В период взросления ребенок сталкивается со множеством трудностей: он познает мир и учится взаимодействовать с ним, набираясь жизненного опыта. Вот только не все трудности ребенок способен преодолеть сам, и об этом взрослые, увы, частенько забывают, относясь к детям с теми же требованиями, что предъявляются обществом ко взрослым. «Ты уже не маленький, ты в 5‑м классе, что, так сложно понять, что написано в учебнике?!», «Ты уже в 7‑м классе, мы с папой работаем, я что должна постоянно заходить в электронный дневник и следить за твоими оценками?!», «Мы на уроке это разбирали со всем классом, а ты, что, спал?!» – такого рода замечания слышит ребенок в своей жизни достаточно часто.
Попытка переложить ответственность только на плечи ребенка – способ очень простой, но и самый губительный для его психологического здоровья и развития.
Процесс становления личности, формирования морально-ценностных ориентиров долгий и сложный. От того, сколько усилий будет потрачено родителями и учителями на развитие каждого ребенка, зависит итоговый результат. Конечно, нельзя сказать, что на жизнь ребенка влияют только родители и школа, на самом ребенке также лежит ответственность за свое будущее, но будем честны: именно мы, взрослые, создаем условия развития и социализации будущего поколения.
С самого рождения ребенку необходимо уделять много внимания: разговаривать с ним, читать ему, гулять с ним, развивать его интерес к миру и разным видам деятельности, как практически полезным (вроде завязывания шнурков и использования столовых приборов), так и стимулирующим развитие творческого потенциала. Школа перенимает эстафету у родителей: учит, воспитывает и заботится о ребятах. Каждый учитель должен направлять, помогать и корректировать поведение учеников, бороться за их будущее, вкладывать душу в свою работу. Нельзя отворачиваться от сложных ребят, ведь за каждым их нарушением дисциплины, двойкой, скандалом стоит какая-то история, в некоторых случаях трагическая.
В дошкольные группы принимают детей с полутора лет, и профессиональные воспитатели сумеют проследить за тем, чтобы ребенок не только был под присмотром и получил навыки социализации, но и развивал творческие способности, навык чтения, получал первый в жизни опыт исследовательской деятельности и многое другое. По сути, это выход для родителей, растящих детей в одиночку и не имеющих возможности совмещать заработок и надлежащее (для всестороннего развития ребенка) воспитание.
Будущее наших детей в наших руках! Родители и учителя обязаны вместе проводить ребенка по пути взросления, не перекладывая друг на друга вину за неудачи и проблемы. Только тогда мы сможем помочь сегодняшним детям завтра стать порядочными, ответственными и небезразличными взрослыми.
Юрий ДОЛГАНОВ, учитель географии и биологии школы №121
Комментарии