search
main
0

Как удержать в школе молодежь? На этот вопрос отвечают волгоградские учителя

Проведение «круглых столов» давно вошло в практику Волгоградского областного комитета Профсоюза работников народного образования и науки. Такая форма позволяет наиболее объективно проанализировать те или иные проблемы, правильно оценить ситуацию, а главное, сообща выработать приемлемые пути для улучшения социальной обстановки в педагогических коллективах.

Недавно за очередным «круглым столом» обком собрал молодых учителей и воспитателей образовательных учреждений. Дело в том, что проблема «молодежь и школа» как в целом по стране, так и в нашем регионе вызывает тревогу.

По официальной статистике сегодня в образовательных учреждениях Волгоградской области трудятся всего 8,6% учителей и воспитателей со стажем до пяти лет. И это при том, что ежегодно сотни рабочих мест остаются свободными. Допустим, на 1 сентября нынешнего года в области было 400 педагогических вакансий.

По словам председателя обкома Лидии Нестеренко, тревожит профсоюз и процесс старения педагогических кадров. Сейчас доля учителей пенсионного возраста составляет в области 10,2%. А учитывая, что проводимая пенсионная реформа предлагает опытным педагогам выбор: жить на нищенскую зарплату или уйти на заслуженный отдых (благо размер пенсий все же планомерно растет) – это в ближайшее время может обернуться еще более значительной потерей учителей в школах.

Именно для того, чтобы всесторонне обсудить проблему закрепляемости молодых кадров в отрасли и определить меры по ее решению, обком и пригласил за «круглый стол» по одному молодому учителю и воспитателю от каждого района области, а также представителей органов власти, управления образования, учебных заведений по подготовке и повышению квалификации кадров и, разумеется, активистов отраслевых профсоюзных первичек.

В ходе подготовки «круглого стола» обком провел выборочный опрос 195 молодых педагогов средних школ, детских садов и учреждений дополнительного образования. Ответы позволили судить об их интересе к избранной специальности, материальном положении, профессиональном росте, психологическом климате в коллективе.

Результаты опроса и выступления участников «круглого стола» позволяют нарисовать следующую картину.

Отток молодых специалистов из образовательных учреждений наблюдается чаще всего после одного-двух лет работы. И основной причиной является, безусловно, низкая заработная плата. С 1 октября нынешнего года у молодого учителя 7-го разряда она составляет 1110 рублей, 8-го разряда – 1220 рублей и не достигает даже половины прожиточного минимума трудоспособного населения Волгоградской области.

Другой фактор, влияющий на уход молодежи из школы, – бытовая неустроенность. По этой причине сегодня молодым учителям все труднее создать и обеспечить семью, приобрести жилье. В настоящее время в очереди на улучшение жилищных условий в области стоит более 350 молодых педагогов. И большинство из них перспектив получения жилья, к сожалению, не видит.

В ходе дискуссии отмечалось и то, что большой объем фундаментальных знаний, полученных молодыми педагогами в вузах, оказывается невостребованным в школе. Иными словами, налицо разрыв между теорией и практикой, особенно разительный в сельских образовательных учреждениях.

С горечью говорили участники встречи и о том, что в образовании области утрачен системный подход в создании научно-методической базы, отсутствует четкая программа по трудоустройству педагогических кадров. Сданы во многом, увы, и некогда крепкие позиции по наставничеству.

Ну а главной причиной сложившегося положения, констатировали участники «круглого стола», является отсутствие на федеральном и региональном уровне кадровой политики в сфере образования и законодательно закрепленного статуса молодого специалиста.

Что же необходимо конкретно сегодня предпринять, дабы удержать молодого учителя в классе? Этот вопрос я адресовал некоторым участникам встречи.

Ольга РУМЯНЦЕВА, преподаватель лицея № 3 Тракторозаводского района Волгограда: «В первую очередь необходимо обустроить быт молодых учителей, помочь им с жильем. Хотелось бы также более существенной прибавки к зарплате, реальных льгот на коммунальные услуги и проезд в общественном транспорте. Думаю, уже этого будет достаточно для закрепления молодых педагогов».

Роман МОЛОДЕЦКИЙ, учитель 92-й школы Краснооктябрьского района Волгограда: «С 2000 по 2003 год к нам поступили на работу 111 молодых учителей, из которых 36 ушли. И в основном из-за тяжелого материального положения. Поэтому вопросы защиты социально-экономических прав и интересов именно молодых педагогов должны сегодня быть для профсоюза наиглавнейшими.

Надо, разумеется, всемерно укреплять в обществе и престиж учительской профессии. Поскольку именно престижность обуславливает наличие молодежи в школе. А координировать всю молодежную политику должны советы молодых педагогов. Я, кстати, являюсь председателем такого совета у нас в районе. Хотелось бы, чтобы в его работе наравне с профсоюзом активно участвовали и представители администрации школ и органов управления образованием. Ведь надо признать, что пока реальной власти такие советы не имеют. Даже для того, чтобы собрать молодых учителей, необходимо согласие директора школы.

И еще. Сегодня на местах необходимо проводить правовой всеобуч молодых педагогов. Они четко должны знать свои права и обязанности. Потому что за мизерную зарплату учитель выполняет зачастую слишком много функций…»

Елена ГРИШНОВА, учитель школы № 18 г. Камышина: «К сказанному моими коллегами добавлю, что молодому учителю необходим гарантированный социальный пакет, обеспечивающий ему и его семье нормальную жизнь, доступность лечения и оздоровления. А для этого действительно нужна координация всех органов, причастных к образованию. Необходимо реальное социальное партнерство на всех уровнях. Пока же мы этого не ощущаем. Между тем судьбу учителя, тем более молодого, должны решать все вместе».

Итогом обсуждения за «круглым столом» стало обращение участников встречи к органам законодательной и исполнительной власти, управления образованием и организациям учительского профсоюза Волгоградской области. В нем изложены конкретные предложения, призванные усилить закрепляемость молодых педагогических кадров.

В частности, в городах и районах области необходимо создать комиссии по работе с молодыми учителями и воспитателями, включив в их состав представителей органов власти и управления образованием, территориальных организаций отраслевого профсоюза, методических и социально-психологических служб.

При заключении территориальных соглашений и коллективных договоров предусмотреть меры по повышению статуса молодого специалиста. Создавать условия для роста профессионального мастерства молодых учителей и воспитателей, облегчения их адаптации в коллективах. Повышать уровень социальной защищенности в вопросах оплаты труда, обеспечения жильем, социальных гарантий и льгот, в том числе в области медицинского обслуживания, организации досуга и отдыха.

– Мы убеждены, – сказала, завершая встречу, председатель обкома профсоюза Лидия Нестеренко, – что решить проблему закрепляемости молодежи можно только путем повышения профессионализма педагогов, подготовки педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни. Мы также уверены, что в условиях реформирования российского образования школа может и должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений. И потенциал для этого у учительства нашей области и отраслевого профсоюза есть немалый.

Валерий РАЧКИН, корреспондент пресс-центра Волгоградского облсовпрофа

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте