Уже к середине учебного года многие дети начинают ходить в школу без энтузиазма, лишь потому, что «так надо». Особенно это касается учеников младших классов. Как поддержать ребенка в такой ситуации, что ему нужно говорить обязательно, а чего вообще не стоит? Об этом рассказал профессор психологии, наставник-консультант и автор книги «Отстаньте от ребенка! Простые правила мудрых родителей» Марина Мелия.
Эксперт дает родителям несколько советов, которые помогут им в случае, если ребенок не проявляет заинтересованности в учебе, «из-под палки» делает домашние задания, а иногда просто не хочет идти в школу. Их опубликовал сервис deti.mail.ru.
Совет первый: не произносите общих фраз о пользе учебы
Если вы заметили у своего ребенка снижение интереса к урокам и одноклассникам, а школа вообще отходит для него на второй план, необходимо выяснить причину. Лишь после этого стоит предпринимать какие-то действия.
Независимо от того, почему вдруг ребенок так охладел к учебе, не следует призывать его учиться. Особенно если перед вами – подросток. Родительские фразы о предстоящем ЕГЭ, о том, что без учебы невозможно реализоваться в профессии, будут вызывать лишь раздражение. Современные дети приведут множество примеров, когда образование не играло принципиальной роли для жизненного пути известных личностей: вспомнят и Стива Джобса, и Билла Гейтса, которые без университетской скамьи смогли стать теми, кем они стали. Подрастающее поколение в этом плане сегодня очень подковано.
Совет второй: хвалить ребенка надо за его старание, а не за природные способности
К психологам часто родители обращаются с вопросами, как правильно детей хвалить и как часто можно это делать. Похвала – непременный атрибут воспитания. Однако этим инструментом надо правильно пользоваться. Хвалить надо за сделанные усилия – старание, терпение, упорство. Так что вместо «У тебя получится, потому что ты самый способный», лучше сказать: «Ты сегодня много время провел за занятием, какой ты упорный!». Если похвалу адресовать природным способностям ребенка, то результат будет хуже. Как показали исследования американских ученых, в этом случае дети перестают стремиться к результату, и, если итог не оправдает ожиданий, ребенок будет чувствовать, что не соответствует заданной планке. Станет бояться ошибок, чтобы его талант не оказался под сомнением.
В случае, когда ребенок получает похвалу за усилия, в случае неудач он начинает стараться больше прежнего. Такое поведение приведет его к лучшим результатам.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало о популярных «токсичных» фразах родителей, которых в общении с детьми психологи советуют избегать.
Совет третий: не сравнивайте ребенка с другими детьми
Многие родители ошибочно полагают, что сравнение ребенка с кем-то мотивирует его на дальнейшее развитие. На деле все наоборот: сравнение вызывает лишь неловкость, а иногда зависть или злость. И это вполне объяснимо: сравнивая человека с кем-то, мы обесцениваем его личность. При этом не важно, в какую сторону сравнение. Подобная «похвала» действует не лучшим образом, разрушает дружбу и хорошие отношения. Для детей дружба имеет чрезвычайно важное значение. Пожалуй, единственное сравнение, которое могу допустить родители – это сравнение ребенка с ним самим в прошлом: его нынешние успехи с прежними достижениями.
Например: «Ты сегодня подтянулся 15 раз, а вчера только двенадцать, молодец!» Чтобы вести себя подобным образом и правильно хвалить ребенка, поначалу родителям придется прикладывать некоторые усилия и следить за тем, что они говорят. Но позднее такой подход станет привычным – и обязательно принесет свои плоды.
Совет четвертый: помните, что процесс – важнее результата
Если вы полагаете, что похвала и поощрения важны только при достижении результата, то ошибаетесь. «Сдашь на пятерку экзамен – купим планшет» – неверный подход. Результаты станут заметнее, если родители станут поощрять за действие, а не за итог. При этом награда не обязана быть материальной — ей может стать похвала или поездка, совместный поход на какое-то мероприятие, можно оплатить какие-то интеллектуальные или спортивные занятия.
Так что стоит иметь в виду, что важными являются тактические победы, а не итоги стратегии. До ребенка лучше доносить конкретные ожидания и планы, а не общие суждения. Результат не заставит себя ждать, если ребенку дать четкие задания: попросить позаниматься математикой 50 минут или подготовить доклад на конкретную тему. В этом случае ребенок поймет, что именно от него ждут, и будет придерживаться плана.
Если же от него требуют «вообще» хорошо учиться, «вообще» хорошо себя вести, «вообще» хорошо сдать экзамены, то школьник – особенно младший – теряется, ведь сложные виды деятельности ему пока непросто раздробить по этапам.
Совет пятый: надо учить ребенка быть самостоятельным
Стоит учесть, что нет единого рецепта, как это делать. С одним ребенком долгое время приходится вместе делать уроки или следить за тем, чтобы он, наконец, за них взялся, а с другим о помощи в выполнении домашних заданий можно даже не задумываться – ребенок все делает сам. Здесь у каждого все очень индивидуально. Однако один общий момент все же есть: в самом начале, как только ребенок начал учиться в первом классе, родителям нужно обязательно интересоваться, сделал ли он уроки, что интересного было в школе и собрал ли он портфель на завтра. Постепенно эти функции можно перекладывать на его плечи.
Сразу стать самостоятельным вряд ли получится. Даже взрослые, попадая на новое место работы, не могут оперативно освоиться. Детям это делать значительно сложнее.
Комментарии