израиля, добровольной гражданской обороне, погранвойсках (жандармерии) и т.д. В учебном заведении носителем оружия может быть только человек, имеющий специальное на то разрешение.

Особое внимание уделяется изучению служащими и учениками правил поведения в критических ситуациях (при обнаружении подозрительного предмета, нападении террористов, попытке захвата учебного заведения и заложников), проведению регулярных учений.

Для помощи руководству и ответственному за внутреннюю безопасность учебного заведения в критической ситуации в каждом учебном заведении создаются группы первой готовности – вооруженная (охрана, преподаватели и служащие), оказания первой медпомощи, пожарная и группа поддержания общего порядка. Они образуются из учеников старших классов, преподавателей, служащих учебного заведения и проходят регулярную переподготовку.

Один из основных элементов безопасности учебного заведения – бдительность всех, кто находится в нем. Для этого проводятся регулярные беседы, лекции с конкретными примерами и их тщательным разбором, разъясняются принципы действий террористических организаций и отрабатывается общая линия поведения учащихся, преподавателей и служащих.

Ученикам также разъясняют правила действий при обнаружении подозрительного предмета. Офицер безопасности местной мэрии через ответственного за безопасность учебного заведения размещает на доске объявлений плакаты с четкими инструкциями о том, как вести себя в этой ситуации.

В начале учебного года семинары, инструктажи об обнаружении подозрительных предметов проводят ответственные за безопасность учебного года, преподаватели, офицер безопасности учебных заведений при местной мэрии, представители и саперы полиции.

Установлены степени готовности, которые объявляет полиция. Определен перечень мер, предпринимаемых в учебном заведении при объявлении каждой из них.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте